Система работы логопеда в доу. Система работы учителя-логопеда с воспитателями доу в условиях логопедического пункта

Разделы: Работа с дошкольниками

На основе тщательного изучения речевого развития детей пятого года жизни, отнесенных к III уровню, разработана система их воспитания и обучения в условиях специальной логопедической группы. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи.

По результатам проведенного обследования, нами разработаны специальные занятия с экспериментальными приемами их проведения, которые были разделены на два типа в зависимости от частных коррекционных задач:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Они включают в себя: понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи.
2. Занятия по формированию звуковой стороны речи. Они основаны на: развитии фонематического слуха, уточнении правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи – согласные раннего онтогенеза – П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, К и гласные звуки – А, У, О, И.; на постановке отсутствующих звуков; закреплении навыков четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости; автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах .

Ведущим принципом на занятиях является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В блоках занятий: «Развитие фонематического восприятия» и «Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов» включены серии последовательно усложняющихся игр по методу «Кубиков Зайцева», целью которых являлось:

  • воспитание устойчивости внимания у каждого ребенка по отношению к различным раздражителям (сначала невербальным, а затем вербальным),
  • развитию фонематического слуха,
  • выработки правильной артикуляции речевого аппарата,
  • развитию правильного речевого дыхания,
  • предупреждению дисграфии и дислексии у детей.

Коррекционные занятия включают игровые упражнения, ориентирующие на выделение и дифференциацию отдельных шумов, неречевых звуков: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип дверей, звуки бубна, звуки металлофона, звуки рояля, звуки гармошки, звуки кубиков (железных, деревянных, золотых) и таблицы НА. Зайцева с пропеванием слогов под магнитофонную запись . Метод «Кубиков Зайцева» – полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые маленькому ребенку, плюс постоянно изменяющаяся интересная игровая ситуация, элементы соревнования, и радость от быстрых достижений. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка, это – верный путь к здоровью. Доказано болезнетворное влияние стойких отрицательных эмоций не только на нервную систему, но и на другие важные системы жизнедеятельности ребенка – пищеварительную, сердечно-сосудистую, выделительную. Другая группа оздоровительных факторов – это ритмизация деятельности. Она проявляется в «складовом» принципе обучения, и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны обучающего, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определенному правилу моторно-эмоциональных акцентах, и в ритмических движениях кисти ребенка (покачивание кубиков) для опознания «железных», «деревянных», «золотых». Ритмы, синхронизируя нервно-психологические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное средство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития .

(Приложение .Рисунок 1) Логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе со звучащими кубиками по методике Зайцева Н.А.

Метод «Кубиков» эффективен и при работе с олигофренами и во многих других случаях задержки развития психики ребенка. Благодаря «Кубикам» значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к 5-6 годам дети с ЗПР и ОНР, ДЦП. Помогают «Кубики» тугослышащим и глухим. Выводят в речь аутичных детей. И еще важное достоинство учебных приемов Н.А. Зайцева – это формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и немало других факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Кубики различаются по цвету: «золотые», «железные», «деревянные», бело-зеленые, один серо-коричнево-бело-зеленый, один бело-коричневый. Кубики различны по объему: большие и маленькие, большие и маленькие двойные, как бы склеенные друг с другом – двухэтажные. Кубики заполнены так, чтобы различались еще и звучанием, раздающимся при их встряхивании. У глухих, тугослышащих и слабовидящих детей выше способность к различению по весу, вибрации, запаху. Можно работать с большей опорой на эти ощущения. В «золотые» кубики закладываются колечки, нарезанные из медной трубки. В «железные» кубики шарики из подшипников или гайки. В «деревянных» кубиках хорошо стучит фасоль. Ребенок «слышит» кубики пальчиками, различает по весу и объему настолько легко, чтобы мог разложить их по сортам даже с закрытыми глазами. «Золотым», «железным» и «деревянным» кубикам также придают разные запахи, слегка опрыскав одеколоном или духами.

«Железные» кубики - для звонких складов, «деревянные» – для глухих. Кубики со складами для гласных – «золотые». Наличие больших (для твердых складов) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает, в отличие от звонкости-глухости, другую важнейшую акустическую характеристику русской речи: ее двуобъемность, двутоновость, т. е. произнесение твердых складов с большим, а мягких складов с меньшим объемом резонатора. Зайцев, как никто другой понял, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Найдя столь нужные для развития ребенка методические решения, строя его познавательную деятельность на игре Н. А. Зайцев требует от взрослого внутренней готовности к довольно непростой, интеллектуально и физически напряженной деятельности. Зайцевская игра будет игрой только для ребенка. Для взрослого –достаточно жесткой системой приемов, рекомендаций и требований, а ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладоши и как-то, между прочим, выучиваются читать. В наборе 52 картонки, легко собирающихся в кубики, таблицы. Кубики и таблицы предъявляются сразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. На кубиках и таблицах изображены склады. Всем известна проблема: буквы знает, а читать не может. Не учим буквам, сразу учим складам! Именно из складов мы составляем слова, по складам их прочитываем. Имеется связь фонетики с грамматикой и орфографией в кубиках и таблицах, например, ЖИТЬ, ШИТЬ, ЖЕНЯ ШЕЯ, ЦЕПЬ ЧАШКА, ПЛОЩАДКА, ХОЧУ, ИЩУ, ЩУКА и т. п. кубиками или по таблицам через жы-шы жэ-шэ-цэ, чя-щя, написать никак не получится, разве только самым неудобным нерациональным способом. «Ягоды» есть на «золотых» кубиках и в таблицах.

Таблицы и кубики... поются! Обучение чтению с пением оказалось - для всех детей – более эффективным, веселым, интересным. До некоторых детей только через пение и доберешься. Бывали такие случаи: пять, даже десять лет молчал – потом запел, начал читать и... заговорил! Можно сопровождать пение прихлопываниями, притопываниями, танцевальными движениями, ударами в бубен и проч. – результат еще лучше будет.

В записи 14 попевок: с первой по седьмую – для таблицы 1; с восьмой по одиннадцатую – для таблицы 2; попевки 12, 13, 14 – алфавитные, «слова» к ним – в таблице 3. Каждая из попевок в сочетании с таблицами – матрица, в которой на ожидаемом месте в ожидаемое время получаешь ожидаемый результат. Видим, слышим, переводим глаза из клетки в клетку, следя сначала за указкой, передвигаемой преподавателем, потом, укрепив навыки фиксации и перевода взгляда, легко отслеживаем самостоятельно. Тренировка глазных мышц? Не только. Вспомним догадку великого И. М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению мышечному движению». Последующие исследования подтвердили интегративно-кольцевую связь мышечных волокон с ЦНС, осуществляемую с помощью системы, имеющей прямое отношение не только к моторной части мышц, но и к сенсорной. Проговаривание и пропевание складов в данном порядке – является наиболее рациональным с точки зрения ряда фонетистов, фонопедов, преподавателей вокала, т. к. здесь идет развитие голоса. На занятиях используется следующая топонимика: город Букв, район гласных, район согласных, улица Твердых команд, улица Мягких команд, улица Самых Звучных, улица Звонких, улица Глухих, тупик Беззвучных, переулок Непарных, Гласная область, подземелье Злых ошибок, замок Златовласки, страна Живых Слов и дивное местечко под названием Звукомань. Персонажи: гномы, карлики, гиганты (Злой Звукомор, Угомон, Усик, Краса, Малек, Угрюм, Зол, Хмур, Гнус, Грызун, Кусака, Мрак, Кряк, Мемека, Гага, Игого, Клык, Мурлыка, Грызли, Квакли); короли, королевы, принцы, принцессы, феи, дети (Маня, Нана, Аман, Нюра, Ирэн, Норман, Зина, Лиза Ирма, Аром, Эрна, Мирон, Мэри и т. д. .

В блоке занятий «Формирование связной речи» использовали различные структуры предложений, формировали навыки составления 2-, 3-словных предложений. На занятиях по формированию связной речи использовали графическое моделирование, опираясь на методические указания следующих авторов: В.П. Глухова, Ю.Ф. Гаргуши, И.Ю.Кондратенко, С.В. Бойкова, систему ТРИЗ .

Цель: работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением. Научить детей слушать и понимать короткие рассказы и включать в связную речь отработанные грамматические конструкции. Нахождение общего, объединяющего различные предметы и явления, установление взаимосвязи между этими предметами.

Тема: Простое распространенное высказывание.

Цели:

  • учить пользоваться простым распространенным высказыванием,
  • практическое усвоение формы винительного падежа без предлога. В задании используются графические схемы предложения:

Саша купил кофту. Даша купила юбку. И т. д. (Приложение .Рисунок 2)

То же для глаголов: стоит, лежит, идет, спит. Называния действия сопровождается демонстрацией действия предъявления его графического символа.

Тема: Словообразование.

Цель: учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Символы с изображением бабушки и внучки: (Приложение .Рисунок 3)

Тема: Развитие связной речи.

Цель: Приложение .Рисунок 4)

Тема: Составление графического плана рассказа на тему: «Осень».

Цель: учить короткому пересказу с опорой на схему. (Приложение .Рисунок 5)

1. Солнце. (Солнце светит.)
2. Дождь. (Часто идут дожди.)
3. Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Л. Ежик. (Животные готовятся к зиме.)
5. Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
6. Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов)

Тема: Составление графического плана рассказа на тему: «Дикие животные».

Цель: Учить короткому пересказу с опорой на схему. (Приложение .Рисунок 6)

Задачи включения наглядных моделей в процесс обучения содействует:

  • закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий;
  • развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания;
  • увеличивается эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи .

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова Ряд авторов Ю.Ф. Гаркуша, Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева, Л.И, Цеханская, придает большое значение формированию представлений о логических отношениях, формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста как с нормально развитой речью и детей с речевой патологией. В начале обучения по составлению описательного рассказа наглядная модель включает ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощи и фрукты» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей или фруктов. На последующих занятиях педагог учит детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» – внешний вид животного; «человек» – какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» – чем питается животное; «домик» – где оно живет; «коляска» – как называются детеныши; «ухо» – как животное подает голос. В процессе рассказывания логопед использует дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа (например, при описании внешнего вида животного). Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания и описывают предметы без помощи наглядных опор .

Для развития коммуникативных умений у детей нами была выбрана вариативная базисная программа «Истоки». Инновационные разработки данной программы заключается в том, что: работая в микрогруппах, дети учатся общению и мышлению, т. к. она предполагает обобщения предметов, ссылаясь на слова Л.С Выготского: «Общение предполагает обобщение и развитие словесного значения».

Занятия начинаются с разделения детей по командам. Эффективные команды не возникают сами по себе, они создаются целенаправленно. Во всех моделях управляет созданием команды, сопровождает ее становление и развитие – педагог (логопед, воспитатель). Модель формирования команды включает несколько этапов.

I этап в становлении команды – знакомство друг с другом. Речь идет не о формальном знакомстве, а о постановке единой цели команды, принципах и правилах реализации этой цели; определении своего места в выполнении целей команды; и роли каждого участника Основная особенность этого этапа «осознание». Осознание своего членства в команде, осознание общекомандных целей и задач.

II этап. Конфликт. Это «штормовой» этап развития команды и один из самых трудных. Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды. Между членами команды возникают затруднения коммуникативного характера, эмоции, которые первоначально скрывались, выплескиваются наружу. Роль педагога – помочь команде преодолеть этот кризис и в плане развития взаимоотношений в команде, распределения ролей, и в плане прояснения позиций каждого, уточнения командных задач.

III этап. Сотрудничество. Главная отличительная черта этого этапа - развитие сотрудничества, а основная цель – создание благоприятного микроклимата в работе команды. Это наиболее результативный этап в работе команды. Члены команды начинают понимать, что ее успех становится возможным только при объединении индивидуальных возможностей каждого. Команда состоялась!

IV этап. Результативная работа. Уже само название этапа подчеркивает, что самый результативный этап работы команды – этап достижения реальных результатов. Задачей педагога является развитие у членов команды рефлексивной деятельности, творческой деятельности. Этот этап не возможен без самоанализа проделанных шагов, без оценки получаемых результатов в сравнении с поставленными задачами, и путей их реализации. Эффективность команды зависит от многих взаимосвязанных факторов. Это и четко сформулированные реальные цели, и хороший микроклимат в команде, психологическая совместимость ее членов. Но, прежде всего – это эффективное руководство командой, как целостного коллектива единомышленников.

Модель формирования команд имеет большую вариативность. Формируем команды через определенные задания: на столе логопеда лежат картинки по обобщению предметов (это могут быть «Овощи», «Фрукты», «Животные» или любые другие в зависимости от лексической темы), а на столах детей – также картинки с обобщением. Дети берут любую картинку и распределяются по тому направлению, где находится обобщающий элемент .

Проводились следующие индивидуальные логопедические занятия по формированию звуковой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное натальной патологией и с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное стертой формой дизартрии с применением развивающих игр Воскобовича В.В. (игра «Читайка», «Складушки») . Целью этих игр является развитие навыков чтения для дошкольников.

(Приложение .Рисунки 7 – 9)

При сгибании уголков по пунктирной линии – получаются различные слова. Из этих квадратов можно складывать различные фигуры и заодно слова как значимые, так и смешные. Карточка «Складушки» может как пропеватъся, так и прочитываться детьми, затем карточку совмещают с «Нахлобушкой». В нахлобушке делают надрезы по пунктирной линии от ножничек до точек, затем «нахлобушка» одевается на карточку «Складушки» таким образом, чтобы в окошке был виден столбик складовой песенки. Если имя «Нахлобушки» и верхний склад в окошке не совпадают, то эта «Нахлобушка» чужая. В этом случае слова для чтения могу быть как значимыми, так и «смешными» (абракадабра) .

Таким образом, специально организованные и разработанные нами логопедические занятия с экспериментальными приемами их проведения способствуют снижению тяжести речевого нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Подтверждение нашей гипотезы мы видим после положительных результатов обследования детей на ПМПК.

Список литературы.

1. Базисная программа развития ребенка – дошкольника «Истоки». Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. – М: 2001. – Издательский дом «Карапуз», 303 с.
2. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников: картотека заданий с усложнением.– СПб.: КАРО, 2005,100 с.
3. Воскобович В.В. Музыкальное иллюстрированное пособие по обучению детей раннему чтению «Складушки». ООО «Инитекс ЛТД Ко», 1992.
4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Журнал: «Дефектология», 1994, №4, с. 63 – 69.
5. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием. Журнал. «Дефектология», 1990, №6, с.63 – 69.
6. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб.: Лань, 2000.– 224 с.
7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) –М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.–157 с.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

Книга поможет школьному учителю-логопеду найти от­веты на многие вопросы: планирование коррекционной ра­боты с детьми с различными речевыми нарушениями; веде­ние отчетной документации с учетом современных требова­ний; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация разви­вающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях про­изношения звуков, по развитию связной речи, при наруше­ниях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запа­са, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регла­ментирующую работу школьного логопеда.

Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою дея­тельность в логопедическом пункте при общеобразователь­ной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреж­дений, специфику. Логопедическая работа-- это не до­полнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определен­ными категориями учащихся. Именно это и делает рабо­ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востре­бованной. Согласно нормативным документам, регламен­тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образо­вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о лого­педическом пункте образовательного учреждения), лого­педический пункт при общеобразовательной школе орга­низуется для оказания помощи детям с нарушениями ус­тной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются:

Своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

Предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразователь­ном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной сте­пени выраженности; фонетико-фонематическое недораз­витие речи; фонематическое недоразвитие речи; заика­ние; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловлен­ные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреж­дения-- не более 20 человек. Зачисление на логопеди­ческий пункт осуществляется на основе обследования

речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви­тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное вре­мя с учетом режима работы школы. Коррекция произ­ношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис­ключения, может осуществляться во время уроков (кро­ме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, --не менее 3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематичес­кое или фонематическое недоразвитие речи; наруше­ния чтения и письма, обусловленные фонетико-фо­нематическим или фонематическим недоразвитием речи, --не менее 2-3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический де­фект, --не менее 1-2 раз в неделю;

С заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имею­щими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные на­рушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), - должны проводить­ся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, заня­тия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися учащимися и обучающи­мися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут. Время пере­мен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ уча­щихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каж­дого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными эти­ми нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжи­тельность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отра­жаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консульта­цию к врачам-специалистам (детскому неврологу, дет­скому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучаю­щимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специально­сти «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, пре­дусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормиро­вания и оплаты труда педагогических работников» оп­лата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета"20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому поло­жению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документа­ции. В часы консультаций учитель-логопед имеет воз­можность более тщательно обследовать учащихся с це­лью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррек­ции фонетических нарушений, проводить консульта­ции с родителями и учителями по специфическим воп­росам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим лого­педическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: надбавка к заработной плате (в размере 20%) на ос­новании Письма Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработ­ной платы работников образовательных учреждений»;

Продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образователь­ных учреждений и педагогических работников дру­гих учреждений, предприятий и организаций» (при­ложение 2);

Порядок пенсионного обеспечения на основании По­становления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педаго­гической деятельностью в школах и других учреж­дениях для детей»;

Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года-- осно­вание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о по­рядке и условиях предоставления педагогическим ра­ботникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);

Учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на осно­вании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры» и др.

Организация: Курашимский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Пермская область, с. Курашим

В последнее время в нашей стране выросло число детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с патологией речи. Значительно увеличился процент детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У таких детей нарушены все компоненты речевой деятельности. Недостаточно развит артикуляционный аппарат, следствие этого многочисленные нарушения звукопроизношения. Грубые нарушения фонематического слуха приводят к несформированности звукового анализа и синтеза, отсюда плохая успеваемость в школе. Ограниченный словарный запас приводит к несформированности связной речи и аграмматизмам.

Одним из условий всестороннего развития ребенка является правильная и чистая речь. Ребенку, который владеет большим словарным запасом гораздо легче высказывать свои мысли и чувства, устанавливать контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми, принимать активное участие в играх, объяснять свои ответы и даже отстаивать свою точку зрения.

Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Успех коррекционно-логопедической работы в условиях логопедического пункта во многом зависит от слаженности в работе учителя-логопеда и воспитателей групп. Только тесный контакт может способствовать устранению речевых нарушений детей в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Цель: организация системы коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта ДОУ.

Задачи:

  • сформировать у педагогического коллектива информационную готовность к коррекционной работе;
  • систематизировать функции логопеда и воспитателя в работе над развитием речи дошкольников;
  • включить коррекционную работу в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Я хочу вам представить опыт работы по организации системы коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта ДОУ.

В нашем учреждении коррекционная работа проводится как на специальных коррекционных занятиях, так и в режимных моментах, в ходе организационной образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей. Логопед и воспитатели работают в тесном контакте. Воспитатели активно участвуют в коррекционном процессе, способствуя устранению речевых дефектов. Для этого от них требуется глубокая осведомленность о состоянии речи каждого ребенка. На начальном этапе ежегодно в начале года проводится совместная диагностика детей и обсуждение ее результатов. Обговаривается планирование работы с каждым ребенком. Педагоги на группах занимаются коррекцией недоразвития всех компонентов речи:

  • фонетика, которая включает в себя артикуляционную гимнастику и звукопроизношение.
  • лексика, которая включает в себя развитие словаря и представлений ребенка об окружающей действительности.
  • фонематические процессы, которые включают в себя развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений.
  • грамматический строй речи, который включает в себя работу над грамматическими категориями, такими как род. число, время, лицо, употребление простых и сложных предложений.
  • связная речь, включает в себя развитие умения ребенка четко, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Как я уже сказала ранее, вся работа включена в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Начиная со второй младшей группы, в первой половине дня воспитатели проводят «логопедические пятиминутки», которые составлены для каждого возраста с учетом недельно-тематического планирования ДОУ и включают в себя: артикуляционную гимнастику, игры на развитие дыхания и голоса, чистоговорки, упражнения на координацию речи с движением, упражнения на развитие мелкой моторики, слухового внимания, развитие лексико-грамматических процессов и связной речи. В процессе этой работы широко применяются ТСО и ИКТ. Используется видео с артикуляционными гимнастиками, музыкальное сопровождение с пальчиковыми играми, «логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, музыкальные игры Железновой. Воспитатели знакомят детей с лексической темой, осуществляют деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой по теме. Пополняют, уточняют, активизируют словарный запас детей в процессе режимных моментов (сбор на прогулку, умывание, дежурство и др.) Так же повторяют, отрабатывают, систематически контролируют грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения.

Во второй половине дня воспитатели работают по закреплению навыков звукопроизношения. Вся работа проводится индивидуально по заданию логопеда. Для этого оформила папки с заданиями на каждую группу автоматизируемых звуков. Используя картотеку автоматизации звуков Перегудовой Т.С, Османовой Г.А.

Результаты работы по каждому ребенку фиксируются в «Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателей». На наш взгляд удобная и понятная форма, значительно облегчила данный процесс.

С целью профилактики речевых нарушений детей младшего возраста два раза в неделю осуществляю выход в группу. Провожу логопедические речевые игры с учетом лексических тем ДОУ.

С детьми среднего и старшего возраста раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и воспитателями групп проводим логоритмические игры, целью которых является профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических игр реализуются следующие задачи:

· уточнение артикуляции;

· развитие фонематического восприятия;

· расширение лексического запаса;

· развитие слухового внимания и двигательной памяти;

· совершенствование общей и мелкой моторики;

· выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

· развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

творческой фантазии и воображения.

Для детей подготовительной к школе группы, помимо индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения, совместно с воспитателями группы организуем «Логопедический час» с целью развития фонематических процессов и подготовки к обучению грамоте.

Для детей старшей и подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи совместно с педагогом-психологом разработана программа по преодолению речевых и эмоционально - волевых нарушений дошкольников. Реализация которой включает в себя комплекс совместных, интегрированных занятий логопеда и педагога- психолога.

Так же для полноценного речевого развития дошкольников необходимо создать благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности. С этой целью в каждой группе нашего детского сада оформлены «речевые зоны». Которые включают в себя различные пособия для развития артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, для развития речевого дыхания, развивающие речевые игры, различные картотеки. Все это подбирается и оформляется с учетом возрастных особенностей детей.

Для этого в 2015-2016 учебном году мной была организована работа творческой группы педагогов, целью которой было обеспечить координацию всего педагогического коллектива в направлении развития речи детей.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система работы с воспитателями, которая благотворно влияет на коррекционный процесс и развитие речи дошкольников в целом.

Об этом говорят результаты диагностики. В 2015-2016 учебном году было 35 детей с 5 до 7-ми лет, нуждающихся в логопедических занятиях. В 2016-2017 году количество снизилось до 26. Так же снизилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Помимо этого, у детей улучшилось звукопроизношение, состояние слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, которая изучает: причины, механизмы, симптоматику нарушений речевой деятельности, течение, структуру. Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» - слово, «Пайдео» - воспитываю.

На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Логопедическая помощь - вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н.А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.

Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.

В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети

В настоящее время в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

На современном этапе сокращаются логопедические пункты, в которых производится логопедическая работа специалистом по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при массовых общеобразовательных детских садах, что не позволяет охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. Для эффективности расходования бюджетных средств, планируется объединить логопедические детские сады с общеразвивающими, соответственно, происходит штатное сокращение учителей-логопедов. Однако, не смотря на данные трудности, в нашем городе еще сохранились логопедические пункты и группы, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Предлагаем рассмотреть понятие «Логопедическая работа» - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями детей.

Целью логопедической работы является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи, которые реализует логопед в ходе своей работы в общеобразовательном детском саду:

  • осуществление диагностики речевого развития детей;
  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
  • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

В настоящее время выделяются основные принципы логопедической работы, к ним относятся:

  1. Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
  2. Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
  3. Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему - от более простого к более сложному.
  4. Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
  5. Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Рассмотрев понятие логопедической помощи, и изучив основные цели, задачи и принципы работы логопеда в ДОУ общего типа, перейдем к следующему разделу, посвященному методам работы логопеда с детьми в дошкольном учреждении.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.

Воздействие — активное влияние субъекта на объект , не обязательно явное или с обратной связью. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами.

1. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

  • Упражнение- это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
  • Игра, как метод, предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
  • Моделирование, как метод логопедического воздействия - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

2. Наглядные методыпредставляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения логопедических воздействий на индивидуальное нарушение речи.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

3. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

  • Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
  • Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
  • Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Таким образом, нами были рассмотрены основные разделы данной темы. Вышеизложенная информация изучена и проанализирована в сравнении теории и практики. Дошкольное образовательное учреждение и логопункты для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Коррекционной логопедической работе в дошкольных учреждениях принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации.

Анна Власова
Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида.

По данным разных исследователей, количество дошкольников с нарушениями речи растет и, тем значительнее и актуальнее становится роль логопеда в дошкольном учреждении.

Я работаю учителем -логопедом с детьми общеразвивающих групп с 2010 г. За это время мной накоплен положительный опыт по коррекции речевых нарушений. Для коррекционных занятий с дошкольниками в ДОУ имеется логопедический кабинет, в котором провожу коррекционные занятия, индивидуальную работу по постановке звуков, консультирую родителей. В течение года дополняю и оформляю необходимый наглядный материал : картинки, карточки, схемы, дидактические игры, пособия для развития мышления, мелкой моторики, мнемотаблицы, коллажи и др.

В своей работе я опираюсь на нормативно-правовую документацию и программы, регламентирующие деятельность учителя -логопеда логопедического пункта в ДОО :

Использую программы :

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Коррекция нарушения речи» . Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (2008) ;

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида » (2003) .

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Кроме того, руководствуюсь Сан ПиН 2.4.1.2660-10, должностной инструкцией учителя-логопеда , инструкцией по охране труда.

Основными задачами моей работы являются :

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Мной составлена рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у детей в общеразвивающих группах» . Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.

Итогом реализации программы считаю формирование у детей с речевой патологией коммуникативных способностей , речевого и общего психического развития, что является основой дальнейшего успешного обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Коррекционно-воспитательная работа с ФН , ФФН и ОНР IV (у. р. р.) строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на (с ФН, ФФН и ОНР IV (у. р. р., обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Мной выделены основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми :

1. формирование полноценных произносительных навыков;

2. развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза

3. развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

4. обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования , к эмоционально-оценочному значению слов;

5. воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

6. развитие связной речи в процессе работы над пересказом , с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

7. формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Эффективность коррекционной работы в детском саду определяется рациональным и правильным планированием и организацией работы с детьми , родителями, педагогами, специалистами ДОУ. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю оформлению и ведению документации.

В первую очередь логопедическая помощь оказывается детям подготовительной и старшей групп детского сада. В сентябре мною проводится мониторинг речевого развития, оформляется необходимая документация, составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи.

По результатам обследования заполняю речевые карты и составляю индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на каждого ребёнка, с учётом характера речевой патологии и сохранных звеньев, так как дети имеют разные стартовые возможности; оформляю «экран звукопроизношения» , с результатами обследования знакомлю воспитателей групп. После этого формирую группы по однородным нарушениям и составляю сетку подгрупповых и индивидуальных занятий. С учетом темы недели в свои коррекционные занятия включаю дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, а также дидактические игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя, связной речи. Эти игры и упражнения рекомендую использовать педагогам в группах и записываю их в индивидуальные тетради детей.

Два раза в год совместно с логопедом детской поликлиники провожу обследование детей всех возрастных групп с целью уточнения речевых диагнозов, своевременного выявления детей с тяжёлыми нарушениями речи и направления их в логопедические группы и группы с ЗПР, оформляю необходимую документацию на ПМПК, беседую с родителями. Стараюсь организовать свою работу таким образом , чтобы все дошкольники с тяжелыми речевыми диагнозами были направлены в коррекционные группы.

Для подгрупповых занятий объединяю детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-6 человек, периодичность занятий - 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Частоту проведения индивидуальных занятий определяю характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей , продолжительность индивидуальных занятий –10-15 минут, с микрогруппами - в зависимости от коррекционных целей.

с 2012учебного года в подготовительной к школе группе веду кружок «АБВГДейка» , цель которого - заложить основы грамоты у детей старшего дошкольного возраста (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму) .

Программа кружка «АБВГДейка» включает разработанную систему коррекционного обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в сентябре мною и воспитателями группы составляется совместный план работы .

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в подготовительной к школе группе. Образовательная деятельность включает разнообразный наглядный и практический материал, игровые задания разной степени сложности.

работы формах

работы (или лицам, их заменяющим) работы

На всех этапах обучения уделяется внимание составлению предложений различных конструкций, звуковому анализу слова, формированию фонематического восприятия и навыку чтения слогов, знакомству с буквой, развитию психических процессов.

С педагогами ДОУ я провожу тренинги, мастер-классы, консультации, беседы и другие формы работы , выдаю памятки. Консультации для воспитателей общеразвивающих групп я представляю в двух формах : устной и письменной, тематика которых актуальна для ДОУ, контингента детей, а материал понятен для педагогов. Вся деятельность в этом направлении находит отражение в годовом планировании.

В связи с этим, одним из направлений моей работы в условиях логопедического пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей, имеющих различные речевые нарушения. После проведения логопедического обследования я предоставляю родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, подробно разъясняю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делаю акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Мною налажен тесный контакт с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я беседую об этом с родителями и советую им обратиться к логопеду поликлиники с целью подтверждения речевого диагноза. Подтверждение диагноза является основанием для перевода ребенка в специализированную логопедическую группу.