Корабельный устав военно-морского флота российской федерации. Корабельный устав вмф, строевой устав вс рф, дисциплинарный устав вс рф, устав гарнизонной и караульной служб вс рф, устав внутренней службы вс рф Корабельный устав военно-морского флота

материальных средств, сроки и качество ремонта, боевую подготовку, состояние воинской дисциплины личного состава и готовности указанного корабля к плаванию после окончания ремонта.

При ремонте корабля в зоне другого флота переподчинение корабля производится директивой Главного штаба ВМФ.

346. По окончании заводского ремонта перед ходовыми испытаниями командиру ко-рабля предоставляется необходимое время для приведения оружия и технических средств корабля в готовность к использованию. Кроме того, отрабатывается организация службы и действия личного состава по корабельным расписаниям для обеспечения безаварийного плавания в период испытаний.

347. Швартовные и ходовые испытания, сдача экипажу отремонтированных корпуса, оружия и технических средств осуществляются заводом при участии личного состава, об-служивающего сдаваемые установки, механизмы или приборы и т.д.

348. Командиру корабля после постройки (ремонта) корабля запрещается под-писывать приемный акт и принимать корабль от судостроительного (судоремонт-ного) предприятия при наличии незаконченных или некачественно выполненных ра-бот, а также с уровнями физических полей, превышающими установленные нормы.

349. За своевременное и полное снабжение корабля материальными средствами и инструментом для выполнения ремонтных работ, производимых силами личного состава, отвечают довольствующие органы флотов (флотилий).

Обслуживание, ремонт оружия и технических средств должны обеспечиваться необ-ходимым электропитанием, холодом, теплом и т.д.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

350. Живучесть корабля - способность корабля противостоять боевым и аварий-ным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.

На корабле постоянно должны проводиться организационно-технические мероприя-тия:

по предотвращению поступления воды в отсеки корабля (внутрь прочного корпу-са);

по возникновению пожаров и взрывов;

по предупреждению аварийных ситуаций с оружием и техническими средствами;

по поддержанию средств борьбы за живучесть к использованию;

по подготовке личного состава к борьбе за живучесть корабля.

351. Спасание - действия, направленные на недопущение гибели терпящих бедствие людей, объекта, получившего боевые или аварийные повреждения, и его груза или друго-го имущества.

Спасение - достижение положительного результата в ходе спасания. На каждом ко-рабле должен быть комплект спасательных устройств и средств, предусмотренных про-ектной документацией и нормами снабжения.

Спасательные устройства – корабельные устройства, предназначенные для прове-дения спасательных работ.

Спасательные средства - корабельные средства и имущество, используемые для спасания людей и оказания помощи аварийному кораблю, а также средства информации об аварии.

Спасательные устройства и средства должны быть всегда исправны и готовы к дей-ствию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначе-нию. Весь личный состав, включая лиц, временно находящихся на корабле, должен быть, расписан по коллективным спасательным средствам.

352. Точное соблюдение требований настоящего Устава и Руководства по борьбе за живучесть корабля является обязанностью каждого военнослужащего, неуклонно выпол-няемой им при всех обстоятельствах плавания или стоянки корабля.

Командиры (начальники) должны:

обучать своих подчиненных приемам борьбы за непотопляемость, с пожарами, опасными концентрациями газов (вредных веществ), живучесть оружия и технических средств, предотвращения взрывов;

показывать пример соблюдения правил обеспечения живучести и безопасности и не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений этих требований подчиненными;

принимать строгие и действенные меры для обеспечения непотопляемости, электро- и взрывопожаробезопасности, ядерной и радиационной безопасности (для кораблей с ЯЭУ), других видов безопасности, а также безопасной эксплуатации оружия и техниче-ских средств.

Каждый член экипажа несет ответственность за нарушение правил и мероприятий, обеспечивающих живучесть корабля.

353. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную кон-центрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ), обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении). Любым видом связи он должен немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно - в смежный отсек (помещение), и принять меры к ликвидации аварии (повреждения).

Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) полу-чив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала аварийной тревоги обязан объявить аварийную тревогу голосом по корабельной трансляции с указанием места и ха-рактера аварии (повреждения).

Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помеще-ние). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых команд-ными пунктами и боевыми постами, а также на верхней палубе ведут аварийные партии (группы).

354. Корабль всегда должен быть обеспечен полным комплектом исправных средств пожаротушения, водолазного и спасательного имущества, аварийных средств связи, средств индивидуальной защиты, а также индивидуальных и коллективных спасательных средств.

Средства пожаротушения, водолазное и спасательное имущество, средства индиви-дуальной защиты должны использоваться только по прямому назначению, а по израсхо-довании должны немедленно пополняться.

За обеспечение корабля этим имуществом отвечают помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части (БЧ-5), начальник службы радиационной, химической и биологической защиты, командир боевой части связи (БЧ-4) по присвоен-ной номенклатуре.

Средства борьбы за живучесть корабля всегда должны быть исправны и готовы к использованию. Неисправности средств борьбы за живучесть корабля устраняются немед-ленно. Работы на стационарных средствах борьбы за живучесть, снижающие их готов-ность к использованию, выполняются с разрешения командира корабля.

355. Для контроля за состоянием корпуса, устройств, систем и средств борьбы за жи-вучесть корабля приказом командира корабля на надводных кораблях 1, 2, 3 рангов и на подводных лодках назначается постоянная корабельная комиссия.

Ее председатель - старший помощник командира корабля. Члены комиссии - помощник командира корабля, командиры боевых частей и начальники служб корабля, командир ди-визиона живучести (трюмной группы), старшина трюмной команды и главный боцман.

На соединении кораблей 4 ранга составы постоянных корабельных комиссий уста-навливает командир соединения.

При необходимости, к работе в составе постоянной корабельной комиссии привле-каются другие должностные лица корабля, представители штаба и электромеханической службы соединения, органов управления флота (флотилии, военно-морской базы), органи-заций и предприятий промышленности.

Постоянная корабельная комиссия один раз в три месяца, в период подготовки к длительному плаванию и после возвращения из него, а при необходимости - по приказа-нию командира корабля производит:

а) детальный осмотр корпуса корабля, водонепроницаемых переборок, второго дна, дверей, люков, горловин, устройств, систем и средств борьбы за живучесть, аварийного, спасательного и водолазного имущества;

б) выявление дефектов, которые могут привести к увеличению уровней физических полей корабля, а также к увеличению корабельных акустических помех работе ГАК (ГАС). Подводную часть корпуса корабля, рули и гребные винты (движители) постоянная корабельная комиссия осматривает при каждой постановке корабля в док.

В своей работе постоянная корабельная комиссия руководствуется требованиями Руководства по эксплуатации корпусов, устройств и систем корабля. Результаты работы комиссии заносятся в Журнал осмотра корпуса, устройств и систем корабля.

Замечания постоянной корабельной комиссии по состоянию корабля устраняются немедленно. Работы, требующие участия судоремонтного завода, выполняются в период ближайшего ремонта корабля.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

356. Командир соединения кораблей отвечает за обеспечение живучести и безо-пасности кораблей соединения.

При получении кораблями соединения боевых и аварийных повреждений (в даль-нейшем - повреждений) командир соединения организует оказание им помощи.

357. Начальник штаба соединения кораблей отвечает за разработку организаци-онных документов по борьбе за живучесть кораблей, стоящих группами, и при совмест-ном плавании. При повреждениях кораблей соединения начальник штаба соединения обеспечивает взаимодействие сил и средств, участвующих в оказании помощи повреж-денным кораблям, и осуществляет управление ими.

358. Заместитель командира соединения кораблей по электромеханической час-ти при повреждениях кораблей соединения оценивает состояние поврежденных кораблей, докладывает командиру соединения предложения по повышению эффективности борьбы за их живучесть и по оказанию помощи повреждённым кораблям.

359. Флагманские специалисты соединения при повреждениях кораблей соедине-ния участвуют в оценке их состояния, разработке предложений по

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корабельный устав военно-морского флота

Введен в действие

приказом Главнокомандующего

Военно-Морским Флотом

МОСКВА ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 2001

    Настоящий Устав определяет корабельную организацию, боевую подготовку кораблей Военно-Морского Флота, обязанности основных должностных лиц корабля и корабельных соединений, а также повседневную службу корабля, военно-морские ритуалы и правила несения службы корабельных нарядов.

    Команды, подаваемые на корабле, определяются приложением к Уставу «Командные слова», изданным отдельной книгой.

    С выходом настоящего Устава, Корабельный устав Военно-Морского Флота, введенный в действие приказом Главнокомандующего ВМФ 1995 года № 309, отменяется.

Государственный Гимн Российской Федерации*

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна,

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Военная присяга**

Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

** Утверждена Законом Российской Федерации от 23 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»

Общие положения

1. В корабельный состав Военно-Морского Флота входят боевые корабли,

корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения. 1

В боевой состав Военно-Морского флота входят только боевые корабли.

2. Корабли и суда Военно-Морского Флота, а также их летательные и подводные аппараты, катера и шлюпки являются федеральной собственностью Российской Федерации и, где бы они ни находились, подчиняются только законам Российской Федерации.

Ни одно иностранное государство не имеет права вмешиваться в жизнь корабля (судна) Военно-Морского Флота . Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Командиры и весь личный состав кораблей (судов) Военно-Морского Флота в своих взаимоотношениях с иностранными кораблями и властями в любых обстоятельствах должны действовать с достоинством и сообразно интересами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, обязательствами Российской Федерации по международным договорам, законодательством Российской Федерации и Руководством по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями.

4. Корабли и суда Военно-Морского Флота в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяютсяна классы , а классы, исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения -на подклассы.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги .

В Военно-Морском Флоте установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый. Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота.

5. Каждый корабль Военно-Морского Флота решает боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими кораблями, авиацией ВМФ, сухопутными и береговыми войсками ВМФ, а также с воинскими частями других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Настоящий Устав распространяется на все корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также на корабли специального назначения, суда обеспечения, укомплектованные военнослужащими. Требования Корабельного устава Военно-Морского Флота обязательны для всех экипажей кораблей, в том числе и для размещенных на берегу, а также для всех лиц, временно пребывающих на корабле.

Организация службы на судах Военно-Морского Флота, укомплектованных гражданским персоналом, определяется Уставом службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота.

7. Общие права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними,

вопросы дисциплинарной практики, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, строевые приемы для военнослужащих Военно-Морского Флота определены Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Командиры соединений кораблей и кораблей могут издавать организационные приказы, детализирующие корабельную службу применительно к особенностям корабля и условиям базирования.

Флот из России хочет наращивать присутствие в Мировом Океане. А пока - сбегает с горящего корабля February 16th, 2018

Вместо эпиграфа:
"Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле"
(Корабельный устав ВМФ Российской Федерации. Статья 353)

Во Владивостоке сегодня горел большой противолодочный корабль (БПК) "Маршал Шапошников". Знаменитый в основном тем, что его экипаж расстрелял пленных сомалийских пиратов (я, конечно, не говорю, что это были те же самые люди, что сейчас. С тех пор экипаж наверняка поменялся).

Однако реально удивили слова:
"Во Владивостоке начался пожар на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников», команда покинула судно "
www.rbc.ru/society/16/02/2018/5a863d509a 7947e3e2f552cf
"В 10:30 вывели 106 человек экипажа" - гордо сообщают из МЧС.

Эээ? Если команда покинула судно, то это может означать только одно из двух:
1. Корабль пришёл в такое состояние, когда утрачены все возможности его спасти. Т.е. корабль можно считать погибшим.
2. В данном флоте команда трусливо сбегает ("эвакуируется") с горящего корабля. Вопреки положению собственного Устава, который как известно является законом для каждого военнослужащего, и каковой Устав недвусмысленно гласит, что "Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля " (ст.353 КУ ВМФ РФ). А не гражданские пожарники МЧС.

Кадры из видео неопровержимо свидетельствуют, что правильный - 2-й вариант. Корабль далеко не погиб, толпа "моряков" с ПДА* на боку глазеет на то, как горит родной корабль:

О Аллах! И в этой стране нам рассказывают про героев Великой и Отечественной войны. Они обещают повторить... Это вы с кем будете поторять? С вот этим вот флотом, и с точно такой же армией?

А между тем. Глава ВМФ из России заявил о задаче наращивать присутствие в Мировом океане.

www.rbc.ru/politics/16/02/2018/5a86174d9 a7947cde184e1f2

И что же в РФ подразумевают под присутствием в Мировом океане?
В советское время под таким "присутствием" подразумевалось, что силы флота, действуя в Мировом океане оказывают какое-то влияние на мировую политику, демонстрируют силу, защищают наши интересы, могут осуществлять "проекцию силы", как это модно сейчас называть на Западе, а при необходимости - вступить в бой и, по крайней мере, если и погибнуть, то не сразу.

Очевидно, что в настоящее время флот из России не может выполнять таких задач. В первую очередь количественно. Но, глядя на то, что мы видели выше, становится понятно, что и по своим морально-психологическим установкам российские моряки не готовы к выполнению реальных боевых задач.

Так что же подразумевается в РФ под "наращиванием присутствия в Океане"? Очевидно, в буквальном смысле - присутствие отдельных российских кораблей в различных океанах. Естественно, пользуясь международным правом свободы мореплавания (которое отстояли для нас США и Великобритания) корабли из России могут в мирное время находится в любом океане. А российская пропаганда будет рассказывать, что "наш флот присутствует в Мировом океане". А адмиралы будут получать заплаты и премии. А вот толку от этого "присутствия" - ноль.

*ПДА -портативный дыхательный аппарат.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

350. Живучесть корабля - способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.
На корабле постоянно должны проводиться организационно-технические мероприятия:
по предотвращению поступления воды в отсеки корабля (внутрь прочного корпуса);
по возникновению пожаров и взрывов;
по предупреждению аварийных ситуаций с оружием и техническими средствами;
по поддержанию средств борьбы за живучесть к использованию;
по подготовке личного состава к борьбе за живучесть корабля.
351. Спасание - действия, направленные на недопущение гибели терпящих бедствие людей, объекта, получившего боевые или аварийные повреждения, и его груза или другого имущества. Спасение - достижение положительного результата в ходе спасания. На каждом корабле должен быть комплект спасательных устройств и средств, предусмотренных проектной документацией и нормами снабжения.
Спасательные устройства - корабельные устройства, предназначенные для проведения спасательных работ.
Спасательные средства - корабельные средства и имущество, используемые для спасания людей и оказания помощи аварийному кораблю, а также средства информации об аварии. Спасательные устройства и средства должны быть всегда исправны и готовы к действию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначению. Весь личный состав, включая лиц, временно находящихся на корабле, должен быть, расписан по коллективным спасательным средствам.
352. Точное соблюдение требований настоящего Устава и Руководства по борьбе за живучесть корабля является обязанностью каждого военнослужащего, неуклонно выполняемой им при всех обстоятельствах плавания или стоянки корабля.
Командиры (начальники) должны:
обучать своих подчиненных приемам борьбы за непотопляемость, с пожарами, опасными концентрациями газов (вредных веществ), живучесть оружия и технических средств, предотвращения взрывов;
показывать пример соблюдения правил обеспечения живучести и безопасности и не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений этих требований подчиненными;
принимать строгие и действенные меры для обеспечения непотопляемости, электро и взрывопожаробезопасности, ядерной и радиационной безопасности (для кораблей с ЯЭУ), других видов безопасности, а также безопасной эксплуатации оружия и технических средств.
Каждый член экипажа несет ответственность за нарушение правил и мероприятий, обеспечивающих живучесть корабля.
353. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную концентрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ), обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении). Любым видом связи он должен немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно - в смежный отсек (помещение), и принять меры к ликвидации аварии (повреждения).
Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) получив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала аварийной тревоги обязан объявить аварийную тревогу голосом по корабельной трансляции с указанием места и характера аварии (повреждения).
Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами и боевыми постами, а также на верхней палубе ведут аварийные партии (группы).
354. Корабль всегда должен быть обеспечен полным комплектом исправных средств пожаротушения, водолазного и спасательного имущества, аварийных средств связи, средств индивидуальной защиты, а также индивидуальных и коллективных спасательных средств. Средства пожаротушения, водолазное и спасательное имущество, средства индивидуальной защиты должны использоваться только по прямому назначению, а по израсходовании должны немедленно пополняться.
За обеспечение корабля этим имуществом отвечают помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части (БЧ-5), начальник службы радиационной, химической и биологической защиты, командир боевой части связи (БЧ-4) по присвоенной номенклатуре. Средства борьбы за живучесть корабля всегда должны быть исправны и готовы к использованию. Неисправности средств борьбы за живучесть корабля устраняются немедленно. Работы на стационарных средствах борьбы за живучесть, снижающие их готовность к использованию, выполняются с разрешения командира корабля.
355. Для контроля за состоянием корпуса, устройств, систем и средств борьбы за живучесть корабля приказом командира корабля на надводных кораблях 1, 2, 3 рангов и на подводных лодках назначается постоянная корабельная комиссия.
Ее председатель - старший помощник командира корабля. Члены комиссии - помощник командира корабля, командиры боевых частей и начальники служб корабля, командир дивизиона живучести (трюмной группы), старшина трюмной команды и главный боцман. На соединении кораблей 4 ранга составы постоянных корабельных комиссий устанавливает командир соединения.
При необходимости, к работе в составе постоянной корабельной комиссии привлекаются другие должностные лица корабля, представители штаба и электромеханической службы соединения, органов управления флота (флотилии, военно-морской базы), организаций и предприятий промышленности.
Постоянная корабельная комиссия один раз в три месяца, в период подготовки к длительному плаванию и после возвращения из него, а при необходимости - по приказанию командира корабля производит:
а) детальный осмотр корпуса корабля, водонепроницаемых переборок, второго дна, дверей, люков, горловин, устройств, систем и средств борьбы за живучесть, аварийного, спасательного и водолазного имущества;
б) выявление дефектов, которые могут привести к увеличению уровней физических полей корабля, а также к увеличению корабельных акустических помех работе ГАК (ГАС). Подводную часть корпуса корабля, рули и гребные винты (движители) постоянная корабельная комиссия осматривает при каждой постановке корабля в док.
В своей работе постоянная корабельная комиссия руководствуется требованиями Руководства по эксплуатации корпусов, устройств и систем корабля. Результаты работы комиссии заносятся в Журнал осмотра корпуса, устройств и систем корабля.
Замечания постоянной корабельной комиссии по состоянию корабля устраняются немедленно. Работы, требующие участия судоремонтного завода, выполняются в период ближайшего ремонта корабля.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
356. Командир соединения кораблей отвечает за обеспечение живучести и безопасности кораблей соединения.
При получении кораблями соединения боевых и аварийных повреждений (в дальнейшем - повреждений) командир соединения организует оказание им помощи.
357. Начальник штаба соединения кораблей отвечает за разработку организационных документов по борьбе за живучесть кораблей, стоящих группами, и при совместном плавании. При повреждениях кораблей соединения начальник штаба соединения обеспечивает взаимодействие сил и средств, участвующих в оказании помощи поврежденным кораблям, и осуществляет управление ими.
358. Заместитель командира соединения кораблей по электромеханической части при повреждениях кораблей соединения оценивает состояние поврежденных кораблей, докладывает командиру соединения предложения по повышению эффективности борьбы за их живучесть и по оказанию помощи повреждённым кораблям.
359. Флагманские специалисты соединения при повреждениях кораблей соединения участвуют в оценке их состояния, разработке предложений по повышению эффективности использования оружия и технических средств по назначению, ведению борьбы за живучесть и оказанию помощи поврежденным кораблям.
360. Командир корабля отвечает за живучесть и безопасность корабля, готовность его экипажа к борьбе за живучесть. При боевых и аварийных повреждениях командир корабля руководит борьбой за живучесть корабля с ГКП.
При пожаре и затоплении корабельных помещений (отсеков) командир корабля обязан принять все меры для локализации районов повреждений, предотвращения взрывов, распространения воды и огня по кораблю, своевременно:
определить наступление критического состояния корабля;
запросить помощь;
принять решение на дальнейшее ведение борьбы за живучесть или оставление корабля.
Командир корабля лично руководит подготовкой расчетов ГКП и ПЭЖ к руководству борьбой за живучесть.
361. Старший помощник (помощник) командира корабля должен быть подготовлен к самостоятельному руководству борьбой за живучесть корабля и проводить подготовку экипажа к борьбе за живучесть корабля, к оказанию помощи аварийному кораблю (летательному аппарату) и к использованию спасательных средств.
В соответствии с заданиями и указаниями командира корабля он лично руководит:
подготовкой офицеров корабля к борьбе за живучесть;
разработкой корабельных боевых упражнений и учений по борьбе за живучесть;
подготовкой корабельной аварийно-спасательной группы к оказанию помощи другому кораблю.
Старший помощник (помощник) командира корабля отвечает за укомплектованность и состояние аварийного и спасательного имущества и при получении кораблем повреждений:
контролирует состояние корабля и ход борьбы за его живучесть и информирует о них ЗКП и КП боевых частей и служб;
организует взаимодействие КП боевых частей и служб корабля между собой и с силами и средствами, оказывающими кораблю помощь;
организует дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию корабля, санитарную обработку личного состава;
руководит спасением экипажа, эвакуацией или уничтожением секретных документов и оборудования при оставлении корабля.
362. Заместитель командира корабля по воспитательной работе отвечает за морально-психологическую подготовленность экипажа к борьбе за живучесть.
Заместитель командира корабля по воспитательной работе при получении кораблем повреждений, находится на ГКП или по приказанию командира корабля там, где обстановка требует его присутствия, принимает меры по поддержанию высокого морально-психологического состояния личного состава, мобилизуя его на энергичные и инициативные действия по борьбе за живучесть.
363. Помощник командира корабля должен быть подготовлен к самостоятельному руководству борьбой за живучесть корабля. Он отвечает за готовность ЗКП и руководит:
борьбой за живучесть на верхней палубе, надстройках и бортах корабля; работами по взятию корабля на буксир;
приемом кораблей и судов, подошедших для оказания помощи;
спуском корабельных коллективных спасательных средств (катеров, баркасов, шлюпок, спасательных плотов) и посадкой на них личного состава при оставлении корабля.
Покидает ЗКП только по приказанию командира корабля, оставляя за себя заместителя.
364. Командир электромеханической боевой части отвечает:
за готовность ПЭЖ, личного состава боевой части и корабельных аварийных партий к борьбе за живучесть;
за легководолазную подготовку;
за поддержание в исправности корпуса корабля;
за готовность к действию систем, устройств и механизмов, предназначенных для борьбы за живучесть;
за укомплектованность корабля противопожарным, спасательным и водолазным имуществом по присвоенной номенклатуре;
за наличие на корабле документации по борьбе за живучесть и ее своевременную корректуру.
Он контролирует готовность к использованию средств борьбы за живучесть, подготовку личного состава боевых частей и служб к борьбе за непотопляемость, а также к борьбе с пожарами и взрывами. О недостатках командир БЧ-5 докладывает старшему помощнику командира корабля.
Под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля он разрабатывает корабельные боевые учения по борьбе за живучесть корабля.
При получении кораблем повреждений командир электромеханической боевой части непосредственно руководит из ПЭЖ (ГКП подводной лодки) действиями личного состава по борьбе за живучесть корабля.
При повреждениях, для борьбы с которыми не требуется снижения боеспособности корабля, командир электромеханической боевой части действует самостоятельно, докладывая о принятых мерах командиру корабля.
При повреждениях, для борьбы с которыми требуется понизить, хотя бы и временно, боеспособность корабля, командир электромеханической боевой части докладывает свои предложения командиру корабля, а в экстренных случаях, когда кораблю грозит гибель, действует самостоятельно с последующим докладом командиру корабля, неся всю ответственность за последствия.
Указания командира электромеханической боевой части по обеспечению непотопляемости, взрывопожаробезопасности и по борьбе за живучесть обязательны к исполнению всем личным составом экипажа корабля.
365. Командир дивизиона живучести (трюмной группы) отвечает:
за готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть корабля;
за исправность и готовность к использованию общекорабельных водоотливных и противопожарных систем, кингстонов и клапанов, других средств борьбы за живучесть;
за укомплектованность корабля оборудованием и документацией для руководства борьбой за живучесть, за техническое обслуживание противопожарного, аварийного и водолазного имущества.
При получении кораблем повреждений командир дивизиона живучести (трюмной группы) под контролем командира электромеханической боевой части руководит борьбой за непотопляемость корабля.
Если корабль находится в таком состоянии, что дальнейший прием воды для выравнивания крена и дифферента может стать опасным, командир дивизиона живучести обязан немедленно доложить об этом командиру электромеханической боевой части, а последний - командиру корабля.
366. Командир корабля, старший помощник и помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части и командир дивизиона живучести (трюмной группы) обязаны в совершенстве знать документацию по обеспечению живучести корабля, уметь правильно оценивать состояние корабля при тяжелых повреждениях и принимать эффективные меры по обеспечению и восстановлению его боеспособности.
Все типовые случаи наиболее вероятных боевых и аварийных повреждений корабля, связанные со значительным понижением остойчивости, запаса плавучести, пожарами и опасными концентрациями газов, должны быть заблаговременно изучены командованием корабля и электромеханической боевой части и отработаны экипажем в процессе боевой подготовки с учетом комплексного воздействия поражающих факторов.
367. Командиры боевых частей (дивизионов, групп, батарей) и начальники служб отвечают: за готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть;
за выполнение в служебных, жилых и иных помещениях своего заведования требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости; за готовность к использованию средств борьбы за живучесть, содержание в исправности, готовности к действию корпусных конструкций и специальных устройств (переборок, клинкетов, сальниковых уплотнений, дверей, люков, горловин, иллюминаторов, кингстонов, клапанов затопления и их приводов и др);
за состояние общекорабельных систем и кабельных трасс в помещениях своего заведования;
за укомплектованность корабля средствами и имуществом по присвоенной номенклатуре, используемыми при борьбе за живучесть корабля.
Командиры боевых частей (дивизионов, групп, батарей) и начальники служб при получении кораблем повреждений руководят действиями подчиненного личного состава по борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, с пожаром и водой на своих КП и боевых постах (БП), а также действиями по защите личного состава.
Об обстановке, складывающейся в помещениях, на командных пунктах и боевых постах боевой части (службы) при ведении борьбы за живучесть командиры боевых частей и начальники служб непрерывно информируют ПЭЖ.
При повреждениях, борьба с которыми не требует снижение боеспособности корабля и с которыми они могут справиться своими силами, действуют самостоятельно с последующим докладом на ГКП.
При повреждениях, для борьбы с которыми не хватает сил и средств боевой части (службы), они немедленно докладывают на ГКП и ПЭЖ.
При повреждениях, борьба с которыми снижает, хотя бы и временно боеспособность корабля, командиры боевых частей и начальники служб докладывают свои предложения командиру корабля, а в экстренных случаях, когда кораблю грозит гибель, действуют самостоятельно с последующим докладом командиру корабля, неся всю ответственность за последствия.
368. Командир отсека подводной лодки отвечает:
за готовность личного состава отсека к борьбе за живучесть;
за выполнение в отсеке требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;
за готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся в отсеке;
за содержание в исправности, готовности к действию корпусных конструкций и специальных устройств (переборок, клинкетов, сальниковых уплотнений, дверей, люков, горловин, кингстонов, клапанов затопления и их приводов), корабельных систем и участков кабельных трасс в отсеке.
Командир отсека при получении подводной лодкой повреждений руководит действиями личного состава отсека по борьбе за живучесть и переключением боевых и технических средств в отсеке.
369. Командир боевого поста отвечает:
за готовность личного состава боевого поста к борьбе за живучесть корабля;
за выполнение на боевом посту требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;
за готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся на боевом посту;
за содержание в исправности, готовности к действию корпусных конструкций и специальных устройств (переборок, клинкетов, сальниковых уплотнений, дверей, люков, горловин, иллюминаторов, кингстонов, клапанов затопления и их приводов), корабельных систем и кабельных трасс, проходящих через боевой пост.
Командир боевого поста при получении кораблем повреждений руководит действиями личного состава боевого поста по борьбе за живучесть.
370. Командир аварийной партии отвечает:
за готовность личного состава аварийной партии к борьбе за живучесть корабля;
за готовность к использованию средств борьбы с пожарами и водой, закрепленных за аварийной партией.
Командир аварийной партии при получении кораблем повреждений руководит действиями аварийной партии по борьбе за живучесть в помещениях и отсеках не занятых КП и БП. При оказании помощи личному составу какого-либо боевого поста командир аварийной партии имеет право принять руководство борьбой за живучесть на себя.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

ПОРЯДОК ДОПУСКА В ПОМЕЩЕНИЯ
371. На корабле в любое время должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. Замки всех помещений должны иметь по два комплекта ключей. Кроме того, на надводных кораблях, оборудованных системами дистанционного управления арматурой специального и общекорабельного назначения, а также на подводных лодках два комплекта ключей должны иметь приводы этой арматуры. На подводных лодках, кроме того, по два комплекта ключей должны иметь замки гидравлических машинок кингстонов, первых и вторых запоров вентиляции цистерн главного балласта, первых и вторых запоров систем общекорабельной и специальной вентиляции.
372. Ключи первого комплекта от помещений, кроме ключей от погребов с боеприпасами, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных помещений находятся в повседневном пользовании заведующих помещениями.
На надводных кораблях приказом по кораблю объявляется перечень помещений, ключи первого комплекта от которых после окончания рабочего времени должны сдаваться дежурному по кораблю или дежурному по боевой части (службе).
На подводных лодках (перед убытием экипажа с подводной лодки) ключи первого комплекта сдаются дежурному по подводной лодке.
Ключи первого комплекта хранятся на специальных досках (в ящиках), запираемых на замок, в местах, определенных приказом командира корабля. О выдаче и приеме ключей первого комплекта делается запись в специальном журнале.
Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами хранятся в ящике, расположенном в посту контроля погребов, а при отсутствии такового - в установленном командиром корабля месте. Ящик должен запираться на замок и опечатываться. Ключ от ящика с ключами от погребов хранится:
на надводных кораблях 1 и 2 ранга - у командира дозора по погребам;
на остальных кораблях - у дежурных по соответствующим боевым частям, или у дежурного по кораблю.
Ключи первого комплекта от корабельных арсеналов и хранилищ стрелкового боеприпаса хранятся у дежурного по кораблю в мешках (пеналах), опечатанных печатью заведующего помещением, порядок их выдачи определяется командиром корабля.
Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами выдаются по тревогам и для производства работ - заведующим погребами, а в часы обхода - дозорным по погребам.
373. Ключи второго комплекта от помещений, кроме ключей от погребов с боеприпасами, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных помещений хранятся:
- на надводных кораблях - на главной корабельной доске, расположенной в установленном приказом по кораблю помещении;
- на подводных лодках - на специальной доске (в ящике) в центральном посту.
Главная корабельная доска надводного корабля и специальная доска (ящик) подводной лодки должны запираться на замок, опечатываться сургучной печатью и передаваться при смене лицами дежурной или вахтенной службы.
Ключ от замка главной корабельной доски (ящика) хранится в посту энергетики и живучести. За его сохранность отвечает дежурный по БЧ-5 (дежурный по подводной лодке).
За выдачу, использование по назначению ключей второго комплекта отвечает дежурный по БЧ-5. Ключи второго комплекта выдаются по тревогам в случае надобности специально назначенным лицам.
За укомплектованность главной корабельной доски (ящика) ключами второго комплекта, их соответствие замкам, установленным на дверях помещений, отвечают командиры боевых частей (начальники служб) корабля, в заведовании которых находятся эти помещения.
Ключи второго комплекта от хранилищ стрелкового боеприпаса и корабельного арсенала хранятся в сейфе командира корабля в мешке (пенале), опечатанном печатью командира боевой части.
Ключи второго комплекта от погребов с боеприпасом хранятся у командиров боевых частей в опечатанном их печатью сейфе (ящике), закрытом на замок.
374. Ящики с детонаторами на всех кораблях должны храниться в специальных сейфах в корабельном арсенале, а на кораблях, где нет арсенала - в каюте командира корабля. Сейфы запираются и опечатываются печатью командира той боевой части, для оружия которой предназначены детонаторы.
Ключи от сейфов хранятся у командира корабля.
375. На надводных кораблях торцовые ключи от клапанов затопления, орошения и пуска эжекторов затопления погребов (хранилищ) с боеприпасами хранятся на постах их затопления в специальных гнездах на переборках. Эти ключи в отличие от других торцовых ключей окрашиваются в красный цвет. На квадраты штоковых выводов пусковых устройств затопления, орошения и пуска эжекторов затопления погребов с боеприпасами накладываются стопоры, предохраняющие штоковые выводы от случайного проворачивания. Запрещается использовать эти ключи не по назначению.

МАРКИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ, ИМУЩЕСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ
376. На корабле все аварийное и спасательное имущество, баллоны, трубопроводы и их запорные устройства, клапаны, вентиляционные закрытия и системы, обеспечивающие живучесть корабля, а также корабельное электрооборудование и кабели электропитания должны иметь установленную для них маркировку, окраску и отличительные надписи. Правила нанесения маркировки, окраски и отличительных надписей приведены в приложениях 12, 13 и 14 к настоящему Уставу.
377. Отсекам и помещениям корабля присваиваются наименования, а имеющим одинаковое предназначение - номера.
Нумерация начинается с помещений (цистерн) первого водонепроницаемого отсека корабля и продолжается, не прерываясь, в последующих водонепроницаемых отсеках корпуса, а затем в надстройках.
Нумерация производится последовательно в пределах каждого непроницаемого отсека (надстройки) с носа в корму и снизу вверх. Нечетные номера присваиваются помещениям (цистернам) правого борта, а четные - левого борта. Палубы и платформы нумеруются сверху вниз, а ярусы надстроек - снизу вверх.
На всех дверях, люках помещений и горловинах цистерн должны быть надписи, указывающие наименование и номер помещения (цистерны), в которое они ведут. Например: Электростанция № 3, ЦПВ № 1.

МАРКИРОВКА ГОРЛОВИН, ЛЮКОВ И ДВЕРЕЙ
378. Все непроницаемые горловины, люки и двери корабля (в дальнейшем - горловины) приказом по кораблю разбиваются на четыре категории: Б, З, П, Т (первые буквы слов «Боеприпасы», «Задраено», «Приказание», «Тревога»).
В приказе должно быть указано, кто и за состояние каких именно горловин несет ответственность. Размеры и цвет букв, а также их окантовка, применяемые при маркировке горловин, приведены в приложении 11 к настоящему Уставу.
На всех кораблях горловины, ведущие в погреба с боеприпасами и в помещения для хранения легкого авиационного горючего, маркируются буквой «Б».
На надводных кораблях горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, подбашенные междудонные отсеки, топливные, масляные, водяные цистерны, балластные, креновые и дифферентные цистерны, форпик, ахтерпик и в коридоры кабельных трасс, маркируются буквой «З».
На подводных лодках все люки и горловины (кроме рубочного и переборочных люков и дверей), маркируются буквой «З».
На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные на первой непрерывной палубе, проходящей над ватерлинией, а также все горловины, расположенные ниже этой палубы и не вошедшие в группы горловин, маркированных буквами «Б» и «З», маркируются буквой «П». На подводных лодках рубочный и переборочные люки и двери, маркируются буквой «П». На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные выше первой непрерывной палубы, проходящей над ватерлинией и не вошедшие в группы горловин, маркированных буквами «Б» и «З», маркируются буквой «Т».
379. Горловины, маркированные буквой «Б», должны быть всегда задраены, а при отсутствии людей в этих помещениях - опечатаны и заперты на замок.
Горловины, маркированные буквой «Б», могут быть отдраены:
а) по приказанию командира боевой части заведующими для погрузки и выгрузки боеприпасов и подачи их по тревогам, а также для вентилирования и охлаждения помещений;
б) с разрешения командира дозора дозорными по погребам для осмотра помещений в соответствии со специальной инструкцией.
По приказанию командира БЧ-5 помещения - хранилища легкого авиационного горючего могут быть отдраены заведующими:
а) для обеспечения приема, передачи горючего, заправки летательных аппаратов;
б) при проведении ежедневного осмотра, других плановых работ, а также для вентилирования и охлаждения;
в) для осмотра лицами дежурной и вахтенной служб в соответствии со специальной инструкцией. 380. Горловины, маркированные буквой «З», должны быть всегда задраены, а горловины от кингстонных выгородок и подбашенных отсеков, кроме того, заперты на замок.
Горловины, маркированные буквой «З», отдраиваются с разрешения командира БЧ-5 под руководством назначенного им лица. Об этом производится доклад дежурному по кораблю через дежурного по БЧ-5.
Об отдраивании и задраивании горловин, маркированных буквой «З», делается запись в суточном журнале электромеханической боевой части и в вахтенном журнале корабля.
381. К открытым горловинам, маркированным буквой «З», (во всех случаях) и горловинам, маркированным буквой «Б», (на время вентилирования и охлаждения помещений) выставляются вахтенные. По истечении надобности горловины должны быть немедленно задраены.
382. Горловины, маркированные буквой «П», должны быть постоянно задраены. Дежурная (вахтенная) служба корабля обязана следить за этим.
На подводных лодках переборочные двери и люки, маркированные буквой «П», могут быть временно открыты для прохода личного состава или по приказанию центрального поста (при вентилировании подводной лодки, подаче воздуха к работающим дизелям, воздушным компрессорам и т.д.).
На надводных кораблях перечень горловин и иллюминаторов, которые дежурный по кораблю может приказать держать открытыми в обычных условиях ночью и по боевой готовности № 2, должен быть объявлен приказом по кораблю. Отдраивание горловин, маркированных буквой «П», производится по команде «Отдраить водонепроницаемые переборки». В обычной обстановке эта команда подается дежурным по кораблю утром после побудки личного состава.
Отдраенные горловины, маркированные буквой «П», задраиваются в следующих случаях:
а) по тревогам;
б) по команде «Корабль к бою и походу приготовить»;
в) на ночь по команде «Задраить водонепроницаемые переборки», подаваемой ежедневно в установленное распорядком дня время, если по тем или иным условиям плавания (стоянки) эта команда не была отдана ранее, и в особых условиях плавания (прохождение узкостей и районов, опасных для плавания; во время эволюций и совместных упражнений с другими кораблями; при входе (выходе) в порт, шлюз, док и т.д.; в местах скопления большого числа судов; при буксировке; при плавании в тумане и при штормовой погоде).
383. Горловины, маркированные буквой «Т», задраиваются только по тревогам и сигналу «Радиационная опасность».
При понижении боевой готовности и прекращении действия сигнала «Радиационная опасность» эти горловины могут быть отдраены.
384. Во время тревог приказание об отдраивании горловин, маркированных буквами «Б», «П» и «Т» для прохода личного состава или других нужд может исходить только с ГКП или из ПЭЖ. По боевой готовности № 2 часть дверей и люков, определенных приказом по кораблю, может быть отдраена для прохода личного состава и проветривания помещений.
385. Все иллюминаторы, имеющиеся на корабле, по команде «Корабль к бою и походу приготовить», по тревогам, а также, когда корабль находится в боевой готовности № 2 или на ходу, должны быть задраены.
При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) по сигналу «Задраить водонепроницаемые переборки» задраиваются и иллюминаторы, расположенные ниже верхней палубы. Только с разрешения дежурного по кораблю часть этих иллюминаторов (в жилых помещениях) может быть отдраена для обеспечения нормальных условий отдыха личного состава.
Соответствие состояния горловин, иллюминаторов объявленным боевым готовностям и отданным командам контролирует дежурная служба корабля, и в первую очередь дозорные по живучести и дневальные.
Если помещение закрывается на замок, то все иллюминаторы в нем должны быть задраены, освещение и нагревательные приборы выключены, вентиляция остановлена.
Работы на арматуре и трубопроводах, связанные с забортными отверстиями, на корабле выполняются с разрешения командира БЧ-5 под контролем дежурного по кораблю (подводной лодке). В суточном журнале БЧ-5 (вахтенном журнале подводной лодки) указывается руководитель, время начала и окончания работ, их объем, должность и фамилия лица, проводившего инструктаж на выполнение работ, и результаты этой работы.
Запрещается проводить работы на непроницаемых, герметичных корпусных конструкциях, палубах, цистернах и горловинах связанные с вырезом отверстий в них. В исключительных случаях такие работы производятся с разрешения технического управления флота. При боевых и аварийных повреждениях разрешение на проведение этих работ дает командир корабля, если такая крайняя мера вызывается необходимостью спасения людей. Непроницаемость, герметичность корпусных конструкций по завершении работ должны быть немедленно восстановлены.
На подводной лодке независимо от ее нахождения (в море, базе) прочный корпус, межотсечные и внутриотсечные переборки всегда должны быть герметичны, арматура исправна и готова к обеспечению погружения на предельную глубину.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВЗРЫВОВ И ПОЖАРОВ
386. Взрывопожароопасные работы - работы, при проведении которых на корабле возможно возникновение взрывов, пожаров и для их предотвращения необходимо провести соответствующее организационно-технические обеспечение.
Под открытым огнем следует понимать действующие приборы электросварки, свечи, факелы, керосиновые и свечные фонари, электровоспламенители и т.д.
Пользоваться открытым огнем для разного рода работ, а также производить взрывопожароопасные работы на корабле можно только с разрешения командира БЧ-5.
В местах проведения огнеопасных работ, а также по решению командира БЧ-5 в смежных помещениях выставляются специальные вахтенные с переносными средствами тушения пожаров. Инструктаж вахтенных производит руководитель работ - командир подразделения. Подготовка вахтенных к исполнению этих обязанностей проводится командирами боевых частей (начальниками служб) в каждом периоде обучения.
В районе проведения огнеопасных работ все стационарные и переносные средства борьбы с пожаром приводятся в готовность к немедленному использованию.
О месте проведения работ объявляется по кораблю и заведующие этими помещениями должны быть освобождены на время работ и время осмотра после работ от других мероприятий корабельного распорядка. По окончании работ наблюдение за помещениями проводится в течении не менее шести часов.
Время начала огнеопасных работ, их окончания и завершения осмотра помещений фиксируется в вахтенном журнале корабля, журнале огнеопасных работ и в суточном журнале БЧ-5. Запрещается пользоваться открытым огнем как средством освещения в помещениях на корабле.

ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ВЕЩЕСТВ И ОГНЕОПАСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
387. Приказом по кораблю определяются места и порядок хранения обтирочного материала, лаков, красок, горючих, агрессивных жидкостей и газов, горючих и -смазочных материалов.
388. На надводных кораблях бензин, авиационное топливо и другие легковоспламеняющиеся вещества должны храниться в назначенных приказом по кораблю местах, которые расположены на верхней палубе в удалении от каких либо источников огня, а также специально оборудованы и хорошо вентилируются. Легковоспламеняющиеся вещества должны находиться в цистернах или другой штатной таре готовой к сбросу за борт.
Пролитый бензин или авиационное топливо должны немедленно удаляться паклей или ветошью, а помещение - вентилироваться.
Запрещается использовать бензин, авиационное топливо, спирт и другие огнеопасные материалы для протирания палуб корабля и мебели.
Категорически запрещается на подводных лодках хранение бензина, авиационного топлива, растворителей и лакокрасочных материалов, а также проведение каких-либо работ в отсеках с использованием бензина.
389. На корабле должны быть организованы:
1) контроль за температурой жидкого топлива, которая не должна превышать +50 градусов для тяжелых (темных) сортов и +25 градусов для легких (светлых);
2) почасовой контроль за наличием подушки инертных газов над зеркалом испарения авиационного топлива в хранилищах авиационного топлива с ведением графика вентилирования хранилищ и постов приема-раздачи этого вида топлива.
Запрещается пользоваться открытым огнем при вскрытии топливных и масляных цистерн и разборке топливных и масляных трубопроводов
390. В трюмах не допускается скопление воды и горючих материалов. Горючее и смазочные материалы, попавшие в трюм, должны немедленно удаляться.
Запрещается выбрасывать за борт, на причальные сооружения промасленную ветошь, мусор и другие горючие материалы. Их необходимо удалять с корабля на берег в контейнеры, установленные в специально отведенных для этой цели местах.
На причальных сооружениях, по месту стоянки кораблей, должны быть оборудованы щиты с комплектом средств пожаротушения.
391. Комплекты химической регенерации воздуха, регенеративные патроны, изолирующие противогазы должны храниться в специально оборудованных ящиках. Размещение ящиков и снаряженных регенеративных установок должно быть не ближе одного метра от кислородных баллонов, боевых зарядных отделений и кабельных трасс, топливных трубопроводов и емкостей, мест с повышенным тепловыделением (выше +50 градусов) и возможных протечек и скоплений горючих и смазочных материалов, а также воды и пара.
392. Электрические кабели должны оберегаться от сырости, попадания на них воды, пара, топлива, горючих и смазочных материалов.
Запрещается эксплуатировать электрические кабели, электрооборудование, переносные электрические приборы и инструмент с сопротивлением изоляции ниже установленных норм.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С БОЕПРИПАСАМИ
393. На корабле должно вестись систематическое наблюдение за температурой в погребах (хранилищах) с боеприпасами, ракетных шахтах и контейнерах, торпедных аппаратах. В случае повышения температуры в них свыше допустимых пределов необходимо принять все меры для ее снижения и выявления причин ее повышения.
394. Категорически запрещается в погребах (хранилищах) с боеприпасами, а также в отсеках подводных лодок с открытым хранением торпед,:
а) находиться лицам, имеющим при себе огнестрельное оружие, патроны, взрывчатые вещества, спички и приборы зажигания;
б) устанавливать нештатную электропроводку;
в)пользоваться переносными светильниками, электроинструментом, электровентиляторами и электрогрелками.
395. Орошение, затопление погребов (хранилищ) боеприпасов производится по приказанию командира корабля.
В случаях, не терпящих отлагательства - пожар в погребе (хранилище) боеприпасов или в соседнем с погребом (хранилищем) боеприпасов помещении - и не позволяющих в создавшемся положении получить приказание командира корабля, тогда приказание об орошении и (или) затоплении погреба (хранилища) боеприпасов обязаны отдать либо командир электромеханической боевой части, либо командиры ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской), минно-торпедной и авиационной боевых частей, либо командир дивизиона ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской) боевой части, либо командир батареи терпящей аварию, либо командир дивизиона живучести, либо командир трюмной группы, либо старшина команды трюмных или командир отделения машинистов трюмных на кораблях 2 ранга и катерах).
В той же обстановке, но при отсутствии связи с указанными лицами, решение на орошение и (или) затопление погреба (хранилища)может принять заведующий погребом или командир трюмного боевого поста электромеханической боевой части, а когда связи с ними нет, вахтенный по пожарной безопасности погребов без приказания самостоятельно включает орошение погреба (хранилища) и, если эта мера окажется недостаточной для ликвидации пожара и опасность взрыва не будет предотвращена, затапливает погреб (хранилище). На подводных лодках орошение и затопление ракетных шахт (контейнеров), торпедных аппаратов и отсеков с открытым хранением боезапаса производят по приказанию командира или лица его замещающего. При отсутствии экипажа на борту подводной лодки - по приказанию дежурного по кораблю.
Включение систем орошения и затопления ракетных шахт (контейнеров) может быть произведено и по решению командира ракетной боевой части согласно правилам и руководствам по борьбе с авариями по каждому виду боезапаса.
396. Лицо, принявшее решение об орошении или затоплении погреба (хранилища) боеприпасов, ракетной шахты (контейнера) на корабле, обязано немедленно принять все меры к тому, чтобы из помещения были выведены люди, чтобы о затоплении или орошении и причинах, их вызвавших, стало в кратчайший срок известно на ГКП и на командных пунктах электромеханической и соответствующих боевых частей.
397. Командир соединения кораблей и командир корабля, в части касающейся обеспечения взрывопожаробезопасности, организуют подготовку к приему боеприпасов на корабль и руководят их погрузкой. При погрузке (выгрузке) боеприпасов с причальных сооружений, специальных судов корабль должен быть изготовлен к немедленной даче хода. На руле, на шпиле, на сходне, у главных машин, у приводов клапанов затопления (орошения) и у швартовов (на корабле и на стенке) в соответствии с корабельным расписанием по приему и сдаче боеприпасов выставляются вахтенные. Аварийные партии (группы) должны быть в боевой готовности № 1, остальные подразделения - в готовности, указанной командиром корабля. Если погрузка (выгрузка) производится с транспортных средств, на случай угрозы аварии должен быть обеспечен немедленный их отвод (отход) от борта корабля.
398. При погрузке (выгрузке) боеприпасов выставляются вахтенные по пожарной безопасности из наиболее подготовленного личного состава. Они подчиняются руководителю работ и в работе по погрузке(выгрузке) боезапаса не участвуют - наблюдают за соблюдением личным составом правил погрузки (выгрузки), не допускают загромождения доступа к средствам пожаротушения и местам сбрасывания в воду загоревшихся предметов, принимают немедленные меры к предотвращению взрывов в случае возгорания взрывчатых веществ.
399. В море на ходу корабля горящая мина (бомба) сбрасывается за борт по возможности с кормы, при этом корабль увеличивает ход до полного.
При стоянке на швартовах (якоре, бочке) горящая мина (бомба) сбрасывается за борт со стороны, свободной от стоящих рядом кораблей и судов, в этом случае корабль немедленно отводится от стенки и по возможности дает ход.
400. В случае возникновения аварийных ситуаций с ракетами на пусковых установках, в контейнерах или шахтах, создающих угрозу взрыва, по решению командира корабля производится аварийный старт (сброс) ракеты в безопасном для других кораблей или объектов направлении или принимаются другие меры, предусмотренные специальными инструкциями.
401. При постановке корабля в док боеприпасы и взрывчатые вещества сдаются на береговые склады, за исключением тех, которые определяются каждый раз специальным указанием командира соединения. При этом в обязательном порядке производится фактическая проверка исправности действия всех систем и устройств корабля, обеспечивающих взрывопожаробезопасность хранения боезапаса с составлением актов проверки. Все неисправности и поломки устраняются до выхода корабля из дока и приемки боезапаса на корабль.
402. При снятии боевых готовностей артиллерийские установки должны быть разряжены, и боеприпасы убраны с линий подачи. К минам, размещенным на верхней палубе, в каком бы состоянии они не находились, должны быть выставлены вахтенные.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ ОРУЖИЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
403. Оружие и технические средства должны использоваться в строгом соответствии с действующими инструкциями и правилами.
При обнаружении повреждений оружия и технических средств командиры подразделений и боевых постов должны принять меры к их немедленному устранению. В боевой обстановке или аварийной ситуации командир корабля (командир боевой части, начальник службы) принимает решение о возможности использования неисправных оружия и технических средств, неся при этом всю ответственность за последствия.
Запрещается использовать неисправную материальную часть в повседневных условиях. Кораблю должен быть запрещен выход в море или установлены ограничения плавания (по состоянию моря, району плавания, глубине погружения подводной лодки), если из-за его технического состояния не обеспечивается безопасность плавания в любых условиях обстановки.
Решения о запрещении выхода в море, на установление ограничений кораблю и их снятие принимает командующий флотом.
404. Корабль должен быть укомплектован документацией по борьбе за живучесть и использованию технических средств, при различных степенях боевой готовности и при типовых повреждениях, а также оборудованными командными пунктами и боевыми постами для руководства борьбой за живучесть. Документация должна соответствовать фактическому состоянию корабля, своевременно корректироваться, содержать рекомендации по использованию оружия и технических средств, при борьбе за живучесть, тяжелых повреждениях корпуса и комплексном воздействии поражающих факторов (поступление воды, воздуха высокого давления, пожар, авария ядерной энергетической установки и т.д.).
За ее корректуру ответственность несут представители промышленности и флота руководящие переоборудованием, модернизацией или ремонтом кораблей, а за ее наличие отвечают командир электромеханической боевой части и командиры боевых частей корабля в пределах своих функциональных обязанностей. Кроме того, на корабле должна быть документация по организации использования оружия и технических средств при различных степенях боевой готовности и возможных вариантах повреждений (аварийных ситуаций).
Командир корабля должен организовать заблаговременную отработку приемов использования оружия и технических средств, при различных вариантах повреждений (аварийных ситуаций).
405. На корабле должен быть полный комплект запасных частей и принадлежностей. При стоянке корабля в базе использование бортового комплекта запасных частей и принадлежностей (ЗИП) запрещено, а при нахождении корабля в море разрешение на его использование может дать командир корабля. С прибытием корабля в базу использованный комплект подлежит немедленному пополнению.
Ответственность за содержание, учет и отчетность, укомплектованность запасными частями и принадлежностями несут командиры боевых частей (начальники служб).
406. При обнаружении неисправностей корпуса корабля, его арматуры, средств борьбы за живучесть личный состав обязан принять меры к их немедленному устранению и доложить об этом командирам своих подразделений, а последние - командиру электромеханической боевой части.


Блог продолжает серию репортажей о буднях психологов Тихоокеанского флота. В предыдущем материале психолог Диана ГРИШИНА совместно с Евгенией Альбертовной облачилась в боевую одежду пожарного (БОП) и выдвинулась к месту возгорания - отсеку учебно-тренировочного комплекса на берегу бухты Улисс во Владивостоке.



Недавно Диана Вячеславовна прошла повышение квалификации по Экстремальной психологии в стенах Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) под руководством канд. псих. наук подполковника КАДЫРОВА Руслана Васитовича. Самое время применить полученные знания на практике - в экстремальной ситуации корабельного пожара.



На одном их этапов IV Всеармейского конкурса специалистов психологической работы ВС РФ, который проводился на базе учебно-тренировочного комплекса подводных сил Северного флота в Гаджиево, Татьяна ЧУРАНОВА, Татьяна ИГОНИНА и другие психологи готовили расчёты к действиям в очаге пожара, но самих психологов внутрь отсека не пустили.



Им пришлось довольствоваться тем, что наблюдать за происходящим, через иллюминатор отсека, где личный состав атомохода боролся за живучесть. В реальных условиях на подводной лодке применяется система пожаротушения ЛОХ (Лодочная объёмная химическая), где в качестве огнегасителя используется фреон. И тут главное успеть вовремя надеть переносной дыхательный аппарат (ПДА) ...



8 ноября 2008 года в рамках государственной приёмки подводной лодки К-152 «Нерпа» на палубах второго отсека произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Концентрация фреона в среднем по 2-му отсеку в 300 раз превысила предельно допустимую концентрацию. На некоторых гражданских специалистах кислородные аппараты были надеты, но включены не были. В результате 20 человек погибло (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов), 21 человек получил ожоги дыхательных путей, удушья и обморожения.



Химический анализ огнегасителя системы ЛОХ К-152 «Нерпа» проводился в лаборатории ДВГУ. В результате анализа было установлено, что смесь состояла из хладона типа 114В2 лишь на 34,6 %. 64,4 % смеси составлял ядовитый тетрахлорэтилен. При самопроизвольном срабатывании системы на один отсек автоматически было израсходовано три станции ЛОХ с фальшивым огнегасителем. Отсек заполнился насыщенными парами смеси, аэрозольной капельно-жидкой фазой этой смеси, а та часть смеси, которая уже не могла испариться или висеть в атмосфере в виде тумана и мороси, стекала в трюм по переборкам.



Ничего подобного эксплуатационная документация на систему ЛОХ не предусматривает. Чистый хладон распыляется в отсек в виде аэрозоля, который при повышенной температуре сразу испаряется, переходит в газообразную фазу и в таком виде поступает к очагам горения, вмешиваясь в сам процесс горения на химическом уровне и действуя как замедлитель реакций горения, антикатализатор, ингибитор горения.



Хладон не вытесняет кислород и не связывает его каким-либо образом , вопреки распространённому заблуждению. В горящем отсеке кислород расходуется на поддержание горения. А если пожара нет, в герметичном отсеке кислорода останется ровно столько, сколько было до подачи хладона, ни граммом меньше. На «Нерпе» же люди надышались и парами преступной смеси, и капельно-жидкой аэрозольной фазой тяжелокипящего тетрахлорэтилена.



Статья 350 Корабельного устава ВМФ гласит: " Живучесть корабля — способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.

На корабле постоянно должны проводиться организационно-технические мероприятия:
по предотвращению поступления воды в отсеки корабля (внутрь прочного корпуса);
по возникновению пожаров и взрывов;
по предупреждению аварийных ситуаций с оружием и техническими средствами;
по поддержанию средств борьбы за живучесть к использованию;
по подготовке личного состава к борьбе за живучесть корабля".



Статья 353 КУ ВМФ. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную концентрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ), обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении). Любым видом связи он должен немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно — в смежный отсек (помещение), и принять меры к ликвидации аварии (повреждения).



Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) получив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала аварийной тревоги обязан ОБЪЯВИТЬ АВАРИЙНУЮ ТРЕВОГУ ГОЛОСОМ по корабельной трансляции с указанием места и характера аварии (повреждения).



Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть ОБЯЗАН вести ВЕСЬ ЭКИПАЖ корабля, включая и лиц, ВРЕМЕННО находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами и боевыми постами, а также на верхней палубе ведут аварийные партии (группы).



Т.е. если гражданский специалист-психолог поднялся на борт военного корабля, то он не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек и ОБЯЗАН вести борьбу за живучесть вместе с экипажем. В связи с выше сказанным, логично психологам корабельных соединений изучить Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля (РБЖ-НК) и пройти курс учебно-тренировочных занятий на УТК.



Пока мы листали Корабельный устав, психологи приступили к тушению пожара. В результате короткого замыкания загорелся корабельный щит электропитания. Едкий удушливый запах горящей резины наполнил помещение. И первым, что сделали психологи - обесточили щит.



Если хрупкая Евгения Альбертовна умело пользовалась пожарным рукавом, который извивался в её руках от поданного давления, так и норовя свалить с ног, то Диана ГРИШИНА вооружилась огнетушителем ОВПМ- 8 (огнетушитель воздушно-пенный морской, объём пенообразующего раствора 8 литров). Раньше в них брагу на кораблях ставили.



Огнетушитель воздушно-пенный морской ОВПМ-8 предназначен для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках кораблей при горении нефтепродуктов, резинотехнических изделий, деталей из синтетических материалов, спиртов, древесины, электрооборудования под напряжением до 500В на расстояниях не ближе 0,5м от пеногенератора.


Огнетушитель хранится и работает при температуре от плюс 1ºС до плюс 60ºС при относительной влажности окружающей среды до 100%. Устойчив к воздействию морской воды.

Технические данные:
Количество пенообразующего раствора - 8 л
Количество воздушно-механической смеси - 500л; Кратность пены 70÷80
Длина пенной струи - 3÷4 м
Время работы 45÷55 сек.
Емкость резервуара - 9 л

Емкость баллона сжатого воздуха - 0,4 л Давление сжатого воздуха в баллоне - 100÷150 кгс/см²
Масса незаряженного огнетушителя - 5,6 кг
Масса заряженного огнетушителя - 13,9 кг
Габаритные размеры: Длина 220 мм Ширина 150 мм Высота 670 мм
Пенообразователь: «МОРПЕН»


Самым неожиданным для Дианы Вячеславовны стало то, что она так и не смогла повернуть вентиль подачи пены. Резиновая перчатка пожарного комбинезона не давала как следует ухватить злополучный вентиль и повернуть. Огонь разгорался и становилось не по себе. Что в таких случаях надо делать??? Сваливать!!!



Хорошо, что рядом оказались, опытные специалисты, которые оказали необходимую психологическую поддержку Диане ГРИШИНОЙ и отвернули злополучный вентиль. На радостях довольная Диана Вячеславовна облила пеной всё, что только было можно и с гордо поднятой головой покинула аварийный отсек.


А далее начались инструктажи и отработки личного состава аварийных партий, куда своё веское психологическое слово вставили и флотские психологи. Полагаю, что следующим этапом профессионально-должностной подготовки должна стать отработка включения в изолирующий противогаз ИП-6 (не путать с фильтрующим).


По мнению Дианы ГРИШИНОЙ, Елены ЗАЙЦЕВОЙ и других психологов, они стали ближе к реальным профессиональным проблемам личного состава. Не надо заставлять личный состав бегать с условно раненым на носилках, как это делают в израильской армии. Достаточно прогнать личный состав через учебно-тренировочный комплекс (УТК), что бы сделать выводы ХУ из ХУ, как говорил Михаил Сергеевич Горбачёв.



Психологи увидели военнослужащих в обстановке реально приближённой к экстремальной и профессионально определили, кому требуется психологическая помощь и поддержка, кто является неформальным лидером в микрогруппах. За кем пойдут в аварийный отсек, а кто всех погубит.



Несомненно, на таких отработках должен присутствовать психолог, но на кораблях 1 ранга их сократили за ненадобностью, а на малых кораблях их никогда и не было. Тем не менее гражданские специалисты психологи соединений готовы оторваться от АРМов, отложить на время бланки тестов, которые... и пойти к живым людям на корабли, в отсеки.



В ходе отработки ликвидации корабельного пожара никто из психологов не пострадал , если не считать, что немного надышались продуктами горения. Из практики, всегда найдутся лихие военнослужащие по контракту, которые полезут тушить пожар без изолирующего противогаза, а потом им требуется искусственная вентиляция лёгких от продуктов горения.
Заплыв флотских психологов в бухте Улисс. Фото