Есть ли святой александр. Святая Александра: икона, храм День святой Александры

Cвятая мученица царица Александра Римская была супругой императора Диок­летиана (284 — 305 годы). Он вошел в историю как ревностный идолопоклонник и жестокий преследователь христиан.

На одном из собраний своего сената в Никомидии в 303 году Диоклетиан дал всем подданным право свободно расправляться над верующими в единого Бога, обещая при этом свою поддержку.

Узнав о таком приказе, святой мученик Георгий Победоносец не побоялся объявить себя верующим в Бога и пойти против императора. По старому стилю днем его памяти считается 23 апреля, по новому же календарю этот день выпадает на 6 мая.

В ответ на такое поведение Диоклетиан приказал придать отступника наиболее страшным пыткам, какие только существовали в то время при дворе. Но святого спас Бог: неожиданно загремел гром, и все услышали Божественный голос, обещающий свою поддержку и призывающий Георгия ничего не бояться. В тот самый момент мученик был исцелен Ангелом.

Все, включая императора, были страшно напуганы. Однако ужас не вразумил Диоклетиана. Люди же, ставшие свидетелями этого события, поверили в Господа христиан.

Тогда же истинного Бога познала и жена императора, язычница царица Александра. Она, так же как и Георгий, хотела объявить императору о своей вере. Но узнавший об этом епарх, увел ее во дворец, чтобы удержать от признания мужу и тем самым сохранить ее жизнь.

На следующее утро, услышав крики вновь истязаемого Георгия, Александра поспешила к месту пыток. Она старалась пробраться через толпу людей и во всеуслышание призывала Бога помочь ей, называя его Всесильным и Единым. Она упала к ногам Георгия и при всех стала прославлять Христа и уничижать идолов и тех, кто им поклоняется.

Обезумев от негодования, Диоклетиан распорядился придать смерти не только Георгия, но и свою супругу. Она же, ничуть не сопротивляясь, спокойно пошла вслед за святым мучеником. Царицу уморила дорога, и она припала к стене, лишившись сознания. Люди подумали, что женщина умерла, и ее мнимая кончина была зафиксирована в документах, составленных после казни Георгия.

В действительности же, царица приняла смерть только через несколько лет: в 319 году. Она приняла мученический конец в одно время с родной дочерью Валерией, так же причисленной к лику святых.

За эти несколько лет случилось множество событий. В 305 году к управлению страной приступил Максимиан Галерий (303-311). Прежний же император добровольно отказался от власти.

Новый правитель был злым язычником и воином. Супругой его стала Валерия – дочь Александры, выданная насильно замуж еще вовремя царствования своего отца. Александра растила дочь в соответствии законами христианской веры. После смерти Галерия, император Максимин захотел жениться на ней. Но, после того как Валерия ему отказала, он сослал их с Александрой в Сирию.

В 313 году Максимин умирает, и мать с дочерью едут в Никомидию в надежде, что император Ликиния пощадит их. Ведь они вместе с царем Константином подписали соглашение, согласно которому всем христианам разрешалась свободно исповедовать свою веру. Однако им было неизвестно, что в душе император ненавидел христиан. Он отдал приказ обезглавить святых женщин. Приказ императора был исполнен, женщины казнены, а их тела брошены на морское дно. Так царица Александра, приняв от Бога венец мученичества, окончила свой жизненный путь на земле.

На Руси всегда почитали святую царицу Александру. Многие храмы освящали в честь нее свои престолы. Александра Римская являлась любимой святой и покровительницей Александры Федоровны – жены последнего русского царя Николая II, тоже принявшую мученическую смерть в 1918 году в подвале в Екатеринбурге.

Один из удивительных храмов, освященных в честь этой святой царицы, находится в селе Муромцево в бывшем .

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников

Часто православные христиане интересуются, когда день Ангела Александра по церковному календарю. Это очень популярное христианское имя не только на территории России, но и в других странах СНГ. Оно происходит от греческого слова, которое означает: «защитник», «оберегающий».

Для каждого имени есть свой святой или святая, которая покровительствует тому, кто азван также (обычно это имя, которое дают при крещении ребенка). Чтобы определить, когда праздновать день памяти небесного покровителя, нужно найти список всех святых со своим именем и выбрать того, чей день памяти празднуется ближе всего к дате рождения вопрошаемого.

Нельзя путать покровителя и Ангела хранителя, так как последний – это существо небесное, которое следует за человеком во время его земного пути. Он оберегает от грешного и злого и назначается для каждого верующего после таинства крещения. Именно к нему христиане читают особые утренние молитвы, например, «Ангел Божий, Хранитель мой святый».

Потому неверно называть день памяти своего небесного покровителя днем Ангела, так как доподлинно неизвестно есть ли вообще имена у этих сущностей. Более точным определением для этой даты будут именины.

Некоторых иностранных имен нет в православных календарях, тогда следует выбрать наиболее приближенный славянский вариант имени, например, для девочки: Светлана – это Фотиния на греческом, а для мальчика: Станислав – Стахий и так далее. Допускается крестить ребенка под именем, которое отличается от того, что записано в свидетельстве о рождении. В этом случае имя, данное при крещении, и будет именем покровителя.

Когда именины у Александра и Александры по православному календарю

Существует не один святой или святая, что носили это древнее имя. Это имя имеет вековую историю, потому есть несколько вариантов покровителей.

Мужские имена

Великое множество мучеников, носящих имя Александр, пострадали за христианскую веру. Среди них были и святители, преподобные, кто примером всей жизни свидетельствовал о вере в Господа Иисуса Христа и продолжал Его учение на земле.

День памяти его празднуют 6 декабря и 12 сентября. Он канонизирован церковью благодаря своим победам во имя народа Руси, на которые он шел с верой в Бога.

После горячих молитв святитель и войско русское смогло чудесным образом одержать победу при Неве, которая состоялась 15 июля 1240 года. Знаменитое Ледовое побоище прославило Александра Невского.

Далеко не каждый русский князь обладал такой мощной верой, храбростью и дальновидностью, князь смог защитить и укрепить Русь, он выполнил возложенную на него Богом задачу.

Преподобный Александр Свирский

Дни памяти празднуют 30 апреля и 12 сентября. Александр Свирский вел скромную и суровую жизнь, еще в юности он ушел в монастырь и посвятил всего себя служению Отцу Небесному.

Он основал несколько монастырей, свершал богоугодные дела и пламенно молился.

Святой мученик Александр Римский

День памяти мученика празднуют 26 мая. Это праведник, который избрал божественный путь служения Богу.

Он противостоял врагам христианства в четвертом веке. Мученик был воспитан в духе христианства и смело исповедовал эту веру всю жизнь.

Священномученик Александр Иерусалимский, епископ

Он славился своей учёностью и мудростью.

Мученик Александр Пиднский

Рожденный язычником, он пришел к Господу и устоял в своей вере во время великих Максимиановых гонений.

Женские имена

Среди женщин укажем так же несколько святых.

Мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица

День памяти мученицы празднуют 6 мая. Она была женой императора Диоклитиана, но исповедовала христианство тайно. Однажды, увидев страдания святителя Георгия, императрица решилась открыто встать на сторону Бога истинного.

Ее супруг вынес жене смертный приговор, который она мужественно приняла во имя праведной веры. Но ей не суждено было умереть от рук палача, так как чудесным образом мученица тихо скончалась во сне по дороге на казнь.

Александра (Романова), Императрица, страстотерпица

Дни памяти празднуют 4 февраля (переходящая дата), 17 июня (переходящая дата), 5 февраля, 11 февраля, 17 июля. Александра Романова, рожденная принцессой Алисой, пришла в православие после своего замужества.

Будучи женой императора Всероссийского Николая II, она пришла к православной вере в совершеннолетнем возрасте. Но еще ребенком она встала на путь божественный, а впоследствии вершила добрые дела и никогда не отказывала в помощи страждущим. Императрица была жестоко казнена революционерами.

Заключение

Следует не просто праздновать день памяти своего святого, а стараться подражать его благим делам и наследовать его добрые качества. Для этого нужно знать житие своего покровителя и каждый день молиться ему, ища утешения и умиротворения, а в доме обязательно должна быть икона святого покровителя.

День памяти святого покровителя - ваш день именин, в этот день следует сходить в храм на службу .

Из православных церковных канонов православному верующему человеку известно, что по церковному календарю День святой Александры празднуются практически одновременно с именинами великомученика Георгия. Такое празднование проводится ежегодно 23 апреля. Из исторических сведений также известно, что такая дата была установлена примерно в десятом веке. Первичная запись такого праздника находится в Типиконе Великой церкви.

Житие святой мученицы Александры

Впервые имя Святой Великомученицы Александры встречается православным людям в исторических сведениях связанных с великим правителем Георгием Победоносцем. Как известно, именно он принял мученическую казнь за то, что исповедовал православную веру во времена правления Диоклетиана. Супругом Великой Императрицы Александры римской, являлся Диоклетиан. Историки утверждают, что изначально до крещения Александру звали Римским именем Приске, а когда она тайно приняла христианскую Веру, после крещения ее именовали Александрой, именно с таким именем она и стала одной из великих святых великомучеников.

Однако русские ученые утверждают, что, несмотря на то, что в Ватиканском кодексе ни разу не упоминается имя Святой Александры, которая являлась женой Диоклетиана, следовательно, ее имя записано в римской форме. Таким образом, историки Византии и Рима и не хотели противоречить римскому происхождению женщины, поэтому ее записывали в историю под именем Приска. Иные историки предполагают, что Александра Римская являлось вдовой предшественника Диоклетиана. Так или иначе, ее имя было в разных формах записано в исторические сведения, но широко известно стало только лишь после некоторых событий связанных с Георгием Победоносцем.

Многие православные верующие люди связывают жизни Святой Великомученицы с кончиной Георгия, поскольку до такого момента о её свершениях и добродетели было неизвестно. В тот период времени, если Святой мученик Согласно Божьей воле являлся собственным мучителям, тогда в него не веровали и зачастую признавали в нём колдуна. Поэтому Александра находясь в собственном дворце, слышала смятение, которое происходило в народе, на главной площади города во время мучений Победоносца. Именно поэтому женщина приняла решение, что не желает больше таить истинную веру во Всевышнего, поэтому она отправилась на площадь. Она открыто заявила о том, что верует в христианство и в Божью волю, многие свидетели язычества страшились такого заявления.

Когда женщина пришла на площадь она увидела мучительно связанного Георгия, поэтому с невероятной скоростью стала пробираться между людей, то есть озлобленной толпы, всё ближе и ближе к тому месту, где ее супруг Диоклетиан вершил свой Страшный суд. В то же самое время она возносила Всевышнему молебны, чтобы он помог ей в кратчайшее время добраться к необходимому месту. В момент, когда Александра пробралась из толпы к центру, где происходили все действия, то она упала к ногам Георгия и открыто объявила всем присутствующим людям на площади, что исповедуют христианство и отрекается от язычества. Ее муж был шокирован, однако спросил ее, какое деяние с ней свершилось, что она решила, отрекитесь от собственной веры и примкнуть к иным колдунам, которые возносят только Всевышнего и ни в коем мере не уважают языческих богов? Однако Александра, будучи императрицей, не ответила своему супругу Диоклетиану, а просто молча, отвернулась от него.

В тот самый момент терпения правителя лопнуло, поскольку он не мог сломить волю Георгия Победоносца и в то же самое время у него возник союзник в виде его Императрицы Александры. Ее поступок видел каждый житель, который находился на этой площади, поэтому мужчина принял решение не продолжать мучение обои православных верующих, а немедленно обезглавить их.

Георгия Победоносца снова заковали в оковы, а Великую мученицу Александру усадили на повозку и отправились за город, к тому месту, где на тот момент совершалась казнь. Женщина всю дорогу без перестанно молилась, вознося молебны и молитвы к Всевышнему, а также умоляя его помочь ей в последние минуты ее жизни, в этот самый момент она поднимала глаза к небесам, таким образом, ища поддержки и защиты Господа Бога. Во время пути женщина очень устала, поэтому попросила у стражей позволить ей ненадолго присесть на Землю для того, чтобы отдохнуть. Стражи разрешили Святой Александре присесть, она совершила данное деяние, прислонилась собственной головой к стене какого-то здания и испустила последний вдох, таким образом, она отошла к Всевышнему.

Георгий Победоносец же в свою очередь, видя такую тихую и спокойную смерть Святой Александры, поблагодарил Господа Бога и попросил его дать ему такую же самую гибель. Однако в этом случае Всевышний не услышал его мольбы, поэтому прибывши на место казни, Георгий Победоносец в последний раз в собственной жизни вознес молебен к Всевышнему и попросил у него прощения и любви, для всех тех стражей, которые на протяжении долгого времени истязали его и в данный момент совершают казнь. Георгий просил Всевышнего даровать им прощения от различных грехов, которые были содеяны по собственной воле или по приказу, и принять его душу в Небесное царство в скором времени. Закончив вознесение молебна Георгии, преклонил голову перед мечом стража и испустил последний свой вдох. Оставшиеся в памяти практически каждого православного человека в виде Святого, любимого и высокопочитаемого человека, как известно, данное деяние свершилось примерно в 303 году.

Из исторических сведений известно, что у Святой Александры, которая являлась императрицей, была дочь, которую именовали Валерией. Во времена, когда Диоклетиан был правителем, он насильно выдал дочь за собственного соправителя Максимиана Галерея. А далее в 305 году после Рождества Христова, император Диоклетиан отрекся от Императорского престола и передал его собственному зятю Максимилиану. Известно, что Святая Александра воспитывала собственную дочь Валерию согласно христианского вероисповедания, однако такие деяния были совершены в тайне от ее супруга. Из исторических сведений известно, что супруг Валерии отослал ее в Сирию совместно с матерью Александрой, однако после смерти Максимиана, женщины в 313 году вернулись в Никомидию, где правитель того времени приказал схватить и обезглавить их, бросить в морскую пучину.

Точная дата смерти Святой Великомученицы Александры римской и ее дочери Валерии была открыта примерно в десятом веке. Такое открытие совершил Святитель Василий Великий, проведя Минологию. Он прикладывал немалое количество усилий для того, чтобы выявить точное количество христиан, которые пострадали в период правления Максимилиана и Диоклетиана и других правителей которые карали людей за христианскую веру. Поскольку именно эти люди показали всему миру славу и силу Всевышнего, при этом привлекая новых и новых людей в христианскую Веру. Впоследствии примерно в двенадцатом веке жизнь и иные исторические сведения, связанные с биографией Александры римской, были переведены на различные языки мира, а также изложены в частных рукописях Константина Мокисийского.

Покровительница русских монархов

Особым уважением и почтением пользовалась Святая Римская Александра в семьях российских монархов. В различные времена она являлась покровительницей Александры Федоровны, которая была императрицей и супругой Николая 1. А также она была покровительницей монархов, то есть Александры Федоровны супруги Николая 2. Именно эти две Императрицы во времена собственного правления построили в Московской области большое количество храмов, церквей и монастырей, которые и по сей день носят святое имя Александра.

Храм в честь великомученицы в Петергофе


Из исторических сведений практически каждый православный верующий человек знает, что примерно в 1854 году на бабьем гоне, началось строительство церкви, которая носила имя Святой римской Александры. Важно отметить, что торжественная закладка фундамента произошла 11 августа, и в ней принимал участие сам император Николай I. Следовательно именно он положил камень из святых берегов иордана в фундамент этой церкви. После постройки спустя много количество лет Такая церковь стала самым любимым местом для монархов и императорских семей поскольку именно здесь возносились хвалебные молитвы или молебны направленные к всевышнему. Очевидцы того времени в летописях описывают Что данная церковь была пятиглавый и выстроенной из камень Следовательно имело неповторимый вид и красоту. Архитектура поражала многих специалистов поскольку здесь во время строительства Был использован самый лучший элемент архитектурного искусства под названием кокошник.

Главным украшением храма являлся подарок то есть резной деревянный иконостас именно Николай II даровал церкви данные украшения. Исходя из этого понятно что на строительство храма возведенного в честь Александра было потрачено немалое количество денег А поскольку Храм выстроен на горе Следовательно материалы требовали определенных затрат. Исторические сведения гласят что в момент освящения храма которая носит имя Великомученицы Александры присутствовали не только члены царской семьи но и сам император Николай 1 поскольку именно он после божественной службы поблагодарил каждого человека который участвовал в строительстве храма а также тех кто пришел на открытие.

Исторические сведения гласит о том что в храме хранились не только драгоценные камни серебро золото Но и красное Сибирское яшма. Архитекторы нашего времени удивляются Каким образом случилось так что храм Святой Александры который расположен на бабигонский com gone может вместить в себя более 500 православных верующих людей в настоящее время воплотить такое не всегда по силам.

Разрушение храма


Храм и действовал до 1940 года, а после во времена войны он был разрушен, поскольку зачастую подвигался обстрелам и различным ударам. После окончания войны церковь была передана какой-то Совхозной мастерской и только лишь в 1991 году здание бывшего храма было передано непосредственно в епархию. Реставраторы утверждают, что с момента начала реконструкции церковь, которая носила имя мученицы Александры, представляла собой некое страшное зрелище, поскольку отсутствовал главный купол и пятиглавая колокольня. В то же самое время не было никакого убранства, иконостасов и была разрушена главное винтовая лестница.

Реставрация храма продолжалась на протяжении долгого времени и примерно в 1998 году в данном храме на гоне была совершена первая божественная служба после реставрации. Стоит отметить, что в настоящее время храм не полностью восстановлен, однако богослужения совершаются регулярно. Реставраторы пытаются добиться первозданного вида, который церковь имела до военных действий.

Уже много столетий Православная церковь хранит память о подвиге царицы Александры, которая была супругой римского императора. На иконах святая Александра изображена в царских одеждах, молодое прекрасное лицо выражает спокойствие. Перед лицом мученической смерти она сумела сохранить достоинство и твердую веру, являясь примером для многих поколений христиан.


Жена императора Диоклетиана

В православии много икон, посвященных разным святым с именем Александра. Но самой известной, пожалуй, является жена императора Диоклетиана. Жила она в конце 3 в., пострадала в начале 4 в. Имя ее тесно связано со святым Георгием Победоносцем, даже праздник установлен в тот же день. О подвиге женщины известно из жития святого. Видя его пытки, она не смогла больше скрывать свою веру, неугодную при дворе.

Шумная толпа окружала место, где мучили связанного Георгия. Царица стала молиться Господу, чтобы Он помог ей подойти к нему. Она открыто признала себя христианской, чем повергла в шок всех, в том числе императора. Это его очень сильно уязвило, потому что Диоклетиан считал своего бывшего военачальника не более, чем могущественным колдуном.

Икона мученицы Александры не показывает ее страданий. Она изображается уже в обновленном состоянии, как и все святые. Встречаются как поясные иконы, так и в полный рост. Узнать Александру Римскую можно по нескольким признакам:

  • в правой руке императрица держит крест;
  • левая рука либо прижата к груди, либо открытой ладонью направлена вперед;
  • на голове - корона;
  • длинные богатые одежды, обычно красного и голубого цвета.

Императрица может стоять на фоне города с рекой, либо просто на золотом фоне. Этот цвет является типичным для многих икон, обозначает сияние вечности, райские обители, иногда - самого Бога. Так иконописцы сообщают, что святые пребывают там, где нет больше боли, страданий и смерти.


Смерть святой

Наверное, многие задаются вопросом - откуда у святых брались мужество и силы, чтобы выносить муки? Ответ прост - источником силы и всех благ является Господь. О том, как должны быть построены отношения Бога и человека много написано в Библии: например, Христос говорил, что надо просить - и просящий получит, стучать - и тогда дверь будет открыта. То есть верующий должен сам проявить инициативу, не быть пассивным.

Мученица Александра не испытала тех страданий, которые выпали на долю Георгия. Она тихо скончалась по дороге к месту казни. Хороший пример того, что Бог не дает испытаний, которые человеку не по силам.


Александра Федоровна

В самом начале нынешнего века Русская православная церковь официально признала святой семью последнего российского императора, в том числе его жену Александру Федоровну. Принцесса немецкого происхождения поначалу не была одобрена в качестве кандидатки на корону, но Николай был упрям. Ему удалось связать жизнь с любимой. Жили они дружно, и пострадали тоже всей семьей.

Существует отдельная икона царицы Александры, есть и образ, на котором представлены ее муж и дети. Императрица заслужила любовь народа еще при жизни, хотя находятся и критики, которые не щадят заграничную принцессу. Много шума наделала, например, тесная связь Распутина с царской семьей. Но время все расставляет по местам - только добродетельная жизнь становится основанием для канонизации.

  • На ряде икон царица держит в одной руке дворец, в другой - крест. Одежды ее расшиты двуглавыми орлами, на голове - белоснежный платок. Есть образы, имеющие очень большое портретное сходство, на лице - макияж, на шее - дорогие украшения. Вероятно, это не совсем канонически выдержанные иконы, от приобретения которых лучше воздержаться, поскольку они скорей похожи на фотографию, а икона должна показывать душу человека.

На рождение младенцам принято заказывать мерные иконы, они делаются по росту малыша. Такие образы становятся семейными реликвиями, которую ребенок со временем сможет передать уже собственным детям.

Другие святые жены

Православие знает многих святых с именем Александра. Выбрать покровительницу себе можно по личному желанию, ознакомившись с житием.

  • В числе 7 дев, пострадавших за веру при Диоклетиане, была одна под именем Александра. Женщины уже достигли старости, но это не остановило мучителей. Узнав, что они являются христианками, их подвергали унизительным мучениям, затем утопили в озере.
  • Благочестивая дворянка Агафья, жившая в 18 в., по иконам известна как преподобная Александра. Будучи из богатого рода, женщина искала лишь тишины монашеской жизни. Потеряв малолетнюю дочь, она расценила это как знак окончательно уйти в монастырь. Матушка Александра была насельницей Дивеева, помогала бедным, строила церкви, много молилась.

Подарок на крестины

Многие считают, что именная икона будет ангелом-хранителем для малыша. Если ребенок назван в честь мученицы Александры, то такой образ в доме действительно не помешает. Совсем необязательно вешать его над кроваткой - это не оберег. Многие уверены, что достаточно купить в храме свечку, повесить дома «сильные» иконы - и счастье обеспечено. Но подобных «христиан» ждет разочарование. Откупиться от Господа нельзя - ему не нужны свечи или деньги.

Защита для ребенка - Божья благодать, которая пребывает везде на земле, а не только вокруг освященных предметов. Чтобы ребенок был здоров, необходимо молиться, посещать службы, участвовать в жизни церковной общины. Господь благоволит тем, кто хранит в сердце его заповеди, а не приходит в храм пару раз в год. Именная икона Александры вполне может находиться в домашнем иконостасе. Только следует понимать, что сама по себе доска с изображением никакой силы не имеет.

Святые наставницы

О чем напоминают нам святые? Хотя на иконах лики лишены отпечатков повседневной жизни - морщин, усталости, это все были живые люди, из плоти и крови. Но они смогли так исповедать веру, что даже после смерти по их молитвам творятся чудеса. Икона святой Александры напоминает, что женщина должна хранить добродетель, быть верной, скромной, послушной Господу. Тогда она для своих близких сможет стать той вдохновляющей силой, которая сможет их привести к Богу.

Молитва первая святой Царице-мученице Александре

О преславная страстотерпице, боговенчанная царице Александро Новая, скорая наша помощнице и заступнице и неустанная о нас молитвеннице.

Предстояще пред образом святым твоим и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе, молим тя: приими прошения наша и вознеси их ко Престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко велие и преславное дерзновение к Нему имущая; испроси всем, притекающим к тебе, и всем, чтущим святую память твою - вечное спасение и временное благодействие, от всяких бед и скорбей - скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша и царице, тебе, предстоящей Престолу Божию ведомы нужды наша, духовныя и житейския, призри на нас материнским твоим оком, и твоими молитвами отврати от нас колебания всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие; да всем: словесы, писании и делы славится посреди нас Всесвятое имя Отца, и Сына, и святаго Духа, Единаго Бога, в Троице славимаго и поклоняемаго, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.

Молитва вторая ко святой Царице-мученице Александре новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим - чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности - мудрая окормительнице; сирых и скорбных - жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых - крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим - милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь.