Что понимают под функциональной неграмотностью приведите примеры. Как безграмотность влияет на успех в учёбе и работе

Выступая на съезде уполномоченных по правам детей, Павел Астахов озвучил такие цифры: в 2011 году в России 30 тысяч детей в возрасте от 7 до 18 лет не учились, 670 тысяч подростков были неграмотны или малограмотны, из них 610 тысяч имели лишь начальное общее образование, 37 тысяч не имели образования вообще. Подростки с тех пор выросли. Значит, сейчас более полумиллиона малограмотных молодых людей где-то как-то работают - в нашем мире высоких технологий, многочисленных гаджетов и бесчисленных инструкций… Читать-то они, конечно, умеют, но вот в состоянии ли адекватно понимать прочитанное?

Функциональная неграмотность - свежая тема, актуальность которой растет не по дням, а по часам. С одной стороны, подрастают малограмотные дети, с другой - увеличивается число пожилых людей, которым не угнаться за стремительно меняющейся информационной средой со всеми ее вайберами и вотсапами.

Количество функционально неграмотных - тех, кто в состоянии формально прочитать текст, но не способен понять его смысл и сделать правильные выводы, - увеличивается тем быстрее, чем более информационно сложным становится мир. При этом в современных условиях люди, которые не понимают инструкций, неверно интерпретируют предупреждения, не обращают внимания на важные детали, становятся настоящим источником опасности.

Чаще всего корни проблемы следует искать в семье: у функционально неграмотных родителей вырастают такие же дети. Но порой и грамотные взрослые дают ребенку планшет с мультфильмом или игрой - это гораздо проще, чем общаться "вживую", рассказывать сказки, отвечать на многочисленные вопросы. К сожалению, мультики с играми развитию речи и пониманию сложных смыслов не способствуют. Чтобы быть функционально грамотным, надо постоянно читать длинные и сложно сконструированные тексты, которые требуют активной включенности, работы мозга, освоения новых слов и речевых конструкций.

"Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от "нечитателей" интеллектуальным развитием. Первые способны мыслить в категориях проблемы, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободней пишут, легче вступают в контакт и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении и формируют качества наиболее развитого и социально ценного человека. Многие скользят по огромным объемам информации, не воспринимая ее. Это и есть потенциальная функциональная неграмотность", - отмечает президент Ассоциации школьных библиотек России, эксперт комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Жукова.

В Рунете живой отклик нашла опубликованная проектом "Сигма" статья Дарьи Сокологорской о функциональной неграмотности. По ее мнению, в современном обществе потребления есть силы, заинтересованные в функциональной неграмотности населения. Это отделы продаж и маркетинга. Ведь функционально неграмотному куда проще запудрить мозги и навешать лапши на уши. Он клюет на яркую картинку, броскую надпись, повторяющийся слоган и уж точно не будет вчитываться в мелкий петит, которым набрана обязательная информация о составляющих продукта.

Производителям, естественно, это тоже на руку. Но здесь получается интересный парадокс: с одной стороны, каждый производитель заинтересован в грамотных сотрудниках, с другой - в примитивных покупателях, которым можно сбыть что угодно. Диалектическое противоречие, оставляющее некоторую надежду.

Надо ли говорить, что функционально неграмотные - самая благодарная аудитория нашего телевидения "для всех". Все эти шоу Толстого-Соловьева-Гордона-Малахова, вся эта лобовая пропаганда, повторяющая одно и то же каждый день и взывающая не к разуму и логике, а исключительно к эмоции, - именно для них.

Интернет тоже способствует поддержанию функциональной неграмотности: основной поток продукции здесь - или копипасты ужасов, котиков и няшек, или штампы типа "мурзилка", "путиноид", "либераст", сдобренные сомнительными прилагательными. Очень часто на форумах можно видеть, как люди обсуждают совсем не то, что сказал автор текста. Они его вообще не поняли, да им и все равно: ухватились за отдельные детали и перекидываются "путиноидами" и "либерастами".

В странах Запада о функциональной неграмотности активно заговорили в 1980-е - проблема стала приобретать угрожающие масштабы в связи с усложнением жизни. Людям не хватало грамотности для понимания банковских и страховых документов, заполнения налоговых деклараций, для адекватного пользования купленной техникой и правильного применения лекарств. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту.

По данным, приведенным в статье одного из российских исследователей функциональной неграмотности Веры Чудиновой, в конце прошлого века цифры были такими: "В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше - 24% неграмотных или функционально неграмотных. Среди функционально неграмотных 50% девять лет учились в школе, 8% имели университетский диплом. Результаты анкетирования в 1988 г. свидетельствуют о том, что 25% французов совсем не читали книг в течение года, а количество функционально неграмотных составляет около 10% взрослого населения Франции. Данные, представленные в отчете Министерства национального образования за 1989 г., говорят о низком уровне школьной подготовки: примерно один из двух поступающих в колледж умеет достаточно хорошо писать, 20% учащихся не владеют навыками чтения".

В США картина еще более печальная - там есть огромные слои населения, в которых функциональная неграмотность передается из поколения в поколение, плюс идет постоянная подпитка миллионами иноязычных мигрантов, усваивающих местную культуру более чем поверхностно. Вообще, характерное для наших дней перемещение десятков миллионов человек из стран "третьего мира" в более развитые значительно усугубляет проблему. Функциональная неграмотность тесно связана с речевой культурой, а люди, во взрослом возрасте переезжающие туда, где говорят на другом языке, устраивающиеся на малооплачиваемую тяжелую физическую работу, даже будучи функционально грамотными в своей языковой среде, пополняют ряды функционально неграмотных в новой стране. Как правило, их словарный запас очень ограничен, что мешает социализации. Если же такие мигранты оседают на чужбине и заводят там семью, это первейшая зона риска появления новых функционально неграмотных.

Как обстоят дела в России на общем фоне? Если верить Татьяне Жуковой, у нас проблема активно исследуется, но в закрытом режиме - данных не получить. Действительно, если ввести запрос "уровень функциональной неграмотности в России" в электронную научную библиотеку, ничего адекватного не получишь.

Пугающие примеры приводятся в комментариях к статье Сокологорской. "Учу детей математике. Начало 2010-2011 у.г. (конец сентября). В двух 5-х классах дети решают задачу: "В классе из 30 учеников 6 отличников. Во сколько раз отличников меньше, чем других учеников". Решившие поднимают руку, я подхожу и ребенок "по секрету" говорит мне ответ. Угадайте, сколько детей из 58 решили задачу правильно. Ни одного!"

Может быть, данные закрыты, потому что мы уже пали так низко, что сообщать страшно?

Впрочем, и раньше, во времена СССР, с обучением тоже было отнюдь не все гладко. Помню, как преподаватель истории, заслуженный учитель и обладатель многочисленных наград, заставлял нас зазубривать апрельские тезисы Ленина. Рассказал без запинки - "пять", пропустил или заменил слово - "четыре". Весь его принцип обучения строился на том, чтобы мы заучивали тексты и чтобы "даты от зубов отскакивали". А это была одна из лучших школ Ленинграда. Конечно, не все учителя так подходили к своей работе - например, нам повезло с математиком, который давал знания, выходящие далеко за пределы школьной программы. В общем, было по-разному, - как и сейчас.

К счастью, за прошедшие 25 лет Россия успела вписаться во многие международные исследовательские программы. Данные по ним открыты, надо только немного знать английский. Так что можно не гадать на кофейной гуще о нашем уровне, а просто посмотреть в иноязычных источниках.

Массированные исследования по теме функциональной неграмотности проводит OECD (ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития). Россия не является ее членом и в ближайшее время, увы, уже не станет - но в программы исследований до последнего времени была включена. Вот и в этом году исследования прошли в апреле-мае в 42 регионах России.

Программа тестирования подростков PISA (Programme for International Student Assessment, посвященная оценке успеваемости учащихся) действует с начала века. Каждые три года тестируются пятнадцатилетние школьники в десятках стран: по чтению, математике, естественным наукам, а в последнее время еще и по финансовой грамотности и умению решать проблемы. Отбор школ идет случайным образом. Тесты - на умение воспринимать информацию и использовать полученные знания: как заполнить страховую гарантию, какую мысль хотел передать читателям автор, как ту или иную схему применить к практической ситуации.

Вот, например, один из простых субтестов по чтению. Автор сообщает нам, что мы тратим за год столько же денег на покупку шоколада, сколько наше правительство тратит на помощь бедным странам. Вопрос: какое чувство хочет пробудить автор у читателя? Варианты ответа: напугать, развлечь, вызвать чувство удовлетворения, заставить почувствовать вину. Надеюсь, сообщать, какой ответ правильный, не надо.

А вот один из субтестов по математике. Хелен купила велосипед со спидометром, с помощью которого может определить, сколько она проехала и с какой средней скоростью. От дома до реки, которая расположена в четырех километрах, Хелен доехала за девять минут. Обратно она отправилась более коротким путем, преодолев три километра за шесть минут. Вычислите среднюю скорость (в километрах в час), с которой Хелен ехала до реки и обратно. Согласимся: сложной эту задачу назвать вряд ли можно.

Впервые российские школьники приняли участие в тестировании в 2000 году. И тогда, и в 2003-м результаты были более чем скромными - 2-3 место с конца среди нескольких десятков стран. Об этом много писали. Почему результаты оказались такими плохими, видимо, надо исследовать отдельно. Возможно, перевод был не лучший; возможно, детей неправильно информировали и готовили, форма представления материала была непривычной...

В дальнейшем о российских результатах в Рунете стали писать меньше. К счастью, на сайте OECD информация абсолютно открыта. Вот что можно узнать из данных за 2012 год. Среди 65 стран, включенных в исследование, Россия заняла 34 место, опередив США, Израиль, Швецию (самые хорошие показатели у российских школьников по математике). Семь первых мест заняли азиаты - Шанхайская административная зона, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Макао, Япония, и только вслед за ними идут европейцы - Лихтенштейн, Швейцария, Нидерланды. А дальше - вот сюрприз - Эстония. Очень радостно за нашего северного соседа. За Эстонией расположилась Финляндия, которая многие годы считалась образовательным лидером Европы. Опередила Россию и Латвия, а вот Литва и Казахстан располагаются ниже. Ну а последние места достались Катару, Индонезии и Перу. Африканских стран в списке нет, исключение - Тунис, тоже располагающийся в самом низу.

Так что в сравнительном ключе у нас все не так уж плохо. Между прочим, на том же сайте OECD можно найти все тесты, методики и критерии оценки. Можете зайти сюда и попробовать решить задачи по математике, финансовой грамотности, умению справляться с проблемами (ответы тоже можно посмотреть). Правда, все это на английском. Попытки получить от нашего Минобразования тесты на русском и выложить их в свободный доступ пока к успеху не привели - хотя все переводы уже сделаны. Но мы не теряем надежды и, если все, получится - непременно разместим на сайте "Росбалта". Ведь это отличная тренировка для мозга.

Ускоряющееся усложнение общества, рост информационных потоков ставят и еще одну задачу: чтобы поддерживать свою грамотность, надо не заканчивать учебу школой, институтом, или диссертацией, а учиться постоянно. Иначе выпадешь из жизни и обнаружишь, что ты уже не понимаешь контекста рассуждений, новых терминов, да и самих поворотов мысли. Все очень быстро меняется.

Пока функционально неграмотных можно разделить на три основные группы:

1. Молодые люди с недостаточным речевым развитием и невысоким интеллектом, не получившие необходимого стимула в семьях или детских воспитательных учреждениях.

2. Мигранты, не владеющие в достаточной мере языком и не стремящиеся к этому.

3. Пожилые люди, отстающие от быстро развивающегося информационного общества со всеми его технологическими наворотами.

Что будет завтра? Люди возьмутся за ум и начнут лучше учить своих детей, государство осознает проблему, взрослые поймут необходимость непрерывного образования? Или разрыв между творителями контента и копипастерами всего, что блестит, и преданными зрителями шоу будет только нарастать? Скоро узнаем. А пока будет интересно познакомиться с результатами PISA 2015.

Что тут можно сказать, только то, что все реформы проводимые в образовательной системе привели к удручающим результатам.

Главная задачи школы не только дать основные сведения по разным наукам, в том числе и трудовому воспитанию, но и научить детей учиться и развиваться самостоятельно. Выпускники школ должны быть не просто грамотные, но функционально грамотные.


В наших школах учат как сдать ЕГЭ.


Функциональная неграмотность подразумевает неумение правильно понимать прочитанные тексты и написать сложный и связный текст, дополненные неумением ясно выражать свои мысли и чувства. Функциональная неграмотность не имеет ничего общего с обычной неграмотностью, когда человек, банально, не умеет читать, писать и считать. Нет, функционально неграмотные люди могут быстро и внятно читать, писать под диктовку, считать на калькуляторе и даже в уме, но все эти действия они выполняют неохотно, с трудом, каждый раз избегая чтения, письма и счета. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти.

Преподаватели в ВУЗах часто жалуются, что студенты не понимают смысла прочитанного, не могут выражать свои мысли чётко и связно, не могут объяснить элементарных вещей, глядя на наглядное пособие, на котором уже все написано и разжевано. Из десятков студентов трудно выделить детей, хорошо понимающих предмет. Доходит до смешного, например, объясняют студенту устройство прибора «на пальцах», используя разговорные термины. Студент вроде все понимает, кивает головой, шевелит губами пытаясь запомнить. Затем просят повторить сказанное несколько минут назад. Результат - молчание и ступор.

Есть много признаков, по которым поставить диагноз «функциональная неграмотность» просто и легко. Человек избегает сложных задач, уверен в собственной беспомощности при решении проблемы, повторяет одни и те же ошибки, находит миллион причин, чтобы не нагружать мозги сложными, интеллектуальными задачами, гордится тем, что не любит читать и не читает даже газет. Человек просит объяснить смысл простейшей инструкции или условие задачи. Если, функционально неграмотного, заставить читать, то у него срочно начинает болеть голова, живот или глаза. «Больной» находит миллион причин, чтобы отвлечься. При чтении человек шевелит губами, пытаясь понять смысл прочитанного текста, испытывает трудности при выполнении действий по заранее готовому сценарию, инструкции, алгоритму. Человек не может задавать вопросы и поддерживать дискуссию по ранее прочитанному материалу. Человек читает одно, а понимает совершенно другое. Сталкиваясь со сложностями в понимании текста или смысла задачи, он либо объявляет себя беспомощным (нисколько не стесняясь этого), либо ведет себя агрессивно, по отношению к тому, кто его нагружает такими сложностями.

В докладе «Нация в опасности» Национальная комиссия отметила, что многие молодые люди не обладают целым рядом интеллектуальных навыков, которые можно было бы ожидать от них. Около 40% не могут сделать выводы из текста, только 20% могут написать сочинение, где будет убедительная аргументация, и только 1/3 из них может решить математическую задачу, требующую поэтапных действий. Данные из различных источников показывают, что примерно от 60 до 80 млн. американцев являются либо полностью неграмотными, либо полуграмотными, то есть их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни.

В 2003 году в России по школам собирали похожую статистику среди старшеклассников. Так вот, достаточными навыками чтения обладали всего 36% школьников. Из них 25% учащихся способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.

Функционально неграмотному человеку приходится нелегко даже на бытовом уровне. Ему трудно правильно выбрать необходимый товар или лекарство. Сложно быть путешественником (ориентироваться в дорожных указателях, планах местности и другой подобной информации). Проблемой является посчитать заранее и спланировать свои расходы, оплатить счета, заполнить налоговые квитанции и банковские документы и проч. Функционально неграмотные испытывают проблемы, связанные с воспитанием детей, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д. Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним, ведут к их порче, а иногда и к бытовым травмам хозяев. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту.

Функциональную неграмотность невозможно победить в одиночку — это факт. Бесполезно запрещать и читать лекции о просвещении, потому как функционально неграмотный человек пропустит ваши сентенции мимо ушей, не поняв их смысла.

Многие используют такое положение дел в собственных интересах, в том числе и на государственном уровне. Людям, страдающим от функциональной неграмотности, а их ныне большинство, продают дорогущие кредиты, впаривают ненужные вещи, ими управляют на каждом шагу при помощи маркетинговых манипуляций, а также используют в качестве мишени для пропагандистского воздействия любого рода. Это очень выгодно! С каждым годом функционально неграмотных людей становится все больше. Школа и вузы не могут ликвидировать функциональную безграмотность. А значит, если тенденция по оболваниванию масс сохранится, то вскоре небольшой процент высокообразованных и полноценно грамотных людей будет прекрасно существовать, направляя массы в нужную сторону. Это наблюдается и сейчас, но эффект разбавлен большим количеством грамотного населения, получившего достойное «советское» образование. Когда эти люди уйдут, останутся лишь массы функционально безграмотных, увы.

Что же делать? Причины функциональной неграмотности лежат на поверхности. В борьбе с функциональной неграмотностью нет простых рецептов. Заметив симптомы функциональной неграмотности у своего ребенка, надо принимать меры, не дожидаясь разрастания проблемы. Надо ограничивать использование гаджетов — смартфонов, планшетов. Надо устанавливать ограничения на посещение соцсетей и бесполезных форумов. Мешают компьютерные игры? Надо ограничивать время или вовсе запретить. Надо ограничивать просмотр телевизионных программ до минимума. Надо переключать интерес человека на реальный мир и стараться выводить мозг из спящего состояния. Это далеко не полный перечень первоочередных мер по локализации проблемы функциональной неграмотности. Борьба с этим злом должна вестись на всех направлениях, а значит причины любых проявлений функциональной неграмотности должны устраняться. Специалисты утверждают, что борьба с безграмотностью имеет смысл до 10-ти летнего возраста. Надо ставить пароли на гаджеты детей? Значит ставьте!

Слово “грамотность” произошло от греческого grammata – чтение и письмо. Буквально оно означает определённую степень владения навыками устной и письменной речи. Но конкретное содержание понятия “грамотность” изменялось на различных этапах экономического и политического развития общества, оно расширялось с ростом обществ, повышением требований к развитию индивида. Первоначально грамотными считались лица, умеющие только читать, позднее те, кто умел читать и писать, затем в качестве критерия грамотности добавились навыки счёта и т.д. В начале 1960-х годов ЮНЕСКО определяло грамотным “человека, владеющего чтением и письмом настолько, чтобы понимать простые и краткие сообщения, касающиеся его повседневной жизни” 1 .

Отделение понятия функциональной неграмотности от понятия традиционной неграмотности связанно с осознанием в конце 70-х в начале 80-х годов того, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам. Отмеченное явление нашло свое отражение в пересмотренной рекомендации ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования, которая содержит следующее определение функционально грамотного человека: “Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины” 2 . Как замечает С.А. Тангян, по смыслу английского и французского текстов, являющихся оригиналами, правильнее было бы вместо слова “община” употреблять слово “общество”. Данное толкование уже определяет адаптивную и развивающую функцию функциональной грамотности, её существенную роль в самореализации личности. С этих позиций овладение ею важно для каждого человека.

В этом определении функциональная грамотность рассматривалась ещё как степень владения письменной и устной речью, а также навыками счёта, но здесь уже прослеживается авторская позиция, предусматривающая сопоставление знаний и умений индивида с эффективностью выполняемых им функций. В настоящее время содержание понятия “функциональная грамотность” расширилось до владения некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах. Причём отмечается, что этот комплекс знаний и навыков постоянно расширяется в зависимости от политических, социокультурных, географических, исторических и прочих факторов.

Конструирование понятия «функциональная грамотность» на формальном уровне возможно только при определении базовой схемы. Категория "функция" есть принадлежность деятельности, грамотность – принадлежность образованности человека. Примитивное представление о грамотности как некотором минимальном наборе знаний, умений и навыков (читать, писать, рисовать и т. д.), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и обычно осваиваются в начальной школе, на сегодняшний день становится недостаточным для решения современных социальных проблем. Вопросы грамотности, подготовки и образования в целом всегда зависели от развития конкретной социальной, экономической и культурной ситуации. Если в Античном мире обучающиеся могли годами изучать арифметику (такой уровень компетентности был адекватен существующим социокультурным реалиям), то сейчас подобный уровень грамотности достигается практически за неделю. Нынешний уровень развития цивилизации требует совершенно другого понимания и содержания грамотности и образованности. Это связано, прежде всего, с узкой специализацией производственных и гуманитарных сфер деятельности. Минимальный уровень умений, необходимых для функционирования в системах деятельности человека, значительно повышается. Это умение добывать информацию, пользоваться ею и информационной техникой, умение самостоятельно устанавливать обобщенные цели и задачи деятельности и быстро адаптироваться к уже сложившейся системе отношений. Необходимо отметить, что наряду с увеличивающимся в геометрической прогрессии информационным потоком не всякая информация является культурной и может быть отнесена к нормам, которые в обязательном порядке должны осваиваться в процессе социализации.

Впервые термин «функциональная грамотность» был предложен на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности в Тегеране в сентябре 1965 г. В 60-е годы стала формироваться концепция ликвидации функциональной неграмотности. Существенную роль в этом сыграла ЮНЕСКО. В своём развитии концепция «функциональной грамотности» прошла несколько этапов. Эволюция концепции «функциональной грамотности» в 60-70-х годах достаточно подробно расматривается в работах С.А. Тангяна.

Первоначально выражение «функциональная грамотность» связывалось с определенной стратегией разработки и осуществления проектов и программ по распространению грамотности и определенной концепцией, касающейся направленности содержания и метода обучения чтению, письму и известному кругу практически применяемых знаний.

Более широко проблема «функциональности» была поставлена секретариатом ЮНЕСКО в основном рабочем документе III Международной конференции по образованию взрослых в Токио (1972 год), где отмечалось, что «функциональность» грамотности была открыта не на Тегеранской конференции 1965 г., а гораздо раньше. Смысл её состоит в приближении образовательной деятельности к жизни, т.е. в том, к чему всегда стремились лучшие умы: «образование является функциональным в той мере, в какой систематически стремится дать ответ на важнейшие проблемы конкретного общества в конкретный период. При этом имеются в виду проблемы самого различного порядка, и они ни в коем случае не ограничиваются вопросами труда и материальных условий жизни» 3 .

С учетом различных определений, в частности данного ЮНЕСКО, и тех возрастающих требований, которые предъявляются в современных условиях к уровню грамотности, С.А. Тангян даёт следующее определение функциональной грамотности: «Минимальная функциональная грамотность означает повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» 4 .

В целом отметим, что появление феномена «функциональной грамотности» окончательно расширило временные границы овладения грамотностью, выйдя за пределы школьного образования, при этом функциональная грамотность рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.

Процессы, происходящие в системе образования в конце XX века: увеличение вариантов образовательного поведения, изменение критериев оценки качества образования, изменение взаимодействия образования с другими социальными институтами - оказывают воздействие на состояние исследуемого явления. Но признать образование определяющим фактором функциональной грамотности населения нельзя уже потому, что сам этот социальный институт не свободен, является постоянной сферой интересов различных социальных групп, объектом социальной политики отдельных регионов, государства, мирового сообщества 5 .

Теперь уже ясно, что управление функциональной грамотностью нельзя сводить к обучению и профессиональной подготовке личности. Поэтому это явление недостаточно изучать в рамках социального института образования. В настоящее время понятие функциональной неграмотности заметно расширилось и перешло из разряда проблем образовательных в проблемы социальные. Как отмечает Г.Л. Ильин, “функциональная неграмотность – неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные/социальные функции, несмотря на полученное образование – стала следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения, трансформаций социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности” 6 . Таким образом, функционально неграмотные члены общества не способны адекватно реагировать на социальные изменения, вследствие чего в обществе возникают проблемы, которые со временем могут принять глобальный масштаб.

Функциональная неграмотность населения в нестабильном обществе имеет иной характер, формы и значение. Это явление возникает уже не только вследствие динамики общественного развития и научно-технического прогресса. Дополнительным её источником становится разбалансированность, иерархичность, кризис всей социальной системы в целом. Функциональная неграмотность проявляется тотально, в общих социально-значимых формах: неумении использовать меняющиеся ситуации и управлять жизненными обстоятельствами, создавать новый социальный опыт. Таким образом, функциональная неграмотность в нестабильном обществе выступает показателем развитости социального субъекта во всех его проявлениях, не замыкаясь на сфере труда и занятости 7 .

Необходимо заметить, что о существовании грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Как заметил Кричевский В.Ю., в ходе истории "грамотность" рассматривалась в диалектическом единстве с понятием "неграмотность" 8 . Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной неграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Следовательно, проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации неграмотности. Именно поэтому проблематика грамотности становится актуальной только тогда, когда встает вопрос о ликвидации неграмотности. Таким образом в ходе нашей работы термины «функциональная грамотность» и «функциональная неграмотность» будут рассматриваться параллельно как две стороны одного и того же явления.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Функциона́льная негра́мотность - неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции , в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие появилось в 90-е годы XX века . По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность является причиной многих техногенных катастроф .

Функционально неграмотным (малограмотным) считается лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и неспособное к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотных и малограмотных следует отличать от людей, не умеющих читать и писать («неграмотных »; их число, согласно мировой статистике, постоянно снижается и составляет в развитых странах не более 0,5 % населения). Причиной появления функциональной неграмотности могут быть такие обстоятельства, как исключение из школы , долгие болезни.

Функционально неграмотные люди культурно ограничены (в той или иной степени), характеризуются слабой учёбой в школе, негативным отношением к культурным учреждениям, вытекающим из неумения понимать их репертуар и боязни быть осмеянными в связи с этим .

C 90-х годов в России началось снижение грамотности населения. В 2003 году Международный институт чтения провёл исследование по качеству чтения и функциональной грамотности, в котором учащиеся России заняли 32-е место из 40 стран. Сегодня в России лишь каждый третий выпускник 11-х классов понимает содержание научных и литературных текстов. Это явление вызвано учебными программами направленными не на понимание прочитанного, а на звуковое воспроизведение .

Существующие системы решения проблемы функциональной неграмотности

Для решения проблемы в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время показа популярного сериала , в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги