Общество «Трезвение. Пенсии и социальные выплаты северянам Общество трезвение

Братство «Трезвение» во имя святителя Николая,

архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

при храме Рождества Христова в Измайлово г. Москвы.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. По состоянию на данный момент:

— Духовник общества: протоиерей Владимир Кутикин

— Руководитель общества: Павлов Владимир Алексеевич

— Секретарь общества: Панасюк Сергей Васильевич

1.2. Членов общества на данный момент – 33 человека.

Не являясь членами общества, принимают участие в жизни общества на более или менее регулярной основе – 6 человек. Численность молодежи (до 30 лет) в той и другой группе – 15 и 4 человека соответственно.

1.3. На данный момент несут обет трезвости – 14 человек.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

2.1. Собрания членов общества проходят регулярно: один раз в два месяца.

2.2. Регулярно (по воскресным дням) проводятся уроки трезвения с воспитанниками Воскресной школы храма Рождества Христова.

Проведено 3 лекции в школах ВАО г. Москвы и 1 лекция в Московском строительном техникуме, распространяются видео- и аудио- материалы, а также литература трезвеннического содержания.

В феврале 2012 года было прочитано 16 лекций в 4 школах Плесецкого района Архангельской области.

2.3. Деятельность, направленную на помощь в избавлении от алькогольной зависимости общество не ведёт. В притворе храма вывешено объявление с указанием адреса курсов по избавлению от дурных пристрастий.

2.4. В связи с деятельностью общества имеются особенности в богослужебной жизни прихода:

— один раз в две недели совершается чтение акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша».

2.5. Члены общества ведут научно-методические исследования в области трезвенного просвещения. В 2012 году исследованы труды священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, по трезвенной тематике. Составлено наиболее полное житие новомученика Николая Варжанского.

2.6. Члены общества в 2012 году активно участвовали во всех мероприятиях Иоанно-Предтеченского Братства «Трезвение» Русской Православной Церкви:

— в организации и проведении Всероссийского слёта ИПБТ РПЦ

— в Рождественских чтениях в секции «Трезвение и современность»

— во всех мероприятиях обществ трезвости Москвы и Московского региона.

2.7. Продолжает свою деятельность при Братстве молодёжный клуб АТАКА+ (АнтиТабачноАлкогольнй Клуб АТАКА+):

— члены клуба периодически посещают занятия на богословские и трезвеннические темы.

— проведено 6 мероприятий по благоустройству территории храма;

— вокально-инструментальным ансамблем клуба дано 4 концерта;

— выпущен и распространяется аудиодиск под названием «ПЕРВАЯ АТАКА»

с песнями ВИА АТАКА;

— создана социальная программа при участии краеведческого спортивно-туристического кружка «ОДИГИТРИЯ», внедрение программы запланировано на 2013 г.

3. МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ «АТАКА+»


Молодежный клуб АТАКА+ создан на базе Братства «Трезвение» при храме Рождества Христова в Измайлово. Название клуба является аббревиатурой слов: АнтиТабачноАлкогольный Клуб Атака. Плюс обозначает, что мы боремся не только с проблемой употребления алкоголя и табака, но и остальными пороками и страстями. Вступить в клуб может любой молодой человек, достигший 12-летнего возраста, и давший обещание не употреблять спиртных, табачных и наркотических веществ. Организация занимается пропагандой здорового образа жизни среди молодёжи и подростков. При клубе создан вокально-инструментальный ансамбль с одноимённым названием. Ансамбль дал уже более десятка концертов, как на своём так и на других приходах. Все члены клуба активно участвуют во всех мероприятиях клуба «Одигитрия», также созданного при нашем храме.

Рождественский концерт






Основная цель и смысл жизни православного христьянина.

Доказательства бессмертия души, существования рая и ада.

Правда и ложь об алкоголе, о грехе пьянства и алкогализма.

О грехе табакокурения.

Как уберечь себя от греха наркомании.

О вреде рок, рэп и поп-музыки.

Состав человека. Дух, душа и тело.

О грехе сквернословия.

Противостояние в идеологической войне по восьми смертным грехам.

Во что мы играем. Игры опасные и безопасные.

О грехе лудомании, компьютерной и виртуальной зависимости.

Первые возникли в России в 1858 году. Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков, которые в погоне за сверхприбылями вместо водки продавали народу по дорогой цене мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость.

Вначале это были просто объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Обеты эти поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви. Но вскоре откупщики начали жаловаться. Доходы их резко сократились. Упали также доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства. При этом в правящих кругах существовало мнение, согласно которому народному «трезвенному движению» не следует оказывать поддержку, поскольку «чрез это крестьяне приучатся к единодушию и согласию, которые, обратясь в привычку, могут быть направлены ими и на другие предметы, как, например, на стачки в отказе работ помещикам…» Правительство было связано необходимостью покровительства винным откупщикам с целью сохранения и увеличения государственных доходов. В 1859 году министр финансов сообщил обер-прокурору Святейшего Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по этому предмету общее распоряжение. Синод возразил, что действия священников не противоречат пастырскому долгу и Синод не намерен мешать духовенству. Тем не менее, вскоре после отмены откупной системы в 1863 году трезвенное движение сошло на нет .

На эту проблему указывалось в отчете обер-прокурора за 1888–1889 год: «Хотя и составляются общественные приговоры, касающиеся устранения нравственной порчи народа от ярмарочного и кабачного зла, но они редко приводятся в исполнение. Равно оказываются часто несостоятельными общественные приговоры и о неупотреблении крепких напитков, потому что они сталкиваются с казенными интересами водочной торговли и личными интересами тех, кто пользуется прибылью от этой торговли». «Вообще же, – резюмирует Победоносцев, – борьба духовенства с пороком пьянства может быть только тогда вполне успешна, когда ему на помощь придет и законодательство, и общество» .


Тем не менее, было очевидно, что начинать эту борьбу придется именно Церкви. В апреле 1889 года Победоносцев выдвинул в Синоде предложение о «возможных со стороны духовного ведомства мерах в видах содействия правительству по искоренению в народе пьянства», результатом которого стал циркулярный указ Синода от 10 августа того же года, в котором говорилось, что «православное духовенство и само лично, и при помощи обществ трезвости, приходских попечительств, церковных советов, при непосредственном и деятельном вспомоществовании со стороны епархиальной власти, должно выступить на неустанную борьбу с пьянством и всеми силами содействовать искоренению пристрастия в народе к спиртным напиткам». Епархиальным архиереям предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время… общества трезвости и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население» .

Московская духовная консистория, исполняя указ Синода, в течение нескольких месяцев собрала сведения о наличии в епархии обществ трезвости (таковых не оказалось) и в апреле 1890 года приняла постановление, в котором отразилась как готовность развернуть борьбу с пьянством, так и серьезные опасения насчет возможного сопротивления светских властей: «Так как обществ трезвости в Московской епархии не существует, то прежде необходимо озаботиться их открытием. Но для сего епархиальному начальству и духовенству необходимо знать взгляды на сии учреждения высшего церковного правительства и иметь для своих начинаний и мероприятий по организации обществ трезвости твердую опору в ясных и определенных указаниях Святейшего Синода. В противном случае духовенство, которое, нет сомнения, с сочувствием откликается на призыв высшей духовной власти к новому роду деятельности, будет колебаться, опасаясь столкновения с правительственными лицами и учреждениями светского ведомства (далее зачеркнуто: в виды коих по разным соображениям может и не входить поощрение его деятельности по принятию мер к ограничению и совершенному искоренению пьянства в народе). <…> По крайней мере было бы полезно, чтобы о распоряжении Святейшего Синода относительно обществ трезвости было поставлено в известность официальным порядком и гражданское ведомство» .

Консистория указывала на необходимость для успеха дела привлекать в создаваемые общества трезвости «влиятельных и уважаемых в приходе лиц»: церковного старосту, волостного старшину, урядника, сельского старосту, волостных судей, управляющих имениями, содержателей мельниц, местных торговцев, учителей народных школ. «Участие в обществе представителей сельской власти и деревенской знати, – подчеркивается в постановлении, – важно в том отношении, что эти лица, помимо несомненного влияния собственным примером, могут оказывать содействие силою своей власти и значения; одушевляемые целями общества, они совокупным действованием могут склонить приходскую общину если не к совершенному закрытию в приходе питейных заведений, то по крайней мере к устранению или ограничению беспорядков и злоупотреблений в питейной торговле со стороны виноторговцев, имеющих интерес поддерживать и поощрять пьянство в народе».

Постановления Святейшего Синода и Московской духовной консистории подтолкнули духовенство к активной деятельности по борьбе с пьянством. Информацию о первом известном нам обществе трезвости в Московской губернии находим в справочнике Н.И. Григорьева. Он сообщает об открытии 21 ноября 1890 года священником И. Карповым общества трезвости при церкви в с. Гололобове Коломенского уезда. Покровителем общества являлся святой Пантелеимон Целитель. «При приеме в члены общества дается обет воздержания перед иконою этого святого и целуется икона, которая потом с надписью дается новому члену; после обедни служится молебен покровителю общества с акафистом; икона в доме членов держится на видном месте; члены общества поминаются на ектении за литургией; срок обета не меньше как на год. В первый год записалось 94 человека, во второй – 59, на третий – 133 человека; члены общества – большею частью рабочие на заводе Струве; много поступило в общество членами из дальних деревень и других заводов; были случаи нарушения обета, но отпавшие от общества если и пьют вино, то умереннее прежнего; многие члены повторяют свой обет из года в год» .


Значительно более широкую известность получило Сергиево-Нахабинско-Баньковское общество трезвости , зарегистрированное 25 сентября 1891 года в с. Нахабино Звенигородского уезда .

Образование общества трезвости в Нахабино связано с именем священника нахабинской церкви Покрова Богородицы отца Сергия Пермского. Это был человек далеко не заурядный. Он родился в Москве в 1863 году. После окончания семинарии в начале 1880-х годов получил приход в селе Нахабино. Здесь же вел уроки Закона Божиего в начальном народном училище. Здесь основал общество трезвости, которое получило широкую известность.

Отец Сергий вел собственную статистику. Он записывал в книгу регистрации общества не только имена и фамилии, но и место рождения, сословие, профессию, место работы. Это давало возможность в какой-то мере проследить дальнейшие судьбы людей.

Вот некоторые выписки из этой книги, о которых упоминает Орлов в своей работе: «В первый год в состав общества входило 47 человек, причем нарушителей было 15; во второй год в обществе значилось 118 членов… на 3-м году существования общества в нем было уже 314 человек, на 4-м – 358, на 5-м – 1273, на 6-м – 10 368, на 7-м – 30 945 человек» . Это статистика нам говорит о том, что деятельность отца Сергия с каждым годом становилась более известной не только в Нахабино, но и во всей округе. К нему стали стекаться люди из разных концов России.

Нахабинское общество трезвости, образованное как церковно-приходское, но постепенно расширившее свою деятельность далеко за рамки прихода, было нетипичным явлением. Подавляющее большинство обществ трезвости достаточно четко разделяется на два основных типа: светские (преимущественно городские) и церковно-приходские (как правило, сельские) общества трезвости.

Городские общества трезвости были подведомственны Министерству внутренних дел через Московского генерал-губернатора, которому ежегодно отчитывались о своей деятельности. Общества имели довольно подробный печатный устав, утверждавшийся установленным порядком, и пользовались правами юридического лица: владели собственностью (прежде всего недвижимой), основывали капиталы, заключали договора. Крупные общества, такие как Первое Московское, открывали отделения в удаленных районах города. Деятельностью обществ руководило правление из нескольких человек, во главе которого могли стоять священники, представители интеллигенции (врачи, учителя) или местной власти. Например, председателем Подольского общества трезвости был земский начальник А.Н. Кравченко, пожертвовавший обществу дом с землей . Участие в обществе лиц с высоким общественным положением положительно сказывалось на его деятельности. По словам врача А.М. Коровина, председателя Первого Московского общества трезвости, если «в обществе не имеется лиц, власть имущих или со средствами, крайне трудно вести борьбу: то и дело встречаются препятствия, которые мудрено осилить» .

Церковно-приходские общества трезвости открывались в пределах одного прихода в сельской местности. Во главе таких обществ стояли приходские священники, реже – диаконы, иногда преподаватели духовных семинарий. Приходские общества были подведомственны Святейшему Синоду через Московскую духовную консисторию, в которую священник подавал прошение об открытии общества с приложением краткого рукописного устава или правил трезвенников . Для получения прав юридического лица общество должно было также представить устав на утверждение светской власти, однако на практике это было скорее исключением (известен лишь один подобный пример – это упомянутое выше Нахабинское общество трезвости). Как правило, церковно-приходское общество само собственностью не владело и пользовалось недвижимым имуществом, принадлежащим приходу, чаще всего – помещением церковно-приходской школы.


Важно отметить, что и в светских, и тем более в церковных обществах огромную роль играло духовенство, которое чаще всего являлось идейным вдохновителем всей организации, «обязательным работником» обществ трезвости, без которого все начинания заканчивались скорым закрытием общества . П.И. Поляков не раз в своей книге приходил к такому выводу: без духовенства в обществах трезвости не будет пользы даже при участии светских власть имущих людей. «Действительно, без батюшки у народа ничего не делается, особенно что касается его важнейшей духовно-нравственной стороны жизни. “Батюшка не благословляет” – вот то могучее вето, с которым приходится считаться при всяком новом деле на Святой Руси. Можно ли после этого сомневаться в том, что и в борьбе с пьянством, как и во всякой борьбе за существование в нашем отечестве, духовенство должно занять первенствующую роль, оно должно стать в первых рядах и даже во главе борцов за трезвость. Доколе этого не будет, дотоле все усилия лучших светских людей и учреждений будут уподобляться сизифовой работе» .

Порядок открытия обществ трезвости несколько различался в зависимости от типа общества. В светских обществах он выглядел следующим образом: «начинатель дела» должен был подготовиться к открытию общества, созвав «собрание лиц, желающих стать членами-учредителями». Членов-учредителей могло быть неограниченное количество, но не менее пяти лиц. Желательно, чтобы все они были лично известны начинателю. Это собрание должно было выработать устав для дальнейшей работы общества. Устав подписывался учредителями общества и подавался при прошении в канцелярию Московского генерал-губернатора, откуда передавался на утверждение министра внутренних дел . В дальнейшем, после издания «Временных правил об обществах и союзах» 4 марта 1906 года, светские общества трезвости должны были следовать этим правилам. Согласно им, уставы регистрировались в губернском или городском по делам об обществах присутствиях .

Схема открытия церковно-приходских обществ трезвости была довольно простой, и почти всегда без каких-либо препятствий удавалось открыть общество в том или ином селе или деревне. Порядок регистрации общества заключался в следующем: приходской священник или, реже, диакон писали прошение в Московскую духовную консисторию на имя правящего архиерея, излагая причину открытия. Причины, описанные в прошениях, были нескольких типов. Священники, которые формально подходили к делу, чаще всего в своих прошениях объясняли открытие обществ трезвости только исполнением предписаний Московской духовной консистории. Так пояснил причину открытия Сергий Владиславлев, священник при Николаевской церкви села Пятницкого-Берендеева: «Во исполнение предписания Московской духовной консистории за № 3371 от 27 марта 1907 года честь имею покорнейше донести, что открытие общества трезвости при Николаевской, села Пятницкого, Берендеево то же, Звенигородского уезда, церкви весьма уместно, ибо самое село служит торговым центром для окружающих селений» . Открытие новых отделений какого-либо общества объяснялось обычно дальностью главного здания, то есть членов очень много, и большинство не может добраться до общества, как написано в журнале заседаний Первого Московского общества трезвости: «Имея в виду, что дальнее расстояние не позволяет обществу проявить своей деятельности в местности, прилегающей к Миусскому кладбищу, где уже замечаются факты роста членов, просить отца Георгия Богословского, священника Софийской, на Миусском кладбище, церкви, состоящего действительным членом общества, принять на себя труд по записи членов, поступающих в наше общество» . Диакон Распятской церкви Серпухова Иоанн Доброхотов просил духовную консисторию разрешить открытие общества трезвости в связи с тем, что «город Серпухов и его уезд изобилует фабричным людом, и потому открытие такого общества среди местного населения было бы и полезно, и своевременно» . Он пытался организовать фабричный люд и его свободное время.

После того, как в духовную консисторию попадало прошение и прикрепленный устав, она выносила резолюцию о разрешении или запрете на открытие общества трезвости. Почти всегда консистория давала согласие на открытие общества, сопровождая это такими словами: «Рассмотрев представленные прошение и проект устава открываемого в селе (название села) уезда (название уезда) церкви (название церкви) общества трезвости и не находя никаких препятствий к его утверждению, консистория полагает, что к открытию общества трезвости и утверждению устава по прилагаемому проекту со стороны епархиального начальства и духовной консистории препятствий не встречается» .

Внутреннее устройство обществ трезвости наиболее полно отражается в их уставах. Обращает на себя внимание существенное различие в уставах крупных обществ трезвости (преимущественно светских) и церковно-приходских. В первом случае уставы – печатные, довольно подробные и весьма сходные по содержанию. Мы имеем семь уставов такого типа: Подольского общества трезвости, Дорогомиловского общества трезвости, Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино, Первого Московского общества трезвости (1895 и 1909 гг.), Замоскворецкого общества трезвости и Варнавинского народного общества трезвости.

По уставам общества имели в основном одну и ту же цель – искоренение и борьбу с пьянством в народе. Общества разными методами пытались достигать этой цели. Деятельность была разнообразной: выписывались антиалкогольные издания, проводились религиозно-нравственные и просветительные беседы и чтения, для трезвенников пытались создавать условия проведения свободного времени и отдыха. Членство делилось на разные ступени в связи с положением и возможностями трезвенников. Управлялось общество своими силами, и все должности занимали члены-трезвенники. Конечно, уставы не были написаны под копирку, и каждое общество вносило туда свои параграфы и дополнения в зависимости от тех или иных условий. Так, например, Варнавинское общество расширяло свои задачи и пыталось не только огородить народ от пьянства, но и приобщить его к церковной жизни. Но в целом они все пытались обеспечить для трезвенников такие условия жизни, чтобы они не соблазнялись спиртными напитками.

Устройство приходских обществ трезвости было более простым и менее формализованным. Уставы или правила этих обществ гораздо короче, они составлены в свободной форме и написаны от руки (приходские общества не имели средств для печати устава в типографии). В архиве Московской духовной консистории сохранилось четыре подобных устава .

Как и печатные Уставы, рукописные начинаются с определения цели общества. Она также заключается в искоренении пьянства. Об этом свидетельствуют первые параграфы рукописных правил: «Цель учреждения названного общества заключается в противодействии сильно распространенному в народе пороку пьянства и пристрастий вообще к спиртному напитку» . Но вот священник Рождественской церкви села Шарапова ставил своей целью не только отвадить народ от пьянства, но и «помогать исправляться нравственно и иметь попечение о бедных и нуждающихся в материальной помощи членах общества» . Священник хотел создать некую кооперацию взаимопомощи для своего прихода, надеясь на сознательность своей паствы. Диакон же из города Серпухова ориентировался на рабочих, которых в его приходе было большинство. В уставе зафиксировано, что «цель общества – содействовать трезвой и трудовой жизни своих членов» .

Далее в уставах идут пункты о возрасте и поле вступающих членов. Все учредители сходятся на том, что членами могут быть лица обоего пола, а вот возраст членов в одном случае ограничивается 16 годами, тогда как в селе Васильевском по настоянию священника Алексия Борисова могли вступать в члены общества лица, достигшие 14-летнего возраста, что, по-видимому, было связано с распространенным детским пьянством, которое имело место почти наравне со взрослым .

Далее речь идет об обете, который должны давать члены общества. Вступающие в члены общества дают пред Святым Крестом и Евангелием особо установленное обещание и записываются в книгу, которая хранится при церкви. Срок и условия этого обещания могут быть разными. Священник сам устанавливает, какие могут быть сроки в его обществе трезвости. Об этом в уставе может говориться кратко, как, к примеру, в уставе Серпуховского общества: «Записываться членами можно на сроки от одного месяца до года и больше. По миновании срока запись возобновляется» . В большинстве случаев срок обета выбирался самим трезвенником в силу своих способностей воздержаться от спиртного, но были случаи, когда священник, видя колебания нового члена, сам назначал срок обета для него. «Срок для воздержания от порока пьянства избирается вступающим в общество, а в некоторых случаях назначается и священником, причем имеющим сильное пристрастие к пороку предварительно вступления в члены общества назначается испытание не менее 6 недель, и тогда, по истечении этого срока, принимаются таковые членами» . Пастырь стремился выбрать такой срок обета для трезвенника, чтобы тот его не нарушал. Ведь это было бы нарушением обещания, данного Богу, что могло очень плохо кончиться. А с другой стороны, это нарушение могло быть соблазном и для других членов общества трезвости. В уставе священника Михаила Порецкого срок обета ограничивался членским взносом, таким образом стимулируя не нарушать данный обет. «Желающий быть членом на целый год и внесший один рубль получает икону Покрова Пресвятой Богородицы с надписью года, месяца и числа выдачи члену. Желающий записаться в число членов на 6 месяцев получает икону святого архангела Михаила тоже с надписью. Желающий быть членом на один месяц вносит в кассу 5 копеек, на 2 месяца – 10 копеек» .

Один из пунктов, который есть в рукописных уставах, отличает их от печатных. В первых отдельным пунктом прописано, что член общества трезвости «обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться святых Христовых таин» . Это была естественная забота священника о духовной жизни своих прихожан, и тем более вновь вступивших в общество членов. Ведь храмы посещались все меньше и меньше, а все больше становилось разгула и пьяного веселья. Поэтому такой пункт в уставе был очень уместен. Христианин должен был помнить о таинствах Церкви, а лучше всего – участвовать в них.

Остальные пункты уставов почти полностью совпадают с печатными. В них прописаны условия получения денежных средств обществом трезвости; в первую очередь это членские взносы, а во вторую – пожертвования: единовременные или постоянные. Также в уставах перечислены способы и методы борьбы с пьянством. Вот примерный перечень этих пунктов: чтения с теневыми картинками (духовно-нравственные, исторические, литературные и по другим предметам), воскресные и вечерние классы для взрослых, библиотеки, книжный склад, праздничные собрания членов, общее пение, паломничества, крестные ходы, концерты, литературные вечера, прогулки, распространение в народе книг и брошюр, поучающих воздержанию от спиртных напитков, и вообще изданий нравственного содержания, вспомогательные кассы для членов, выдача пособий на случай нужды, бюро для приискания мест и подачи советов, открытие чайных и столовых .

Последним пунктом прописано, что перед вступлением в общество необходимо прослушать молебен святому покровителю общества, а в день учреждения общества трезвости ежегодно все члены должны присутствовать и по возможности причащаться святых Христовых таин на праздничной литургии .

Сравнивая уставы крупных и приходских обществ трезвости, можно сделать вывод, что основная концепция их была очень близка, но в приходских уставах она изложена значительно короче, по-житейски, более понятно для простого народа, преимущественно крестьян. В них не упоминается о правлении или совете общества (руководил приходским обществом единолично священник), зато большое внимание уделяется индивидуальной пастырской работе с каждым из членов общества и их активному участию в церковной жизни. Священники всячески пытались охранять трезвенников от искушений, которые их ожидали на нелегком пути борьбы со страстями. Н.И. Григорьев даже утверждал, что «городские общества, если и могут гордиться, то успехами в деле отвлечения народа от кабака и вообще своею деятельностью на почве благотворительности; они по характеру своей деятельности (за редкими исключениями) являются скорее не обществами трезвости, а обществами для борьбы с пьянством, обществами для отвлечения народа от пьянства, настоящими же обществами трезвости являются пока только церковно-приходские общества трезвости, работающие в провинциальной сельской глуши» .

Таким образом, начало «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством (прежде всего на достижения С.А. Рачинского). Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе. Впрочем, и в светских обществах, наряду с интеллигенцией, очень велика была роль духовенства, на плечи которого ложилась забота о пастырском окормлении людей, давших Богу обет трезвости.

Братство трезвости в честь мч. Вонифатия

при храме Иверской иконы Божией Матери в Замоскворечье

Время проведения: по средам, в 17.00 молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», затем собрание братства.

Адрес: Москва, ул. Большая Ордынка, д.39 (м. «Третьяковская», «Полянка»)
Ведущий: Александр Калганов
+79856668720
[email protected]
Соведущая: Марина Ионова
+79169747970
https://vk.com/club143410103

Православная группа поддержки «Остров надежды»

при храме прп. Марона Пустынника в Замоскворечье
Время проведения: по четвергам в 18:30 акафист в храме перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Собрание группы с 19:00 до 21:00 в церковной лавке.
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка 32 стр. 2 (м. «Октябрьская», «Полянка»).
Ведущая: Наталья Ищенко
+79163196919
[email protected]

Община трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

при храме Живоначальной Троицы на Пятницкой в Замоскворечье

Время проведения: по субботам, в 12:30
Адрес: Москва, ул. Пятницкая, д.51 (м. «Новокузнецкая»)
Ведущая: Любовь Невская
+79687939331

Община трезвости «Воскресение» при Синодальном Отделе

по церковной благотворительности и социальному служению

Время проведения: по воскресеньям, в 15:00
Адрес: Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7 (м. «Площадь Ильича», «Римская»)
Ведущий: диакон Иоанн Клименко
+79151131077
[email protected]

Община трезвости при храме свв. Бориса и Глеба в Дегунино

Время проведения: по четвергам, с 18:30 до 20:30

Адрес: Москва, ул. Ивана Сусанина д. 4, корп. 6 (вывеска «Стоматология», дверь с корабликом. Проезд: ж/д ст. «Моссельмаш» или м. «Селигерская»)

Община трезвости при храме ап. Фомы на Кантемировской

Время проведения: по четвергам, в 19:00

Адрес: Москва, ул. Колобашкина, д. 1 (м. «Кантемировская», последний вагон из центра. В переходе налево и направо. Продолжать идти в том же направлении под горку мимо автозаправки до пересечения с ул. Колобашкина. Повернуть налево к церкви. Занятия проходят в помещении воскресной школы)

Ведущая: Екатерина Русанова
+79035727503
[email protected]

Семейный клуб трезвости в честь иконы Божией Матери «Три радости»

при храме Живоначальной Троицы на Грязях

Время проведения: по субботам, в 14:00

Адрес: Москва, ул. Покровка, д. 13, стр. 1 (ст.м. «Чистые пруды», «Китай-город». В здании храма на втором этаже в помещении трапезной)

Ведущий: Святослав Кураленко
+79067209396
[email protected]

Семейный клуб трезвости

при храме иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Беговой

Время проведения: по пятницам, в 18:00 молебен с акафистом в храме, затем собрание клуба в помещении воскресной школы.
Адрес: Москва, ул. Поликарпова, д. 16 (ст.м. «Беговая», возле Боткинской больницы)
Ведущий: Святослав Кураленко
+79067209396
[email protected]

Община трезвости

при храме вмц. Ирины на Бауманской

Только для страждущих.
Время проведения: по пятницам, в 18:30 акафист, в 19:00 собрание общины.
Адрес: Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 38
Ведущая: Любовь Невская
+79687939331

Православное общество трезвости во имя сщмч. Вячеслава Занкова «Берег Надежды»

при Казанском храме г. Котельники

Время проведения: по субботам, с 13:00 до 15:00
Адрес: Московская область, Люберецкий р-н, г. Котельники, ул. Малая Колхозная, д. 62 А, храм Казанской иконы Божией Матери, в помещении Воскресной школы (от ж/д станции «Люберцы» на 26-м автобусе. Остановка «Кладбище»)
Ведущая: Оксана Николаевна Урусова

Община трезвости

при храме Почаевской иконы Божией Матери в Балашихе

Время проведения: по четвергам, в 18:30 молебен, в 19:00 собрание общины.

Адрес: Московская область, Балашиха, Разинское шоссе, д. 1 (5 минут от ж/д ст. «Салтыковская»)

Православная группа поддержки «Воскресение»

при Воскресенском храме пос. Быково

Время проведения: по понедельникам, с 19:00 до 21:00

Адрес: Московская область, Раменский р-н, п. Быково, ул. Октябрьская, д.1 (проезд до ж/д ст. «Быково» (от м. «Выхино» 30 минут). Встречи проходят в цокольном этаже храма Воскресения Христова)

Ведущие: Александр Соколовский +79854708184
+79854708184
и Наталья Ищенко
+79163196919
[email protected]

Православная община трезвости

при храме Донской иконы Божией Матери в Мытищах

Время проведения: по вторникам, с 19:00 до 21:00. Собрания проходят в трапезной (2-х этажное строение за храмом) . Вход через правую дверь.
Адрес: Мытищи, ул. Селезнёва, д.32 (проезд до ст. Перловская Ярославской ж\д, далее 200 м пешком)
Ведущий Калганов Александр