В каком году был образован ссср. Смотреть что такое "ссср" в других словарях

Создание СССР проходило, по мнению многих историков, достаточно болезненно. В стране недавно закончилась Гражданская война, последствия которой были довольно тяжелыми. Вопрос о формировании единой административно-территориальной структуры встал очень остро.

В тот период РСФСР занимала порядка 92% всей территории государства. Население этой территории впоследствии составило около 70% СССР. Восемь оставшихся процентов площади занимали республики Белоруссия, Украина, а также Закавказская Федерация, которая в 22-м году объединила Армению, Грузию и Азербайджан. Кроме того, на востоке государства была сформирована Ее управление осуществлялось из Читы. В в то время было две республики: Бухарская и Хорезмская.

Предпосылки создания СССР

Страна тяжело переживала последствия Создание СССР позволило бы аккумулировать и направить имеющиеся ресурсы на восстановление государства. Это, в свою очередь, способствовало бы развитию экономики, национальных, культурных отношений. Кроме того, создание СССР позволило бы начать избавляться от недочетов в развитии ряда республик. Необходимо учитывать, что территория государства была окружена разными странами, часто враждебно настроенными. Этот факт оказал немаловажное влияние на объединение республик.

История создания СССР

Для концентрации ресурсов и усиления централизации механизма управления в ходе Гражданской войны в июне 1919 года Украина, РСФСР и Белоруссия объединились в союз. Таким образом, появилась возможность объединить все вооруженные силы и ввести централизованное командование. При этом от каждой республики были представлены делегаты в органы государственной власти.

Вместе с этим соглашение об объединении указанных республик в союз предусматривало переподчинение отдельных республиканских отраслей транспорта, финансов и промышленности соответствующим наркоматам. Новое государственное формирование в историю вошло под названием "договорная федерация". Особенностью этого объединения являлось то, что российские органы по управлению стали функционировать в качестве единственных представителей верховной А республиканские коммунистические партии были включены в состав РКП(б) в качестве всего лишь областных партийных организаций.

В скором времени начались разногласия между московским центром управления и республиками. Последние в результате объединения были лишены возможности принимать решения самостоятельно. Вместе с этим независимость республик в отрасли управления декларировалась официально.

Предпосылками к возникновению и развитию конфликта явились неопределенности границ центральных и республиканских полномочий. Кроме того, нередко провоцировали саботаж принятые центральными органами и не нашедшие понимания у республиканских властей решения в сфере экономики.

В результате с целью кардинального преломления ситуации была создана комиссия, в состав которой вошли представители республик. Председателем ее стал Куйбышев. Заняться разработкой проекта по автономизации республик было поручено Сталину.

К середине 22-го года было образовано шесть республик: Российская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Украинская. В мае 1922-го года была сформирована комиссия "по уточнению взаимоотношений между Украиной и Россией". Впоследствии этот вопрос рассматривался и относительно других республик.

Создание СССР, по мнению ряда исследователей, благотворно повлияло на развитие различных сфер жизни (здравоохранения, культуры, образования и прочих). Новое государство объединило порядка 185 народностей и национальностей. Процесс объединения в многонациональное государство не противоречил интересам населявших территорию страны народов. Консолидация дала возможность молодой державе занять одно из ведущих мест в мировом геополитическом пространстве.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

С чего начинается Родина...

Советский Союз - это не пустой звук, а целая эпоха поколений, которые сегодня сформировались в единое поколение - поколение СССР или "совков", как мы иногда его называем. Эпоху, как и слово из песни, не выкинешь, ибо это часть нашей истории. Переписывать историю с целью ее искажения не только не простительно, но и оскорбительно. Именно в советскую эпоху наша страна впервые в истории стала первой социалистической сверхдержавой, ведь как заметил Черчиль: "Сталин принял Россию с сохой, а оставил - с ядерной дубинкой", - и это вполне справедливая оценка. Но давайте не будем в то же время отрицать заслуги Петровской монархии, положившей начало этому славному пути. Азов, Полтава, Гангут, Гренгам, Ништадт - это безусловно первые серьезные победы России превратившей ее в монархическую сверхдержаву, что тоже было сделано впервые. Трудно переоценить значение Ништадтского мира в Северной и Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне в целом. Перефразируя Черчиля мне остается добавить: "Петр Первый принял Россию с конями, а оставил - с морскими волками". Если Британия стала законодательницей флотоводских мод, а США - ядерных, то монополию каждого из этих врагов Россия неизменно нарушала. Знаменитый афоризм величайшего российского монарха Александра III выстрадан всей нашей историей: "У России только 2 союзника: армия и флот; все остальные выступят против нее". Сегодня с этим трудно не согласиться, если добавить еще и 3-его - ядерную пушку! Так что, то ли еще будет, если среди наших видов оружия появятся и новые его виды, которые также станут нашими постоянными и вечными союзниками.

Предпосылки образования СССР
Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.
Рассмотрим через какие этапы проходило образование СССР.

Усиление исторического триединства Москвы, Киева и Минска
С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.

Закавказская Федеративная ССР как государство-катализатор объединения
Советская власть укреплялась. На этой основе расширялись взаимные политические и экономические связи независимых советских республик. Уже в 1920 г. Коммунистическая партия поставила вопрос об укреплении федеративного союза между ними. В тезисах по национальному и колониальному вопросам, написанных для II конгресса Коминтерна, В. И. Ленин выдвигал задачу «стремиться к более и более тесному федеративному союзу». В том же году РСФСР и Украинская ССР заключили союзный договор, который предусматривал сотрудничество двух республик в различных областях их деятельности. В 1920- 1921 гг. были заключены договоры между РСФСР и Белорусской ССР, между РСФСР и советскими республиками Закавказья.
Процесс объединения социалистических республик проходил в острой борьбе против великодержавного шовинизма и местного буржуазного национализма. Этой борьбой руководила Коммунистическая партия, стоявшая на страже братского единства народов. Установление диктатуры пролетариата обеспечило всем нациям и народностям бывшей Российской империи свободное национальное развитие и предоставило им полный суверенитет. Народы в соответствии с их волей и в зависимости от конкретной исторической обстановки могли объединиться в пролетарском многонациональном государстве или не объединиться. В. И. Ленин указывал, что вопрос о праве наций на самоопределение вплоть до отделения непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения. Последний вопрос Коммунистическая партия должна решать в каждом отдельном случае с точки зрения интересов пролетариата и всех трудящихся масс национальных советских республик. Победили объединительные тенденции, так как они отвечали коренным интересам всех народов советских республик. В этом проявилась историческая закономерность диктатуры пролетариата - власти, объединяющей народы, а не разъединяющей их. Советские нации пожелали объединиться в единое многонациональное государство потому, что они были тесно связаны друг с другом в экономическом, политическом и культурном отношениях, а также потому, что без такого объединения им было бы крайне трудно противостоять натиску международного империализма.

Объединение республик должно было осуществиться на основе полной добровольности. «Федерация может быть прочной, а результаты ее действительными,- говорилось в резолюции X съезда Коммунистической партии,- лишь в том случае, если она опирается на взаимное доверие и добровольное согласие входящих в нее стран».

Создание единого союзного советского социалистического государства диктовалось объективными причинами. В первую очередь было необходимо объединить экономические и финансовые ресурсы советских республик, координировать их планы социалистического строительства. При этом большую роль играли такие факторы, как исторически сложившееся разделение труда и единство основных путей сообщения.

Мировая и гражданская войны пагубно отразились на состоянии народного хозяйства страны. В каждом районе наиболее пострадали именно те отрасли, которые составляли предмет его специализации: горнодобывающая и сахарная промышленность на Украине, льноводство в Северо-Западной области, хлопководство в Средней Азии и т. д. Помимо непосредственного разрушения производительных сил, тяжелый урон нанесло нарушение связей вследствие возникновения различных фронтов и дезорганизации транспорта. Начавшееся после гражданской войны восстановление народного хозяйства и экономических связей между советскими республиками происходило на основе исторически сложившегося разделения труда. В то же время принципы национальной политики Советской власти предусматривали создание новых индустриальных очагов, разработку полезных ископаемых и других природных богатств там, где этого ранее не делалось. Изменения, вносившиеся в прежнее разделение труда, имели целью не ослабление, а дальнейшее усиление экономических связей между советскими республиками.

Образование союзного советского государства диктовалось задачами планового социалистического хозяйства. Частная собственность и капитал разъединяют людей, коллективная собственность и труд сближают их. Еще в 1920-1921 гг., когда был разработан план ГОЭЛРО, все советские республики изъявили желание участвовать в его осуществлении. Каждая из них была заинтересована в социалистической реконструкции своей экономики на базе электрификации. Строительство ряда электростанций проектировалось по заявкам республик: Днепровская, Штеровская, Лисичанская, Гришинская - по заявке Украинской ССР, Осиповская - Белорусской ССР, Ташкентская - Туркестанской АССР, Земо-Авчальская - Грузинской ССР. Комментируя карту электрификации, председатель Госплана Г. М. Кржижановский говорил, что план ГОЭЛРО нельзя выполнить разрозненными усилиями отдельных республик. Осуществить социалистическую реконструкцию народного хозяйства, добиться подъема производительных сил и благосостояния всех народов можно было лишь объединенными усилиями всех советских наций в рамках союзного многонационального советского государства.

Договоры, заключенные в 1920-1921 гг. между советскими республиками, содержали пункты о хозяйственном сотрудничестве, но не определяли его условий и не предусматривали создания объединенных планирующих и хозяйственных органов. Это вызывало большие затруднения при разработке как плана ГОЭЛРО, так и в особенности плана экономического районирования Советской страны.

Проект экономического районирования вырабатывался Госпланом РСФСР в 1921-1922 гг. с непосредственным участием крупных советских ученых (Г. М. Кржижановский, И. Г. Александров, С. Г. Струмилин и др.). Обеспечивая максимально благоприятные условия развития производительных сил всех национальных республик и областей, этот проект предполагал не ведомственное, а территориальное управление народным хозяйством. При его осуществлении открывались широкие возможности для творческой инициативы масс, а с другой стороны, усиливалась роль планового руководства экономикой.

Экономическое районирование предусматривало образование на местах экономических совещаний и усиление роли госпланов и совнархозов. Этого нельзя было достигнуть без создания единых планирующих и хозяйственных органов. Поэтому в 1922 г. в Госплане был поставлен вопрос об образовании планирующего центра для всех советских республик и выдвинута мысль о дальнейшем укреплении советской федерации конституционным или договорным путем.

Во всех республиках остро чувствовалась необходимость более тесного объединения хозяйственной деятельности. В августе 1922 г. Украинский экономический совет постановил «экономическое районирование производить в контакте и сотрудничестве с Госпланом РСФСР». В резолюции II съезда Коммунистической партии Азербайджана говорилось: «Перед нами стоит задача установления самой тесной связи между хозяйственными органами Азербайджана и Высшим советом народного хозяйства РСФСР». Центральный Комитет Российской Коммунистической партии в своем отчете за 1922 г. писал, что опыт хозяйственного строительства советских республик за истекший год «показал необходимость государственного объединения хозяйственных усилий республик и планомерного распределения имеющихся у этих республик ресурсов».

Объединение советских республик диктовалось также их международным положением и задачами укрепления обороноспособности.

Советское правительство в своей внешней политике исходило из возможности мирного сосуществования советских республик с капиталистическими странами. Победа над интервентами и белогвардейцами дала советскому народу мирную передышку. Однако агрессивные круги империалистических государств все еще надеялись реставрировать буржуазный строй в России, если не силой оружия, то при помощи подрывной деятельности, экономического и политического давления. Они также рассчитывали внести рознь в среду советских народов, противопоставить одни советские республики другим. В этих сложных условиях советские республики должны были соблюдать строгое единство действий на международной арене. В феврале 1922 г. восемь республик поручили делегации РСФСР представлять их интересы на Генуэзской конференции. В ноябре была сформирована объединенная российско-украинско-грузинская делегация для участия в Лозаннской конференции. Усиливался контакт между наркоминделами советских республик, создавались единые дипломатические миссии за границей. Такое же объединение деятельности происходило в органах внешней торговли.

Все советские республики выступали за скорейшее слияние вооруженных сил и военного руководства. Партийные и советские органы Украинской ССР несколько раз отмечали настоятельную необходимость этого. Аналогичные постановления были приняты Центральными Комитетами Коммунистических партий в Грузии и Армении.

Таким образом, в 1922 г. созрели все предпосылки для создания советского многонационального государства.

Возникновение и нарастание конфронтации.
Но тем не менее, возникали и разногласия между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей, который до смерти Ленина возглавлял Сталин.

Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.

Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.


Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Машина репрессий ГУЛАГа, палачи ВЧК и псы НКВД
Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

Сталин принял СССР спустя всего лишь год с небольшим после его образования: это произошло 28 января 1924 г. Своего часа он ждал всего 395 дней. В год образования СССР в Европе произошли первые перемены: Италия, униженная и оскобленная итогами и обещаниями англичан в Первой мировой войне, стала первым в мире фашистским государством. Случай с Италией вообще уникален: страна имела 2 формы правления в период с 1922 по 1945 гг., являясь и монархической империей и фашистской диктатурой в одном лице, в то время как Япония была только монархической империей, где власть принадлежала императору. В нацистской Германии монархия была упразднена, однако Гитлер позаботился о жизни и безопасности свергнутого в ноябре 1919 г. кайзера Вильгельма. В Испании после падения режима Асаньи и прихода к власти Франко монархия наоборот, упразднена не была как таковая, но она могла вернуться как форма правления только после смерти каудильо, что и произошло 20 ноября 1975 г., когда Франко умер. Вообще, 20 ноября в Испании особый день и очень популярен среди испанских правых сил. Тогда, в 1936-ом был расстрелян основатель Фаланги Хосе Антонио Примо де Ривера, а 39 лет спустя не стало и самого Франко. Интересно, что король Хуан Карлос I оставил трон своему сыну после 39 лет пребывания на нем, а гражданская война в Испании завершилась 1 апреля 1939-го (попробуй поверь!). Если кто не знает, что значит число 39, объясню просто и понятно: это "трижды 13".


Неоднозначным было правление Сталина. Советский Союз во многом вырастал из гражданской войны и ее жертв; по сути, "строился на костях" своих же граждан, что и отличает его от создания Российской империи. Еще в годы гражданской войны, один из основателей РККА, Лейба (Бронштейн) Троцкий, сформировал концепцию "красного террора" и "расказачивания", переросших в "раскулачивание", что нанесло удар в первую очередь по простому люду. Делалось все это под предлогом борьбы за социализм и раздувания пожара красной революции. В стране царила продразверстка, был введен режим "военного коммунизма", а по сути - красного фашизма, когда солдаты в буденновках врывались в дома крестьян и отбирали остатки продовольствия. Не подчинявшимся требованиям по просту расстреливали без суда и следствия. Большевизм как таковой появился в России в далеком 1905-ом г., когда и прошел I Съезд КПСС (тогда называвшейся РСДРП). Подпольная красная ячейка была своего рода политической сектой, наподобие Испанской Фаланги (Falange JONS), а ее финансирование шло из Германии, Швейцарии, Англии и США. Особую роль в начале гражданской войны в России сыграл А. Парвус (он же И. Гельфанд), у которого с большевистскими соцдемами завязались прочные отношения, главным образом - с Ильичом.

При Сталине страна взяла резкий курс на индустриализацию и экономика страны заработала на полную мощь. Благодаря 5-леткам, экономика СССР поднялась на 2-ое место в мире после США, где в то время поначалу царила "Великая депрессия", но с 1933-го года программа "нового курса" Рузвельта позволила американцам вернуть утраченные позиции в мире. Так или иначе, но оба государства после Второй мировой войны сойдутся в холодном противостоянии друг с другом.


Репрессии 37-го больно ударили по стране. Практически была уничтожена РККА (если кто не знает или забыл, уничтожение высшего командного состава Красной Армии было черной операцией Абвера), что естественно пошло в карман и Гитлеру, и мировому жидовскому лобби. Результаты репрессий дали свой отголосок в позорной советско-финской войне и поражениях на начальных этапах Великой Отечественной. Была и Катынь, которая сегодня является ложью, ставшей историей и о которой речь пойдет уже в другом материале, где будет дан новый ответ на вопрос "кто виноват в расстреле польских офицеров весной 1940 г."

Несмотря на все трудности эпохи сталинизма, СССР вышел победителем в главном горячем конфликте XX в. К 1945 г. мы получили тот СССР, образ которого мы стараемся вдолбить нашим детям еще с пеленок, чтобы не позорили своих ветеранов. И этот СССР в начале 50-ых гг. в небе над Северной Кореей показал, что именно мы, а не американцы являемся хозяевами неба, и не вправе сегодня, спустя почти 25 лет после его распада терять это господство. Советская оборонка во многом сделала хороший скачок намного лет вперед, а наша страна во многом была примером для подражания.




Что еще любопытно, так то, что если Петру Первому понадобился 21 год для превращения России в Империю, то у коммунистической верхушки СССР на это ушло 23 года. В какой-то степени Сталин повторил стратегический подвиг Петра Великого, когда в 1949-ом уже после Второй мировой войны были проведены испытания первой советской атомной бомбы. К середине 20 столетия СССР представлял собой здоровый организм, чья верхушка проводила грамотную внешнюю политику, а русскому народу Сталин отводил особую историческую роль. Если бы не доверчивость людей, кто знает, может быть к середине 60-ых мы смогли бы покончить и с Америкой.



Залатывание прорех или борьба с буржуазным национализмом?

Будь наш народ более просвещенным и думающим, а не доверчивым, то возможно СССР и избежал бы взлома своей национальной карты. Жаль, что история, а точнее уроды, распорядились вопреки ходу истории, чтобы попытаться отбросить нас в средневековое прошлое




Бессмертие Триединства


Несмотря на то, что СССР уже нет, и восстановлению он как таковой уже не подлежит, все же ни в коем случае нельзя ссориться друг с другом членам Триединства, которое всегда стояло на страже безопасности Евразии. Самое время отбросить идеологические и прочие предрассудки в отношении друг друга и протянуть друг другу руки помощи и поддержки. Эпоха красной и либерацистской (ельцинской) чумы уже давно перекочевала из России в США, которые уже наступили на грабли всех ранее существоваших империй, где ФБР уже давно стала американским НКВД, переплюнув "красных бесов в погонах" во всех смыслах. Что касается нынешней Украины, то она обречена на крах и появление Новороссии станет ядром образования новой Украины без бандеровского и заокеанского внешнего управления.
Дай Бог, чтобы этот день наступил как можно скорее и его мы будем приближать как только сами можем. Своими общими усилиями без внешней помощи.
Потому что мы можем делать все сами!



Использованы материалы сайтов http://www.history-at-russia.ru и http://www.russlav.ru

ОБРАЗОВАНИЕ СССР ОБРАЗОВАНИЕ СССР

ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.
В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) , будучи унитаристом (см. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО) , как Маркс (см. МАРКС Карл) и Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих) , писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма (см. ФЕДЕРАЦИЯ) , правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения (см. БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ) , был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.
Образование РСФСР
Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (см. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА) и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи - РСФСР.
В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России) территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК. (см. ВЦИК)
Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.
РСФСР и другие республики - пути их сближения
Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия» советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье. Практически все предшествующие образованию СССР договоры между независимыми республиками были инициированы правящей в России партией большевиков.
С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны.
Далее последовала череда двухсторонних соглашений: между РСФСР и Азербайджаном (сентябрь 1920), Украиной (декабрь 1920) и другими республиками, в соответствии с которыми осуществлялось объединение управления не только военным делом, транспортом, финансами, но и связью, отдельными отраслями промышленности. На стадии этих промежуточных, подготовительных для создания более тесного союза соглашений, имели место конфликты между республиками и РСФСР, игравшей до появления союзных органов власти и управления роль центра. Наиболее активными в этом отношении были Украина и Грузия. Хотя конфликты улаживались в «партийном порядке», большинство решений российской коммунистической партии тех лет ориентировалось на создание в будущем унитарного государства.
Поиск путей более тесного сближения республик привел к тому, что в работе Всероссийских съездов Советов и ВЦИК стали принимать участие представители республик. Таким образом, высшие органы власти РСФСР выступали в двух качествах - как орган власти одной республики и как общефедеральный центр. При отсутствии единого законодательства высшие органы власти республик своими актами подтверждали или утверждали действие декретов РСФСР на их территории, такое утверждение называлось регистрацией. Промедление с ней иногда очень сильно осложняло проведение в жизнь конкретных мероприятий.
Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.
После снятия блокады Антанты (см. АНТАНТА) РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина - с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции (см. ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.
Борьба по поводу формы построения нового союза
К середине 1922 существовало уже шесть социалистических республик - Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Созданная в мае 1922 для уточнения взаимоотношений РСФСР и Украины комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под председательством М. В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич) пришла к выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса для всех республик. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик.
Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, ведь изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к существованию. Проект документа под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был подготовлен И. В. Сталиным (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) и 23-24 сентября 1922 одобрен комиссией ЦК РКП(б), хотя отношение к нему в республиках было неоднозначным, так как республики в соответствии с ним переходили на положение автономий в рамках РСФСР.
Ленин, согласившийся в свое время с унитаризмом в построении РСФСР, на этот раз выступил с критикой плана «автономизации», практически отвергнув его. Он выдвинул и обосновал идею образования союза советских республик Европы и Азии. В конце концов победила точка зрения Ленина, и новый проект был утвержден комиссией на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922 и одобрен партийными и советскими органами республик. Но Сталин и позднее продолжал настаивать на необходимости более централизованного их объединения, что со временем сумел провести в жизнь. Договор об образовании СССР был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР закавказских республик не было принято).
30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР и 33 - от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В Декларации говорилось, что СССР - добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был. В Договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция федерального центра была определена весьма подробно - она насчитывала 22 пункта, что свидетельствовало о векторе на централизацию. Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания союзных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, применение и дополнение союзного Договора подлежали исключительно ведению съезда Советов СССР. Съезд избрал первый ЦИК СССР, президиуму которого было поручено подготовить проекты положений о наркоматах СССР, СНК СССР, ЦИК СССР. Окончательная легитимизация союзного государства была оформлена принятием после серьезных дискуссий на II съезде Советов СССР 31 января 1924 Конституции СССР.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ОБРАЗОВАНИЕ СССР" в других словарях:

    Запрос «Советская история» перенаправляется сюда. См. также статью о фильме «Советская история‎» (2008). История России … Википедия

    Распад Российской империи и образование СССР период российской истории с 1916 по 1923 (иногда по 1924), характеризующийся процессами образования на территории бывшей Российской империи различных государственных образований,… … Википедия

    Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция …

    Научно технический потенциал СССР В СССР создан значительный и быстро растущий научно технический потенциал (НТП). Он включает совокупность материальных и духовных ресурсов, определяющих научно технический уровень общественного… … Большая советская энциклопедия

    Запрос «Советская Россия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Флаг РСФСР Герб РСФСР Девиз: Пролетари … Википедия

Карта: Образование СССР. Развитие Союзного государства (1922-1940). 15 республик постепенно объединились в одну могущественную страну, которая имела очень сильный военный и экономически потенциал. 30.12.1922 года, на съезде Советов, были подписаны союзные договоры и декларация об образовании СССР.

1. Через месяц после окончания гражданской войны, 30 декабря 1922 г. на большей части бывшей Российской империи было образовано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В состав СССР вошли четыре республики:

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);
  • Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР);
  • Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР);
  • Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР - федерация Грузии, Армении и Азербайджана).

Официально СССР был оформлен как федерация равноправных республик. Однако на деле объединение носило формальный характер:

  • три республики — УССР, БССР и ЗСФСР — были искусственными государственными образованиями, созданными РСФСР с помощью военной силы (Красной Армии), и были сателлитами РСФСР;
  • во всех четырех государствах у власти была одна партия - партия большевиков, создавшая видимость национальных боль­шевистских партий.

Фактически созданный СССР был не союзом четырех государств, а новой формой существования возрожденной Российской империи. Трансформация Российской империи в СССР стала результатом ленинской национальной политики.

2. Впервые вопрос об устройстве будущей федерации встал еще до создания СССР - при подготовке проекта первой советской Конституции в 1918 г. Было выдвинуто два подхода, вокруг которых велись дискуссии:

  • план «автономизаици» И.В. Сталина, по которому Россия должна остаться единым и неделимым государством, но в котором желающим народам будет разрешено создавать автономии в рамках России;
  • план федерации В.И. Ленина, по которому все желающие народы должны получить независимость и государственность, а потом объединиться с Россией в равноправной федерации, где Россия будет одной из равных союзных республик.

3. Первоначально верх взял план И.В. Сталина. В результате, РСФСР была построена по плану Сталина, а СССР - по плану Ленина.

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. внутри России в соответствии с планом И.В. Сталина - первого наркома по делам национальностей, началось создание национальных автономий:

  • в 1918 г. была создана первая автономия - Трудовая коммуна немцев Поволжья;
  • затем в 1920 г. - Башкирская АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика);
  • Татарская АССР;
  • Калмыцкая АССР;
  • Киргизская АССР (в 1925 г. Киргизия была переименована в Казахстан, а Киргизией стала называться другая автономия)
  • иные автономии (Якутия, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др.). СССР уже строился по другому принципу - как федерация равноправных союзных республик (государств), где республики могут выйти из состава СССР и имеют одинаковый статус с другой республикой - РСФСР (по плану В.И. Ленина). Однако поскольку первые союзные республики (УССР, БССР и ЗСФСР) находились под полным контролем партии большевиков и РСФСР, в то время данные нормы были формальностью - это была демократичная с виду и привлекательная для будущих членов правовая оболочка по сути централизованного государства. С точки зрения ожидания мировой революции это была единственно правильная форма объединения. Будущие новые члены мировой социалистической федерации вряд ли бы стали вступать в состав России, в то время как форма Союза Советских Социалистических Республик уже в своем названии подразумевала мировой наднациональный характер новой федерации, которая со временем могла объединить весь мир.

4. Первая Конституция СССР, принятая в январе 1924 г., прак­тически скопировала устройство власти в РСФСР:

  • высшим органом власти в СССР становился Всесоюзный съезд советов;
  • его рабочим органом между съездами - ВЦИК (Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет - советский «мини-парламент») СССР;
  • высшим исполнительным органом становился Совнарком - Совет Народных Комиссаров (правительство) СССР;
  • СССР, так же как и ранее РСФСР, объявлялся государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.

Данная система органов государственной власти (Съезд-ВЦИК-Совнарком) была в дальнейшем скопирована в конституциях всех союзных республик, которые были приняты в 1925 г. Кардинальные изменения системы государственной власти в СССР произошли в 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая, «сталинская» Конституция СССР:

  • такие органы ленинской поры, как Всесоюзный съезд советов и ВЦИК, были ликвидированы;
  • вместо них был создан Верховный Совет СССР, избираемый путем прямых и равных выборов;
  • сохранился Совнарком (Совет Народных Комиссаров) в качестве высшего исполнительного органа;
  • все граждане СССР наделялись равными правами (были исключены конституционные ограничения прав «эксплуататорских классов»);
  • по-прежнему провозглашались диктатура пролетариата и власть советов;
  • были продекларированы основополагающие права и свободы человека. Крупные изменения произошли в составе федерации - СССР:
  • началось увеличение численности союзных республик;
  • был конституционно закреплен ранее произошедший раздел ЗСФСР на Грузинскую ССР, Армянскую ССР и Азербайджанскую СССР;
  • конституционно закреплено ранее осуществленное по воле союзного и российского в одном лице руководства отторжение от территории РСФСР Средней Азии;
  • конституционно закреплено создание на данной территории пяти среднеазиатских союзных республик - Казахской ССР, Киргизской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР {ранее бывших автономиями РСФСР);
  • в итоге количество союзных республик увеличилось до 11.

Во всех 11 республиках как старых, так и новых в 1937 г. были приняты стандартные Конституции, во многом повторившие Конституцию СССР 1936 г. В союзных республиках создавались автономные республики, автономные области и автономные (первоначально - национальные) округа. Почти все народы СССР формально получили государственность различного уровня (от союзной республики (русские, украинцы, белорусы и др.) до автономного округа (чукчи, коряки, эвенки и др. Формально в Сибири была искусственно создана и еврейская автономная область, хотя основная масса евреев в ней не жила). Несмотря на внешнюю демократичность Конституции 1936 г. (которую советская пресса назвала «самой демократичной Конституцией в мире»), многие ее положения были фиктивны. В условиях сталинской тоталитарной диктатуры и репрессий соблюдение прав человека было полностью в руках государства, формальностью была роль Верховного Совета и прошедших под контролем партии «всенародных выборов» 1937 г., номинальным был и суверенитет союзных республик.

5. Следующие крупные изменения в составе советской федерации произошли в 1939 - 1940 гг.:

  • отторгнутые в 1939 г. от Польши земли Западной Украины и Западной Белоруссии были включены в состав соответственно УССР и БССР;
  • в 1940 г. в состав СССР вошло три новые республики - Латвия, Литва и Эстония;
  • в 1940 г. на территории отторгнутой от Румынии и перешедшей к СССР Бесарабии была создана Молдавская ССР;
  • в 1940 г. на небольшой территории Финляндии, перешедшей к СССР после советско-финской войны, и Карелии - автономии РСФСР, также была создана союзная республика - Карело-Финская ССР.

Во всех новых республиках по образцу Конституции СССР 1936 г. были приняты новые, «советские» конституции, сфор­мированы органы власти по советскому образцу (формальные Верховные Советы и Совнаркомы, подчиненные центру).

Таким образом, на момент начала Великой Отечественной войны в 1941 г. в состав СССР входило 16 союзных республик (в 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР и включена в РСФСР, союзных республик вновь стало 15). При создании новых союзных республик, многие из которых не «вступали» в состав СССР, а «отделялись» от территории РСФСР, границы проводились искусственно, без учета национального состава. Так, в составе Казахстана очутились значительные (северные) территории, заселенные этническим русским населением; населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах (Арцах) был передан Азербайджану; в состав Молдавской ССР вошли территории, заселенные русским и украинским населением (Приднестровье), и др. 6. Последние изменения в составе СССР произойти во время и после окончания Великой Отечественной войны:

  • 1 августа 1944 г., не без давления СССР, в состав СССР всту­пило независимое государство Тува - небольшое буддистское государство, расположенное рядом с Монголией;
  • вопреки общему правилу, вновь принятая республика Тува не приобрела статуса союзной - она была включена не в СССР (как вновь принятые государства), а в РСФСР в качестве Ту­винской АССР;
  • в 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии, вошедшая в СССР по итогам войны, приобрела статус Калининградской области РСФСР; ее столица Кенигсберг была переименована в Калининград;
  • отошедшая от Чехословакии Закарпатская область вошла в состав УССР, также в состав УССР вошла Черновицкая область, которая была отторгнута от Румынии;
  • на востоке к СССР от Японии перешли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ставшие Сахалинской областью РСФСР.

После этого процесс оформления территории СССР завершился. Больше территория СССР не расширялась, несмотря на имевшиеся возможности.

Советский Союз отдал Китаю Порт-Артур, возвращенный СССР после второй мировой войны, воспрепятствовал вступлению в СССР в качестве двух новых союзных республик Монголии и Болгарии, к чему руководство этих стран стремилось (1973 г.).

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР:

  • фактически была не новым документом, усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции СССР 1936 г.;
  • кардинальным отличием данной Конституции от прежней были отказ от диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством;
  • в самое начало Конституции была перенесена статья о руково­дящей роли Коммунистической партии (6-я статья);
  • подтвердила прежнюю систему органов госвласти - Верховный Совет СССР, Президиум ВС, Совет министров СССР;
  • подтвердила существовавшее национально-государственное устройство СССР - 15 союзных республик, автономные республики, области, округа в составе союзных республик, области и края;
  • также в Конституции 1977 г. была сохранена статья о праве выхода союзной республики из состава СССР, хотя в то время эта статья была уже полной формальностью. Фактическим руководителем СССР был Генеральный Секретарь ЦК КПСС. В областях прямое руководство (в том числе всеми другими органами) осуществляли первые секретари обкомов КПСС. При всей громадной власти Генерального секретаря ЦК КПСС, первых секретарей обкомов, эти должности не были предусмотрены в Конституции. В СССР сложилась ситуация, ко­гда неконституционные органы руководили конституционными. Начиная с послевоенного времени, особенно в 1970 - 1980-х гг., в СССР проводилась политика стирания национальных различий. Все жители СССР на Западе стали восприниматься как «русские». Л.И. Брежневым и советскими идеологами было заявле­но, что в СССР сложилась новая общность - «советский народ».

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.