Рабочая тетрадь по химии о с. Гдз по химии

Из опыта работы.

Химический словарь или справочная тетрадь по химии.

Химия – интересный, но сложный предмет. К сожалению, в учебниках мало внимания уделяется объяснению некоторых важных вопросов, например, решению задач.

Поэтому мои ученики, кроме рабочей, имеют еще одну обязательную тетрадь – химический словарь или справочную тетрадь по химии.

В отличие от рабочих тетрадей, которых может быть даже две в течение одного учебного года, словарь - это единая тетрадь на весь курс обучения химии. Лучше всего, если эта тетрадь будет иметь 48 листов и прочную обложку.

В конце нашей справочной тетради представлен материал в виде таблиц и схем. Вначале располагается самая первая таблица «Химические элементы. Химические знаки». Затем таблицы «Валентность», «Кислоты», «Индикаторы», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Ряд электроотрицательности».

Особенно хочу остановиться на содержании таблицы «Соответствие кислот кислотным оксидам»:

Соответствие кислот кислотным оксидам

Кислотный оксид

Кислота

Название

Формула

Название

Формула

Кислотный

остаток,

валентность

оксид углерода (II)

CO 2

угольная

H 2 CO 3

CO 3 (II)

оксид серы (IV)

SO 2

сернистая

H 2 SO 3

SO 3 (II)

оксид серы (VI)

SO 3

серная

H 2 SO 4

SO 4 (II)

оксид кремния (IV)

SiO 2

кремниевая

H 2 SiO 3

SiO 3 (II)

оксид азота (V)

N 2 O 5

азотная

HNO 3

NO 3 (I)

оксид фосфора (V)

P 2 O 5

фосфорная

H 3 PO 4

PO 4 (III)

Без понимания и запоминания этой таблицы затрудняется составление уравнений реакций кислотных оксидов со щелочами. Например:

CO 2 + 2 NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O

При изучении теории электролитической диссоциации записываем схемы и правила.

Вещества

электролиты неэлектролиты

    кислоты 1. простые вещества

    соли

    основания 2. большинство

органических веществ

Электролиты

сильные слабые

    все щелочи 1. нерастворимые основания

2. почти все соли и NH 4 OH

3. кислоты HCl, HBr, HJ, HNO 3 , H 2 SO 4 . 2. вода ;

3. HF, H 2 S, H 2 SiO 3 , H 3 PO 4 ,

H 2 CO 3 , H 2 SO 3

Правила составления ионных уравнений:

1. В виде ионов записывают формулы сильных электролитов, растворимых в воде.

2. В молекулярном виде записывают формулы простых веществ, оксидов, слабых электролитов и всех нерастворимых веществ.

3. Формулы малорастворимых веществ в левой части уравнения записывают в ионном виде, в правой – в молекулярном.

Физические величины

Обозначение

Название

Единицы

Формулы

количество

вещества

моль

ν = N / N A ; ν = m / М;

ν = V / V m (для газов)

N A

постоянная

Авогадро

молекулы,

атомы и другие частицы

N A = 6,02 10 23

число частиц

молекулы,

атомы и другие частицы

N = N A ν

молярная масса

г/моль, кг / кмоль

M = m / ν ; / М / = М r

масса

г, кг

m = M ∙ ν ; m = ρ V

V m

молярный объём газа

л / моль, м 3 / кмоль

Vm = 22,4 л / моль=22,4 м 3 /кмоль

объём

л, м 3

V = V m ν (для газов) ;

V = m / ρ

плотность

г / мл;

ρ = m / V ;

ρ = M / V m (для газов)

За 25 – летний период преподавания химии в школе мне пришлось работать по разным программам и учебникам. При этом всегда удивляло то, что практически ни один учебник не учит решать задачи. В начале изучения химии для систематизации и закрепления знаний в словаре мы с учениками составляем таблицу «Физические величины» с новыми величинами:

При обучении учащихся способам решения расчётных задач очень большое значение придаю алгоритмам. Я считаю, что строгие предписания последовательности действий позволяют слабому ученику разобраться в решении задач определённого типа. Для сильных учеников - это возможность выхода на творческий уровень своего дальнейшего химического образования и самообразования, так как для начала нужно уверенно овладеть сравнительно небольшим числом стандартных приёмов. На базе этого разовьётся умение правильно их применять на разных стадиях решения более сложных задач. Поэтому алгоритмы решения расчётных задач составлены мною для всех типов задач школьного курса и для факультативных занятий.

Приведу примеры некоторых из них.

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям.

1. Записать кратко условие задачи и составить химическое уравнение.

2. Над формулами в химическом уравнении надписать данные задачи, под формулами пописать число моль (определяют по коэффициенту).

3. Найти количество вещества, масса или объём которого даны в условии задачи, по формулам:

ν = m / M ; ν = V / V m (для газов V m = 22, 4л/моль).

Полученное число надписать над формулой в уравнении.

4. Найти количество вещества, масса или объём которого неизвестны. Для этого провести рассуждение по уравнению: сравнить число моль по условию с числом моль по уравнению. При необходимости составить пропорцию.

5. Найти массу или объём по формулам: m = M ν ; V = V m ν .

Данный алгоритм – это основа, которую должен освоить ученик, чтобы в дальнейшем он смог решать задачи по уравнениям с различными усложнениями.

Задачи на избыток и недостаток.

Если в условии задачи известны количества, массы или объёмы сразу двух реагирующих веществ, то это задача на избыток и недостаток.

При её решении:

    Нужно найти количества двух реагирующих веществ по формулам:

ν = m / M ; ν = V / V m .

2. Полученные числа моль надписать над уравнением. Сравнив их с числом моль по уравнению, сделать вывод о том, какое вещество дано в недостатке.

3. По недостатку производить дальнейшие расчёты.

Задачи на долю выхода продукта реакции,

практически полученного от теоретически возможного.

По уравнениям реакций проводят теоретические расчёты и находят теоретические данные для продукта реакции: ν теор. , m теор. или V теор. . При проведении реакций в лаборатории или в промышленности происходят потери, поэтому полученные практические данные ν практ. ,

m практ. или V практ. всегда меньше теоретически рассчитанных данных. Долю выхода обозначают буквой η (эта) и рассчитывают по формулам:

η (эта) = ν практ. / ν теор. = m практ. / m теор. = V практ. / V теор.

Выражают её в долях от единицы или в процентах. Можно выделить три типа задач:

1 тип .

Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и доля выхода продукта реакции, при этом нужно найти ν практ. , m практ. или V практ. продукта реакции.

Порядок решения:

ν теор. , m теор. или V теор. продукта реакции;

2. Найти массу или объём продукта реакции, практически полученного, по формулам: m практ. = m теор. η; V практ. = V теор. η; ν практ. = ν теор. η.

2 тип.

Если в условии задачи известны данные для исходного вещества и ν практ. , m практ. или V практ. полученного продукта, при этом нужно найти долю выхода продукта реакции.

Порядок решения:

1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для исходного вещества, найти

ν теор. , m теор. или V теор. продукта реакции.

2. Найти долю выхода продукта реакции по формулам:

η = ν практ. / ν теор. = m практ. / m теор. = V практ. / V теор.

3 тип.

Если в условии задачи известны ν практ. , m практ. или V практ. полученного продукта реакции и доля выхода его, при этом нужно найти данные для исходного вещества.

Порядок решения:

1. Найти ν теор., m теор. или V теор. продукта реакции по формулам:

ν теор. = ν практ. / η; m теор. = m практ. / η; V теор. = V практ. / η.

2. Произвести расчёт по уравнению, исходя из ν теор. , m теор. или V теор. продукта реакции и найти данные для исходного вещества.

Конечно, эти три типа задач мы рассматриваем постепенно, отрабатываем умения решения каждого из них на примере целого ряда задач.

Задачи на смеси и примеси.

Смеси

жидкие твёрдые газообразные

(растворы)

m см = m ч.в. + m прим .

Чистое вещество – это то, которого в смеси больше, остальное – примеси. Обозначения: масса смеси – m см., масса чистого вещества – m ч.в ., масса примесей – m прим. , массовая доля чистого вещества - ω ч.в.

Массовую долю чистого вещества находят по формуле: ω ч.в. = m ч.в. / m см. , выражают её в долях от единицы или в процентах. Выделим 2 типа задач.

1 тип.

Если в условии задачи дана массовая доля чистого вещества ил массовая доля примесей, значит, при этом дана масса смеси. Слово «технический» тоже означает наличие смеси.

Порядок решения: 1. Найти массу чистого вещества по формуле: m ч.в. = ω ч.в. · m см.

Если дана массовая доля примесей, то предварительно нужно найти массовую долю

чистого вещества : ω ч.в. = 1 - ω прим.

2 . Исходя из массы чистого вещества, производить дальнейшие расчёты по уравнению.

2 тип.

Если в условии задачи дана масса исходной смеси и n , m или V продукта реакции, при этом нужно найти массовую долю чистого вещества в исходной смеси или массовую долю примесей в ней.

Порядок решения:

1. Произвести расчёт по уравнению, исходя из данных для продукта реакции, и найти

n ч.в. и m ч.в.

2. Найти массовую долю чистого вещества в смеси по формуле: ω ч.в. = m ч.в. / m см.

и массовую долю примесей: ω прим. = 1 - ω ч.в

Закон объёмных отношений газов.

Объёмы газов относятся так же, как их количества веществ:

V 1 / V 2 = ν 1 / ν 2

Этот закон применяют при решении задач по уравнениям, в которых дан объём газа и нужно найти объём другого газа.

Объёмная доля газа в смеси.

φ = V г / V см, где φ (фи) – объёмная доля газа.

V г – объём газа, Vc м – объём смеси газов.

Если в условии задачи даны объёмная доля газа и объём смеси, то, прежде всего, нужно найти объём газа: V г = φV см.

Объём смеси газов находят по формуле: V см = V г / φ.

Объём воздуха, затраченный на сжигание вещества, находят через объём кислорода, найденный по уравнению:

V возд. = V 2 ) / 0,21

Вывод формул органических веществ по общим формулам.

Органические вещества образуют гомологические ряды, которые имеют общие формулы. Это позволяет:

    Выражать относительную молекулярную массу через число n .

M r (C n H 2n + 2 ) = 12 n + 1 (2n + 2) = 14n + 2.

    Приравнивать M r , выраженную через n , к истинной M r и находить n .

    Составлять уравнения реакций в общем виде и производить по ним вычисления.

Вывод формул веществ по продуктам сгорания.

    Проанализировать состав продуктов сгорания и сделать вывод о качественном составе сгоревшего вещества: Н 2 О Н, СО 2 С, SO 2 S , P 2 O 5 P , Na 2 CO 3 Na , C .

Наличие кислорода в веществе требует проверки. Обозначить индексы в формуле через x , y , z . Например, С x Н y О z (?).

    Найти количество веществ продуктов сгорания по формулам:

= m / M и = V / Vm.

3. Найти количества элементов, содержавшихся в сгоревшем веществе. Например:

(С) = (СО 2 ), (Н) = 2 2 О), (Na ) = 2 (Na 2 CO 3 ), (C ) = (Na 2 CO 3 ) и т.д.

4. Если сгорело вещество неизвестного состава, то обязательно нужно проверить, содержался ли в нём кислород. Например, С x Н y О z (?), m (O ) = m в–ва – (m (C ) + m (H )).

Предварительно нужно найти: m (C ) = (C ) 12г/моль, m (H ) = (H ) 1 г / моль.

Если кислород содержался, - найти его количество: (О) = m (C ) / 16 г / моль.

5. Если известны данные для нахождения истинной молярной массы вещества, - найти её по формулам: М = Vm , M 1 = D 2 M 2 .

6. Найти количество сгоревшего вещества по формулам.

7. Найти соотношения индексов по отношению количеств элементов, включив в соотношение и количество сгоревшего вещества. Например:

в – ва : x : y : z = в – ва : (С) : (Н) : (О).

Числа привести к целым, разделив их наименьшее.

    Написать истинную формулу.

Вывод формул веществ по массовым долям элементов.

    Написать формулу, обозначив индексы через x , y , z .

    Найти соотношение индексов, для этого массовую долю каждого элемента разделить на его атомную массу: x : y : z = ω 1 / Ar 1 : ω 2 / Ar 2 : ω 3 / Ar 3.

    Полученные числа привести к целым, разделив их на наименьшее из них. При необходимости после деления домножить на 2, 3, 4, 5.

Этим способом решения определяют простейшую формулу. Для большинства неорганических веществ она совпадает с истинной, для органических – наоборот.

Вывод формул веществ по массовым долям элементов, если известны данные для нахождения молярной массы вещества.

Найти молярную массу вещества по формулам:

      если известна плотность газа: М = Vm = г / л 22, 4л / моль; = m / V .

      если известна относительная плотность: М 1 = D 2 М 2 , M = D H 2 2, M = D O 2 32,

M = D возд. 29, М = D N 2 28 и т.д.

1 способ: найти простейшую формулу вещества (см. предыдущий алгоритм) и простейшую молярную массу. Затем сравнить истинную молярную массу с простейшей и увеличить индексы в формуле в нужное число раз.

2 способ: найти индексы по формуле n = ω (э ) Mr / Ar (э ).

Если неизвестна массовая доля одного из элементов, то её нужно найти. Для этого из 100 % или из единицы вычесть массовую долю другого элемента.

Постепенно в курсе изучения химии в химическом словаре происходит накопление алгоритмов решения задач разных типов. И ученик всегда знает, где ему найти нужную формулу или нужные сведения для решения задачи.

Многим учащимся нравится ведение такой тетради, они сами дополняют её различными справочными материалами.

Что касается факультативных занятий, то мы с учениками тоже заводим отдельную тетрадь для записи алгоритмов решения задач, выходящих за рамки школьной программы. В этой же тетради для каждого типа задач записываем 1 – 2 примера, остальные задачи они решают уже в другой тетради. И, если вдуматься, то среди тысяч разных задач, встречающихся на экзамене по химии во всех ВУЗах, можно выделить задачи 25 – 30 различных типов. Конечно, среди них – множество вариаций.

В разработке алгоритмов решения задач на факультативных занятиях мне во многом помогло пособие А.А. Кушнарёва. (Учимся решать задачи по химии, - М., Школа – пресс, 1996).

Умение решать задачи по химии это основной критерий творческого усвоения предмета. Именно через решение задач различных уровней сложности может быть эффективно усвоен курс химии.

Если ученик имеет чёткое представление обо всех возможных типах задач, прорешал большое количество задач каждого типа, то ему по силам справиться со сдачей экзамена по химии в виде ЕГЭ и при поступлении в вузы.

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

  • Химия 8 класс. Задачник Кузнецова, Лёвкин Вентана-Граф
  • Химия 8 класс. ФГОС Габриелян Дрофа
  • Сборник задач и упражнений по химии 8 класс Хомченко Новая волна
  • Химия 8 класс. ФГОС Рудзитис, Фельдман Просвещение
  • Химия 9 класс. Задачник Кузнецова, Левкин Вентана-Граф
  • Химия 9 класс. ФГОС Габриелян Дрофа
  • Сборник задач и упражнений по химии 9 класс Хомченко Новая волна
  • Химия 9 класс. ФГОС Рудзитис, Фельдман Просвещение
  • ГДЗ по химии 10 класс Габриелян О.С.
  • Химия 10 класс Цветков Л.А.
  • Химия 10 класс Габриелян О.С. М.: Дрофа
  • Химия 10 класс Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2002
  • Химия 10 класс. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы
  • Химия 10 класс Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение
  • ГДЗ по химии 11 класс Габриелян О.С.
  • Химия 11 класс Цветков Л.А. M.: Гуманит. издательский центр Владос
  • Химия 11 класс Габриелян О.С., Лысова Г.Г. М.: Дрофа
  • Химия 11 класс Габриелян О.С. М.: Дрофа
  • Химия 11 класс. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы Хомченко И.Г. М.: Новая волна
  • Химия 11 класс Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение
  • Химия 10 класс. Дидактические материалы по химии М.: Просвещение
  • Химия 11 класс. Дидактические материалы по химии Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. М.: Просвещение
  • Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс. ФГОС Габриелян, Краснова Дрофа
  • Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс. ФГОС Габриелян, Краснова Дрофа
  • Троегубова Вако
  • Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по химии 8 класс. ФГОС Корощенко Экзамен
  • Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по химии 9 класс. ФГОС Стрельникова Вако

Рабочие тетради

  • Рабочая тетрадь по химии 8 класс Еремин, Дроздов Дрофа
  • Габриелян, Сладков Дрофа
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии 8 класс. ФГОС Габриелян, Купцова Дрофа
  • Рабочая тетрадь по химии 8 класс. ФГОС Габрусева Просвещение
  • Тетрадь-тренажёр по химии 8 класс. ФГОС Гара Просвещение
  • Тетрадь-экзаменатор по химии 8 класс. ФГОС Бобылева, Бирюлина Просвещение
  • Рабочая тетрадь по химии 8 класс. ФГОС Экзамен
  • Рабочая тетрадь по химии 8 класс. ФГОС Экзамен
  • Габриелян, Сладков Дрофа
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии 9 класс. ФГОС Габриелян, Купцова Дрофа
  • Рабочая тетрадь по химии 9 класс. ФГОС Габрусева Просвещение
  • Тетрадь-тренажёр по химии 9 класс. ФГОС Гара Просвещение
  • Тетрадь-экзаменатор по химии 9 класс. ФГОС Бобылева, Бирюлина Просвещение
  • Рабочая тетрадь по химии 9 класс. ФГОС Боровских. К учебнику Рудзитис Экзамен
  • Рабочая тетрадь по химии 9 класс. ФГОС Микитюк. К учебнику Габриелян Экзамен
  • Еремин, Дроздов Дрофа
  • Рабочая тетрадь по химии 10 класс Габриелян, Яшукова Дрофа
  • Рабочая тетрадь по химии 10 класс Габриелян, Сладков Дрофа
  • Тесты по химии 8 класс. Введение. ФГОС Тесты по химии 9 класс. Металлы. ФГОС Тесты по химии 10 класс. Углеводороды. ФГОС Боровских Экзамен

Практикумы по химии и ГДЗ к ним

  • Химию и школьники, и педагоги признают непростой для понимания и усвоения знаний наукой. Недаром её изучение начинается одним из самых последних - курс химии в школах вводится лишь в восьмом классе. Тем не менее, это одна из самых востребованных дисциплин в качестве предмета по выбору на ОГЭ и ЕГЭ, поскольку результаты экзаменов необходимы для поступления в ВУЗы и колледжи самых разных направленностей - медицинских, биологических, агрономических и других. Своевременно начав работу по дисциплине, используя качественные учебные пособия и решебники к ним учащиеся смогут хорошо подготовиться и показать высокий результат, текущий и итоговый.
  • Чтобы все шансы были на стороне школьника, многие эксперты не только не отрицают, но даже рекомендуют использование ГДЗ в процессе работы. Такая подготовка считается эффективной и результативной, благодаря тому, что:
    - позволяет подобрать оптимальный комплект учебной литературы, исходя из собственных целей и задач. Они могут быть разнообразны - от простого повышения успеваемости по химии до участия и победы в предметных олимпиадах и конкурсах, проводимых на школьных и внешкольных площадках, включая международные. На международном менделеевском турнире российские школьники нередко занимают высокие призовые места, побеждают;
    - дает возможность самостоятельно планировать время и регулярность работы, её темп;
    - помогает запоминать принцип правильной записи ответа. Нередко грамотно полученный вывод, решение задачи записано неверно. Как итог - снижение баллов на экзамене, ВПР, диагностических и контрольных и даже потеря победы на олимпиаде. Постоянно наблюдая порядок верного отображения результата, школьники автоматически запоминают его и не делают досадных ошибок.
  • В числе актуальных сборников по дисциплине - не только учебники, но и эффективные и интересные практикумы по химии. Среди наиболее востребованных и популярных:
    - рабочие тетради по предмету;
    - тестовые материалы, которые пользуются спросом прежде всего у выпускников, так как их вопросы максимально приближены к тем, что предлагаются в рамках итоговых испытаний;
    - контрольные и проверочные;
    - дидактические материалы по химии;
    - КИМы для успешной подготовки;
    - задачники и сборники упражнений по дисциплине.
    Некоторые из этих сборников являются универсальными, другие - специальной направленности, предназначенные в качестве практических пособий к определенному теоретическому учебнику. Авторы, практикумы которых пользуются наибольшей популярностью у учащихся и педагогов по химии - Хомченко, Кузнецова, Габриелян, Цветков, Рудзитис, Радецкий, Троегубова, Стрельникова.

ГДЗ без VIP — это авторские решебники для народа. Больше не нужно вводить номер для платной смс подписки и тратить по тысяче рублей ежемесячно за то, что можно получить абсолютно бесплатно. Для входа на наш сайт и доступа к готовым домашним заданиям не нужны деньги, экономьте с нами. Не потратил — значит заработал! О том, что решебники для 1-11 класса полезны, можно говорить бесконечно. Однако, даже те, кто изначально был против таких пособий, приходят к выводам, что их использование для школьников несет много пользы. Как показывают исследования, из 100% информации, которую дети получают на уроках, запоминается всего лишь 30%. Естественно, чтобы восполнить знания, разобраться с новым материалом и выполнить домашние задания правильно, ребенку необходима дополнительная литература. К этой категории и относятся пособия с готовыми домашними заданиями, разработанные квалифицированными учителями и методистами!

ГДЗ для младшей школы бесплатно без регистрации

Решебники для 1-4 класса по математике, русскому языку, обществознанию и другим предметам станут настоящим подспорьем для родителей. Благодаря таким пособиям с верными ответами на задания им будет легче пояснить своему ребенку, материал, который он не понял на уроке, и даже помочь справиться со сложным упражнением.

На нашем сайте представлен большой перечень сборников, в которых содержатся правильные ответы на все задания. Это полностью решенные примеры и задачи по математике, вставленные пропущенные буквы и знаки препинания по русскому языку, а также переводы слов и текстов по иностранным языкам. Практически все ГДЗ для 1-4 классов иллюстрированы яркими рисунками, а готовые задания в них сопровождаются разборчивыми схемами, таблицами и даже краткими пояснениями.

Помимо стандартных сборников с готовыми домашними заданиями из учебников, у нас вы найдете ответы к упражнениям из рабочих тетрадей, а также к контрольным и самостоятельным работам.

Решебники для средней и старшей школы без подписки

С каждым годом изучение того или иного предмета, начиная с пятого класса, становится тяжелее даже для отличников. Бесконечные домашние задания, не всегда понятные темы и огромное количество правил является главной причиной того, что дети просто не успевают за школьной программой. Сборники ГДЗ за 5-11 класс помогут справиться с самыми трудными заданиями, подтянуть свои знания, а значит, повысить успеваемость.

Современные пособия содержат огромное количество полностью разобранных типичных заданий по разным предметам. В изданиях по точным наукам собраны ответы на примеры и уравнения, формулы, алгоритмы и действия решения задач, заполненные таблицы с исходными данными, графики и построенные фигуры.

Решебники за 5-11 класс по географии и биологии включают заполненные схемы и контурные карты со всеми нанесенными объектами и прочими пометками на них. В сборниках по русскому и иностранным языкам, а также литературе помимо ответов на упражнения, содержатся переводы текстов, краткие эссе, диалоги, работа с предложениями и т.д.

Со сборниками ГДЗ для 5-11 класса вы сможете не только быстро списать верный ответ на задания, но и сравнить свои решения, а значит, самостоятельно проверить собственные знания. Вперед, за знаниями и хорошими оценками!