В чем заключается налоговая политика государства. Налоговая политика

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Государство должно создать определенную среду для функционирования рынка с помощью разнообразных механизмов. Одним их таких механизмов выступают налоги.

Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства.

Налоговая система (рис. 3.2.) представляет собойсовокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения ответственности за нарушение налогового законодательства.

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим, они формируются под воздействием целого ряда факторов (экономическая и социальная ситуация в стране).

В современных условиях существуют следующие цели:

    участие государства в регулировании экономики;

    обеспечение потребностейвсех уровней власти в финансовых ресурсах для проведения экономической и социальной политики;

    обеспечение государственной политики в регулировании доходов.

Рис. 3.2. Структура налоговой системы

В зависимости от состояния экономики, от целей которые на данном этапе развития, государство считает приоритетными, используются различные методы налоговой политики.

Методы:

    максимальных налогов (высокие ставки, сокращает льготы, большое кол-во налогов – в экстраординарные моменты развития);

    экономического развития (ослабляет налоговый пресс, приоритетное расширение капитала - во время экономического кризиса. Пример является «рейганомика» в 80 -ые годы в США).

Субъектами налоговой политики выступают: Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты.

Каждый субъект обладает налоговым суверенитетом. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты им. право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов. Им предоставляются широкие права в пределах перечня налоговых ставок, льгот, в установлении налоговой базы.

Налоговая политика основывается на следующих принципах :

    соотношения прямых и косвенных налогов;

    применение различных типов ставок налогообложения (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные);

    широта применения налоговых льгот их цели, характер;

    степень единообразия налогообложения для различных доходов и налогоплательщиков;

    методы формирования налоговой базы

Инструментами налоговой политики являются:налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и др.

Налоговое прогнозирование

Основными задачами налогового прогнозирования являются:

    определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в бюджет,

    определение объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием – налогоплательщиком.

Таким образом, налогового прогнозирование можно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления, так и с позиции конкретного налогоплательщика.

Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально – экономического развития страны, субъектов федерации, муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды (рис.3.3.)

Рис. 3.3. Процесс налогового прогнозирования

Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование.

Оперативное прогнозирование – осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал . Оно призвано обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования .

Краткосрочное прогнозирование – служит основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очереднойгод . Основой для него служат показатели социально – экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономики России, а также анализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным налогам.

Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две оставляющие единого процесса текущего прогнозирования.

В процессе его осуществления решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработкистратегии налогового прогнозирования.

Данная стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового прогнозирования.

В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой налоговое прогнозирование не может носить адресного характера в виде установленных плановых заданий конкретным налогоплательщика или министерствам. Прогноз поступлений в бюджет носит вероятностный характер.

Налоговое прогнозирование играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства.

Непременным элементом налогового прогнозирования является экономический анализ поступлений налогов. Предметом анализа выступают не только суммы поступивших налогов, но и их динамика.

Очень важно проанализировать тенденции в развитии налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов, а также структуру налогоплательщиков.

Примеры прогнозирования поступлений от конкретных налогов.

Налог на прибыль. Главными показателями являются динамика объема производства важнейших отраслей народного хозяйства, индекс цен, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль. По НДС динамика и тенденции развития базы анализируются по показателям оборотов по реализации продукции, затрат на производство, структуры производства.

Налог на доходы физических лиц. Налогооблагаемая база складывается из следующих показателей: фонд оплаты труда, действующий и проектируемый уровень минимальной оплаты труда, численность работающих, уровень средней заработной платы, демографическое изменение в целом по стране и по отдельным регионам и т.д.

Налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и акциз определяют общий размер доходной базы, как федерального, так и региональных и местных бюджетов, занимая наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений.

Процесс налогового прогнозирования для предприятий – налогоплательщиков является частью финансового прогнозирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогам и законных вычетов из налогооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей.

Процесс налогового прогнозирования для предприятий – налогоплательщиков представляет собой важную процедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей и перспективной деятельности предприятия.

Контрольные вопросы к лекции

    Решение, каких важнейших задач, в области налоговых отношений обеспечивает введение НК РФ?

    Какие принципиальные изменения внесены в налоговое законодательство России с принятием НК РФ?

    Какие недостатки и нерешенные проблемы имеется в НК РФ?

    Что означает понятие «закрытый перечень налогов и сборов»?

    Какие проблемы имеются в определении НК РФ понятия налога?

    Как можно охарактеризовать налоговую политику государства, какие принципы положены в ее основу?

    На каких элементах строится налоговая система?

    Что понимается под налоговым суверенитетом субъектов налоговой политики?

    Какие задачи решает налоговое прогнозирование?

    Что представляет собой процесс налогового прогнозирование?

Бюджетная система России и принципы ее построения

В распоряжении любого государства для удовлетворения общественных потребностей должны быть ресурсы, в первую очередь финансовые. Решению общественных задач и потребностей способствует функционирование финансового хозяйства государства.

Полное и развернутое определение финансового хозяйства государства было дано известным исследователем в области финансов А. И. Буковецким. В соответствии с этим определением: «совокупность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз (государство) для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов, является его финансовым хозяйством» 1 .

Для функционирования любого финансового хозяйства государства:

    необходимо проводить сбор доходов;

    расходовать собранные средства.

Получаемые государством доходы, как правило, ограничены, а рост общественных потребностей увеличивает расходы. В связи с этим возникает необходимость систематизации, учета и контроля доходов и расходов государства. То есть возникает необходимость применения законодательно утвержденного финансового плана государства. На основе сказанного может быть дано определение государственного бюджета.

Государственный бюджет это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов.

Бюджет является основой финансового хозяйства государства (кроме бюджета – государственные внебюджетные фонды).

Обратившись к истории финансов можно увидеть, что бюджет не является институтом, характерным для государства на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета вообще. Тем не менее, во всех государствах собирались доходы и финансировались расходы, то есть система доходов и расходов, основанная на определенных юридических нормах, в любом случае существовала.

Следовательно, бюджет появляется не тогда, когда государство получает доходы и с их помощью финансирует расходы, а когда государство составляет и законодательно утверждает смету доходов и расходов на определенный период, то есть вводит плановое и законодательное начало в свою финансовую деятельность.

Требования к бюджету удобно представить в виде схемы:

Рис. 4.1. Требования к бюджету

Прокомментируем эти требования. Во-первых, стоит отметить необходимость универсальности бюджета. То есть бюджет должен отражать состояние государственного хозяйства, в бюджет должны входить все доходы и расходы, без изъятий и ограничений, без смещения и уменьшения одной суммы за счет другой.

К сожалению, в реальной российской финансовой практике доходы и расходы государства не всегда полностью включались и включаются в бюджет 2 . В качестве примера здесь можно привести различные государственные внебюджетные фонды: фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и ведомственные внебюджетные фонды. Среди экспертов Министерства финансов России существует точка зрения о целесообразности включения доходных и расходных статей названных фондов в доходную и расходную части федерального бюджета. Это мнение обусловлено тем, что хотя эти фонды по своей сути являются государственными, достаточный государственный контроль их финансовых потоков зачастую отсутствует.

Другим требованием, предъявляемым к бюджету, является его публичность. Это требование предполагает, что бюджет должен быть составлен таким образом, чтобы каждый гражданин конкретной страны мог ясно понимать его язык, цифры, логику построения, обоснованность налоговых изъятий и финансирования расходов.

Еще в начале XX века итальянский экономист Ф. Нитти публичностью бюджета назвал правдивость и гласность: «В бюджете должны быть указаны все доходы и расходы без всяких бесполезных утаек, или таинственных определений» 3 .

Можно заметить, что отсутствие публичности и прозрачности являются одними из актуальных проблем сегодняшнего российского бюджетного процесса. Именно отсутствие у налогоплательщиков ясной и четкой информации о решении государством общественно значимых задач за счет бюджетных средств ведут к таким негативным для страны явлениям как уклонение от платы налогов, стремление к переводу капиталов за рубеж, недоверие к государственным финансово-экономическим инициативам.

В дореволюционной России ежегодно 1-го или 2-го января во всех крупных газетах публиковался доклад министра финансов «О государственной росписи доходов и расходов». В этом документе подробно было указано, какие доходы и в каком количестве поступают в государственный бюджет, на какие цели расходуются и в каком объеме средства расходуются.

Следующим требованиям, предъявляемым к бюджету, является необходимость того, чтобы в бюджете просматривалась специализация . То есть, бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда орган законодательной власти (Государственная дума или парламент) утверждает такой бюджет, исполнительная власть (Правительство) уже не должно переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, из одного назначения на другое.

Государственный бюджет является сложным явлением. Он тесно связан с вопросами экономики, финансов, политики и права. Подобная многогранность бюджета во многом объясняет трудности эффективного формирования доходов и рационального финансирования расходов.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики ценовая, таможенная и т.д.). Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Субъект управления - государство

объект - налоги и налоговая система

Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

4) выбор конкретных норм и методов налоговой политики определяется теми целями, которое государство ставит перед собой разрабатывая и реализуя налоговую политику.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Задачи налоговой политики: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Различают:

Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Стратегия налоговой политики: решение долгосрочных задач (определяется президентом). Тактика должна быть направлена на быстрое решение задач, увязана со стратегией, определяется правительством, органами субъектов.

    максимальные налоги - применяют в период войн

    политико - экономическое развитие - уменьшение расходов на соц. программы, уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщика. Цель - стимулирование инвестиционной активности. Применяют в период экономического спада, для предотвращения кризиса.

    разумные налоги - средняя налоговая нагрузка, средние социальные налоги, минимальные государственные инвестиции в экономику. Применяют в период стабильного экономического роста.

Инструменты:

НС, НБ, налоговые льготы, налоговые санкции.

Налоговая политика до 2013 г.

Ряд значимых мер, направленных на перевод экономики на инновационную модель развития, поддержку бизнеса, принимали участие представители объединений предпринимателей, включая ТПП России. К указанным мерам, в частности, относятся:

1. Компенсация из федерального бюджета в течение продолжительного периода (до 2020 года) затрат сектора экспортеров информационных технологий, резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, малых инновационных компаний при ВУЗах, прочих инновационных компаний (при условии создания эффективного механизма их идентификации), связанных с повышением страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование для сотрудников инновационных компаний.

2. Переход на формирование амортизационных групп по функциональному признаку и сокращение сроков амортизации отдельных видов основных средств.

3. Повышение эффективности системы налогового учета расходов на НИОКР (разрешить создание специального резерва предстоящих расходов на НИОКР и др.).

4. Освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с начала эксплуатации.

5. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита инновационным организациям субъектам РФ.

6. Повышение порога выручки с 3 до 10 млн. руб. для уплаты налога на прибыль ежеквартально, а не ежемесячно.

7. Установление отдельного налогового режима для вновь создаваемых компаний инновационных секторов. Предлагается установить для вновь создаваемых компаний инновационного сектора нулевые налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций и земельного налога. Обязательные страховые взносы планируется взимать фиксированным платежом в размере 4,8 тыс. руб. в месяц за работника.

2. Таможенные пошлины – содержание назначение ставки. Контроль таможенных и налоговых органов за правильностью исчисления и взимания пошлин. T. (по-старинному - таможные от татарского слова тамга - печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою сбор с товаров , взыскание которого связано с перемещением товара через какую-либо линию - через государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН содержатся в таможенных тарифах, где приводится список облагаемых ими товаров. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ на импортируемые товары выполняют ценообразующую функцию. Они выступают в качестве дополнительного внутреннего налога, удорожающего цену импортируемых товаров, что позволяет государству регулировать объем импорта и его структуру. С другой стороны ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ широко используются странами - членами ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) для содействия национальному экспорту путем взаимного обмена в ходе переговоров сопоставимыми и равнозначными тарифными уступками. Используются следующие ставки таможенных пошлин: адвалорные - определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические - устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара; комбинированные - сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин. Исчисление таможенных пошлин, а также НДС и акцизов, уплачиваемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, начинается с установления объекта обложения (ст. 75 ТК). Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию , определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. В качестве примера особого порядка расчета можно привести норму п. 2 ст. 360 ТК, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются ФЛ по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТК. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного Союза. Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств-членов ТС и законодательством государств-членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Основной задачей налоговых органов становится ведение налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран - участниц ТС. Если ранее основным документом, регламентирующим перемещение товаров через таможенную границу государства, являлась грузовая таможенная декларация (ГТД), то теперь с созданием ТС на смену ГТД приходит налоговая декларация - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно. При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК.

Налоги и их функции отражают реальные базисные отношения, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений. Эти отношения используются государством в налоговой политике.

Налоговая политика – комплекс мероприятий государства в области налогов, осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориально-экономического развития, повышения уровня доходности отдельных групп населения.

Задачи налоговой политики:

1) обеспечить государство финансовыми ресурсами;

2) создать условия для регулирования хозяйства страны в целом;

3) сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения.

Цель налоговой политики – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Эта цель может быть достигнута путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Она может быть рассчитана на перспективу и на относительно короткий период. В связи с этим различают налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия – метод налогового предвидения с расчетами на перспективу, согласно которому выделяются «плюсы» и «минусы» исполнения налоговой части бюджета, а также важные тенденции общественного развития.

При разработке налоговой стратегии государство руководствуется следующими задачами:

во-первых, экономическими – обеспечение динамического экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляционных процессов;

во-вторых, социальными – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

в-третьих, фискальными – повышение доходов государства;

в-четвертых, международной – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика – совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год.

При разработке налоговой тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается экономическая ситуация данного момента – это политика сегодняшнего дня.

Стратегия и тактика неразделимы. Налоговая стратегия (к примеру, на пятилетие) предусматривает тактические мероприятия на короткий период (год). Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегического плана.



Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.).

Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов, их противоречивость.

Внутреннее содержание налогового механизма формулируется исходя из сущности налогов. Поэтому вся система государственного вмешательства в экономику через налоговый механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый механизм – мощный инструмент стоимостного регулирования воспроизводственного процесса.

Налоговый механизм включает в себя следующие элементы: планирование, регулирование, контроль (рис. 4).

Планирование – волевое управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства; а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства.

Основная задана планирования – обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.

Налоговое регулирование – система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета.

Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено сутью податной системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах предназначенных для осуществления деятельности государства (решение общеэкономических задач).

С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства.

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта и граждан.

Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами.

Налоговое регулирование осуществляется различными методами и способами. Методами налогового регулирования выступают инвестиционные налоговые кредиты, отсрочка платежа, освобождение, налоговые вычеты, транс-ферты, взаимозачет бюджетно-налоговых долгов. Способы – льготы и санкции.

В целом налоговое регулирование направлено на обеспечение структурных сдвигов в экономике, оживление инвестиционной активности национальных предприятий.

Налоговый контроль – элемент налогового механизма. Цель – обеспечить соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Налоговый контроль – часть финансового контроля за исполнением доходной части бюджета в разрезе налоговых и неналоговых поступлений, а также налогоплательщиков и объектов налогообложения.

Объектами налогового контроля являются финансово-хозяйственные операции (финансовые отношения хозяйствующих субъектов).

Субъектами налогового контроля – Министерство финансов и Федеральная налоговая служба, таможенные органы, аудиторская служба.

В основе налогового контроля лежат следующие принципы его организации:

­ нейтральность к объекту и субъекту налогообложения;

­ одно правонарушение – одно взыскание;

­ поглощение взысканий, а не их сложение;

­ ясность состава налогового правонарушения для всех сто­рон налоговых отношений;

­ обоснованность налоговых санкций;

­ действенность санкций.

Разграничение природы налогов и их функций, с одной стороны, и налоговой политики и налогового механизма – с другой, позволяет понять отношения базисных и надстроечных категорий.

В отличие от природы и функций налогов, являющихся базисными категориями, налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе и выступают явлениями надстроечного порядка. Они постоянно изменяются в зависимости от изменения деятельности государства.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Согласно статье 19 НК, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (рис. 22).

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно статье 11 НК, под организациями понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, а также иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2) получать от Министерства финансов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах,

4) получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействии) их должностных лиц.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

Об открытии или закрытии счетов – в течение семи дней;

Обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

Обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

Об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.9. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Налоговая ответственность – применение налоговых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Прежде чем говорить о налоговой политике государства, необходимо вкратце остановиться на более глобальном понятии "финансовая политика", составным элементом которой и является налоговая политика.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношении, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика. Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1) налоговой политики;

2) бюджетной политики;

3) денежно-кредитной политики;

4) ценовой политики;

5) таможенной политики;

6) социальной политики;

7) инвестиционной политики;

8) политики в области международных финансов.

Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика - должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения.

Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе и в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.

Ознакомление с основными международными налоговыми нормами и стандартами также подтверждает приоритет указанной цели. Так, Комитет ОЭСР по вопросам налогообложения определил основной целью налогообложения мобилизацию средств, необходимых для функционирования государства, наиболее эффективным возможным способом. При реализации этой цели должна быть обеспечена:

1) минимизация помех и препятствий в частной деятельности;

2) сокращение административных расходов и расходов на соблюдение налоговых законов;

3) поддержка экономических и социальных целей правительства.

Основные задачи современной налоговой политики Российской Федерации состоят в следующем:

1) дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

2) оптимизация налоговых льгот и преференций;

3) более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;

4) рационализация налогового администрирования;

5) реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был экономист А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать её в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

В большинстве случаев формы и методы налоговой политики определяются в зависимости от сложившегося в данном государстве административнотерриториального устройства, политического строя, наличия или отсутствия, а также характера взаимодействия разных форм собственности, национальных интересов и целей и некоторыми другими положениями.

Таким образом, можно сформулировать, что налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов; реализуя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует для проведения активной налоговой политики. Налоговая политика имеет собственное содержание, характеризуемое определенными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

Формы налоговой политики

Являясь составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика в полной мере зависит от форм и методов государственной экономической и финансовой политики. В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика государства на данном этапе своего развития, от целей, которые государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.

На практике выделяют следующие формы налоговой политики.

1. Политика максимальных налогов. При ее реализации государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое количество налогов, стремясь получить от налогоплательщиков максимальное количество финансовых ресурсов, не отслеживая последствий проведения такой политики. Как правило, подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом никаких надежд на дальнейшее экономическое развитие и воспроизводство. Следовательно, такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Как отмечает В.В. Пансков, подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:

1) у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство;

2) широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения;

3) массовый характер приобрела так называемая теневая экономика.

2. Политика экономического развития. Она является таковой, когда государство сознательно уменьшает налоговое бремя на налогоплательщиков, сокращает расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики - обеспечение приоритетного расширения капитала, стимулирование инвестиционной активности. Указанная политика проводится во время стагнации экономики, грозящей перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики получили название "рейганомика", поскольку были использованы, в частности, в США в начале 1980-х годов.

Проведение налоговой политики такого рода провозгласило Правительство РФ на рубеже XX-XXI вв. при подготовке второй части Налогового кодекса РФ и проекта федерального бюджета на 2002 г.

3. Политика разумных налогов. Она представляет собой нечто среднее между первой и второй. Экономическая суть политики данного вида состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при проведении достаточно финансово-емкой политики по социальной защите граждан.

В зависимости от длительности цикла реализации и поставленных целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер; в первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.

При этом налоговая стратегия направлена на решение глобальных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны в целом. Налоговая стратегия тесно увязана с экономической, финансовой, а также социальной стратегиями государства, рассчитана на длительную перспективу и представляет собой долговременный курс налоговой политики.

Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики и обеспечивает их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Обе указанные составляющие налоговой государственной политики (стратегия и тактика) взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач, с другой - стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Основные составляющие налоговой политики

Как отмечает В. В. Пансков, при анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики (в зависимости от типа государственного устройства) выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и другие) и муниципалитеты (города, районы и др.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством.

Эффективность налоговой политики зависит от того, какие принципы государство закладывает в её основу. Основные принципы построения налоговой политики схематично представлены на рис. 4.1.

Рис. 4. 1. Принципы построения налоговой политики

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов. В целом указанные принципы обусловливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы.

Используя принципы налоговой политики, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. При комплексном применении принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы:

1) изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;

2) замена одних способов или форм налогообложения другими;

3) изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения;

4) введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели налоговой политики формируются под воздействием рада факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Они обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики цели весьма разнообразные.

Налоговая политика - сложное по своей структуре явление. Даже на уровне определения данного термина в среде экспертов возникают дискуссии. Какова специфика реализации налоговой политики на предприятиях, а также в рамках активностей государственных органов власти? Каковы особенности российской модели выстраивания системы налогов и сборов?

Сущность налоговой политики

Что такое «налоговая политика»? Согласно распространенной точке зрения, данное явление можно считать составной частью другого, более масштабного направления деятельности государства. А именно - финансовой политики. Под таковой обычно понимается комплекс мер, реализуемых политическими институтами и направленных на получение и последующее эффективное использование финансовых ресурсов. Термин «налоговая политика» может употребляться не только в контексте деятельности государства.

Соответствующий тип активности может определяться как часть стратегии развития бизнеса, направленной, как вариант, на оптимизацию отчисления налоговых платежей с выручки. Правда, как отмечают многие исследователи, в этом контексте термин, о котором идет речь, употреблять не вполне корректно с той точки зрения, что предприятие не может быть субъектом налоговой политики. Однако в неофициальном порядке соответствующее направление деятельности фирмы в некоторых случаях именуется созвучно исследуемому термину.

Как может звучать определение термина «налоговая политика»? В российской экспертной среде распространена формулировка, в соответствии с которой рассматриваемое явление можно понимать как деятельность государственных и муниципальных органов власти, направленных на обеспечение корректного и своевременного сбора налоговых платежей с субъектов, которые по закону должны их производить. Цель сбора налогов - пополнение бюджета на том или ином уровне (если говорить о российской модели - государственном, региональном или же муниципальном). В свою очередь, за распределение полученных денежных ресурсов отвечают, как правило, субъекты политического управления в рамках иных сфер финансовой политики.

Частная или государственная сфера?

Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.

Однако предприятия в этом случае будут, вероятнее всего, объектами соответствующего административного воздействия со стороны власти, то есть налогоплательщиками, а государственные и муниципальные органы - субъектами, теми, кто взимает в законном порядке соответствующие сборы в казну. Термин «налоговая политика предприятий», по сути, корректен, однако оспаривается экспертами, приводящими вышеперечисленные аргументы. То есть политика как вид деятельности должна проводиться прежде всего институтом, претендующим на субъектность, считают аналитики.

Таким образом, многие юристы считают, что налоговая политика - это в общем случае все же прерогатива государства (или иных административно-политических субъектов - муниципалитетов, частей федерации и т. д.). При этом, как мы отметили выше, она реализуется как часть более масштабного направления деятельности властей - финансовой политики. Не считая, собственно, активностей политических институтов в области налогов, существует большое количество других сфер, которые так или иначе входят в финансовую отрасль государственного управления. Какие это сферы?

Налоговая политика и смежные с ней сферы

Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак - деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе - как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности - прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.

Значение налоговой политики

Налоговая политика государства может оказывать сильнейшее влияние на национальную модель развития экономики. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, от того, насколько эффективным будет сбор налогов, зависят бюджетные возможности государства, а значит, способность властей выполнять свои обязательства, прежде всего социального характера. Во-вторых, регулируя величину тех или иных налогов, вводя какие-либо из них или, наоборот, отменяя, государство в значительной степени определяет динамику развития национальной предпринимательской сферы, формирует условия для ее инвестиционной привлекательности. Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства - это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой - обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.

Цели налоговой политики

Выполнение социальных задач - не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны - это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет - одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.

Направления работы в рамках налоговой политики

Какого рода направлениями работы властей характеризуется налоговая финансовая политика? Если говорить о специфике российской модели, то можно выделить следующий их спектр:

  • совершенствование национального механизма сбора налогов, регулирующей его правовой системы с целью оптимизации динамики поступлений сборов в казну;
  • осуществление контроля за качеством исполнения ключевых пунктов государственной стратегии в области взимания налогов;
  • рационализация административных мер в области налогообложения;
  • грамотная реструктуризация долгов на уровне государственных механизмов кредитования, а также в области бюджетных отношений;
  • рациональное распределение средств в рамках бюджетных отношений;

При этом с целью решения соответствующих данным направлениям активностей политических институтов задач задействуются как законотворческие механизмы, так и исполнительные в балансе, оптимальном с точки зрения управляемости процессом и эффективности функционирования институтов.

Структура налоговой политики

Каковы основные направления налоговой политики в современных государствах? Какова структура рассматриваемого направления деятельности институтов политического управления? Эксперты выделяют три основных компонента налоговой политики.

Во-первых, это концептуальная проработка ключевых элементов стратегии государства в области сбора платежей в казну. В рамках данного направления деятельности часто задействуется научный инструментарий, используются результаты исследования объективных законов развития экономики страны, особенностей выстраивания социальных коммуникаций.

Во-вторых, это определение оптимальных механизмов распределения доходов исходя из необходимых приоритетов в финансировании тех или иных отраслей экономики государства, а также специфики международной и внутренней политической обстановки.

В-третьих, это практическая законотворческая, исполнительная, а в ряде случаев также и судебная деятельность государственных органов власти, основанная на проведенной работе в рамках первых двух направлений активностей политических институтов.

Критерии эффективности налоговой политики

Каковы критерии эффективности проводимой государством налоговой политики? Есть весьма разнообразный спектр мнений исследователей на этот счет. Некоторые эксперты полагают, что основной критерий - способность государства обеспечивать финансовый суверенитет, о котором мы говорили выше. Который непосредственным образом влияет на независимость в решении политических задач. Таким образом, если текущие направления налоговой политики выстроены так, что страна не испытывает проблем с выплатами внешнего долга или вовсе обходится без международных займов, то это значит, что соответствующее направление деятельности государства реализуется эффективно.

Есть точка зрения, в соответствии с которой качество налоговой политики определяется совокупностью неких макроэкономических показателей, таких как, например, рост ВВП страны, увеличение торгового сальдо, укрепление курса национальной валюты и т. д. Эксперты, которые считают данные критерии первостепенными, аргументируют свою точку зрения тем, что макроэкономические индикаторы - в достаточной мере наглядный показатель эффективности работы всей финансовой системы государства, важнейшая часть которой - налоговая политика.

Есть аналитики, которые считают ключевым критерием степень благосостояния общества. При этом оценивать его можно по-разному: сравнивая с теми или иными показателями в зарубежных странах (например, по признаку покупательной способности средней зарплаты), исследуя, например, общественное мнение с помощью социологических опросов. Вполне возможен вариант, когда население, имея объективно скромные финансовые возможности, тем не менее считает, что предлагаемая им властями модель экономического развития приемлема.

Налоговый механизм

Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?

Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия - это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий - уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь - это планирование, регулирование, а также контроль.

Налоговая политика организации в аспекте планирования предполагает выстраивание системы прогнозирования необходимых для конкретного предприятия отчислений, обусловленных законодательными предписаниями или же объективным ходом экономических процессов на уровне национальной, региональной или отраслевой хозяйственной систем. В свою очередь, государство, в принципе, задействует тот же метод - составление прогнозов, однако выступает субъектом сбора налогов. Планирование может быть при этом оперативным, текущим или же стратегическим.

Налоговое регулирование - тип активностей, который, в свою очередь, характерен только для государственных органов, вовлеченных в процессы финансового управления. Предприятие в силу закона не может быть субъектом данного типа активностей. Ключевые принципы налогового регулирования, которое можно считать прерогативой государства - обоснованность, целесообразность, а также приоритет баланса интересов различных субъектов правоотношений.

Налоговый контроль, в свою очередь, может осуществляться как предприятиями, так и государством. При этом бизнесы могут быть как субъектом, так и объектом соответствующего контроля. В первом случае налоговая политика предприятия предполагает ведение мониторинга структур, ответственных за корректное исчисление и своевременную уплату сборов в казну, во втором - возможные проверки со стороны государственных органов. В свою очередь, политические институты в общем случае выступают субъектами налогового контроля, проверяя, насколько, в частности, высок уровень платежной дисциплины тех же предприятий в аспекте перечисления необходимых сборов в казну.

Российская модель налоговой политики

Какими особенностями характеризуется налоговая политика России? Мнения экспертов на этот счет самые разные. Можно отметить, что налоговая политика РФ имеет фактически официальный статус: издаются федеральные законы, в положениях которых в конкретных цифрах указаны те или иные показатели, характеризующие приоритеты государства в организации сборов в казну. Однако предмет дискуссий - интерпретация данных цифр.

Есть эксперты, которые считают, что современная налоговая политика России выстроена в достаточной мере сбалансированно. В частности, ставки в отношении выручки организаций - ниже, чем во многих западных странах. Есть льготные режимы налогообложения - «упрощенка», патентная система, ЕНВД. Важным достижением российских властей аналитики считают выстроенную систему отчислений федеральных и региональных налогов в пользу муниципалитетов в рамках нормативов, отраженных в Бюджетном кодексе РФ. Таким образом ликвидируется неравенство регионов и городов в аспекте ресурсов для экономического развития. Единство бюджетной системы, таким образом, оценивается как позитивный фактор в аспекте повышения эффективности налоговой политики государства.

Если охарактеризовать российскую модель налоговой политики в рамках очень простой схемы, то устроена она примерно так. Сборы в казну РФ делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Платятся они в общем случае с целью финансирования расходов на соответствующих уровнях бюджета. В РФ принято сразу несколько видов налогов. Классифицировать их можно на несколько основных групп:

  • подоходные (налоги на прибыль);
  • имущественные;
  • пошлины;
  • акцизы и сборы;

При этом в рамках каждой из групп может присутствовать достаточно большое количество очень несхожих сборов. Так, например, есть подоходный налог для физических лиц - НДФЛ, который составляет 13%. Есть сбор, взимаемый с прибыли предприятий, - 20%. Есть налог, который исчисляется в рамках упрощенной схемы, - 6% с выручки или 15% с чистой прибыли.

Существуют сборы социального характера - пенсионные, направляемые в ПФР, а также взносы в ФСС или ФОМС. Исчисляются они на основе величины оплаты труда персонала, работающего в организациях, или же как фиксированные величины для индивидуальных предпринимателей. Также предусмотрен ряд механизмов, в рамках которых возможно зачтение определенных видов налогов по факту уплаты иных сборов. Также законом предусмотрены различные сценарии возврата налогоплательщиками излишне уплаченных сумм в государственную казну.

Есть специалисты, которые считают, что налоговая политика РФ далека от сбалансированной и требует модернизации - пусть и не срочной, но осуществимой в обозримом будущем. Дело в том, что, как полагают аналитики, тот объем социальных задач, которые взяло на себя государство, с трудом осуществимы при текущей системе сбора налогов.

Это выражается, в частности, в том, что фактическая предприятий номинально, быть может, и не самая объемная дополняется широким спектром социальных обязательств. Так, например, российские предприятия должны отдавать значительный объем средств из фондов оплаты труда сотрудников на взносы в ПФР, ФСС и ФОМС. Также, как полагают исследователи, в РФ было бы неплохо ввести прогрессивную модель сбора налогов, как это организовано во многих странах мира. При этом целесообразно, полагают аналитики, ввести порог выручки, не облагаемый налогом - это могло бы стимулировать предпринимательство.