Персональный блог педагога-психолога - дети с овз. Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Психологическая работа с овз в школе

Что означает аббревиатура ОВЗ?

Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.


Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

  1. Психологическая безопасность.
  2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
  3. Единство совместной деятельности.
  4. Мотивирование ребенка к образовательному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателями и специалистами, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

Родителям следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями. В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1. оставить все как есть, или что-то изменить;

2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их: как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти; как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей; как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!

15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в дошкольном образовательном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители - основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Разделы: Школьная психологическая служба

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

  • снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях :

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

  • формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

  • снижение эмоционального напряжения участников группы;
  • активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
  • повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

  • изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап .

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

  • определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
  • формирование группы как целое;
  • формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение "Приветствие"

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2) Игра "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап .

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

  • создание атмосферы доброжелательности и доверия;
  • сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
  • снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
  • повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Упражнение "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

  • Все бобры добры до своих бобрят
  • У маленькой Сани санки едут сами
  • Не всяк умен, кто богато наряжен
  • Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура
  • До города дорога в гору, от города – с горы

3) Игра "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап .

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

  • актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
  • формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка "Воробьиная семья"

Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"

Каждая команда получает карточки с заданиями:

  • Сын подрался с другом;
  • Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
  • Сын требует купить ему компьютерную игру;
  • Ребенок не хочет идти в школу;
  • Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
  • Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение "Эмоции".

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4) Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап .

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

  • закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
  • оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

3) Завершение игры.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

  • чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
  • что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
  • Ваши пожелания.

Обратную связь мы рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания. В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения в группе.

В результате проведенной работы с родителями достигнута положительная динамика в формирование межличностных отношений родителей и детей, имеющих ЗПР. О том, что игра оказала влияние на детско-родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к психологу на одну треть от общего числа родителей. На консультациях психолога с членами семьи общение приобрело более доверительный характер. Изменилось отношение родителей и к проблемам детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей, уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще педагоги призывали родителей обратить внимание на трудности, просили их оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами проявляют инициативу в решении коллективных и индивидуальных задач. Произошли изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более комфортно чувствуют себя в школе, снизился процент тревожности на 17%, уровень эмоционально-психологического климата увеличился на 12%.

Вывод: психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Список литературы :

  1. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
  5. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. Работа с детьми-инвалидами не составляет в этом смысле исключения. В рамках этой большой задачи важное место занимает адаптация детей к коллективу сверстников, которая решается в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:

·

·

·

·

·

·

Занятия позволяют решить ряд задач :

·

·

·

·

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Учёные, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. Работа с детьми-инвалидами не составляет в этом смысле исключения. В рамках этой большой задачи важное место занимает адаптация детей к коллективу сверстников, которая решается в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:

  • Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
  • Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
  • Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
  • Формирование математических представлений.
  • Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
  • Воспитание навыков самообслуживания.

Занятия позволяют решить ряд задач :

  • Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.
  • Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.
  • Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.
  • Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Организация и проведение занятий

  • Основные организационные моменты :

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Все занятия имеют сходную структуру, но содержание занятий внутри структуры может меняться в зависимости от целей используемых материалов и форм работы.

  • Планирование работы :

В процессе индивидуальной работы необходимо уделять специальное внимание предупреждению и коррекции специфических особенностей связанных с ними нарушений: развитию чувства равновесия, наработке силы мышц и способности чувствовать собственное тело и его положение в пространстве.

Развитие познавательной деятельности

Обучая детей, ставлю перед собой задачу максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к относительно независимой жизни в будущем. Используемая программа когнитивного развития отличается преемственностью и согласованностью различных этапов работы и индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком один раз в неделю. Задачей занятия является оценка успехов ребёнка, выявление трудностей в усвоении программы и определение зоны его ближайшего развития. Отработка понятий и навыков осуществляется в тесном контакте с родителями.

В структуру комплексного группового занятия включены задания, направленные на развитие познавательной деятельности, расширение представлений об окружающем мире, отработку понятий и навыков и их перенос в бытовые и игровые ситуации.

Занятия по когнитивному развитию осуществляются в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, работающими с детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в каждой из них сказывается на развитии других сфер.

Особое значение имеет взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем когнитивного развития. Уровень импрессивной и экспрессивной речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий, требующих устных ответов.

Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие волевой сферы существенны для любого процесса обучения. Высокий уровень социально-эмоционального развития способствует позитивному отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом формирования навыка.

С другой стороны, так как когнитивное развитие неотделимо от всех видов деятельности ребёнка, то оно свою очередь влияет на развитие других сфер. Так необходимость достаточно точных движений в процессе выполнения когнитивных заданий влияет на развитие моторных навыков. Определённый уровень когнитивного развития необходим, чтобы ребёнок мог понимать и использовать сложные речевые конструкции.

  • Особенности когнитивного развития детей-инвалидов

Предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребёнка, обучение в игровой форме, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его особенности, легли в основу когнитивного развития.

Дети-инвалиды обладают различным исходным уровнем, колеблющимся от значительной задержки интеллектуального развития до уровня близкого к возрастной норме; темп их развития может существенно отличаться.

Специфические особенности , типичные для детей-инвалидов, которые влияют на их когнитивное развитие:

  1. медленное формирование понятий и становление навыков:
  • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • низкий уровень обобщения материала; утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;
  1. низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
  • трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом;
  • нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно повторяемыми действиями;
  • трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий;
  • нарушение целеполагания и планирования действий;
  1. неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоционального развития);
  2. необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты даёт зрительно-телесный анализ;
  3. нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога тактильной и проприоцептивной чувствительности и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий или навыков, повторяются многократно с использованием различного дидактического материала.

Для улучшения усвоения знаний и облегчения их переноса из одной ситуации в другую используется отработка заданий в условиях индивидуальных и групповых занятий. Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.

Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа когнитивного развития построена таким образом, чтобы ребёнок мог выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают положительное влияние на развитие других сфер.

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, условны объединены в следующие разделы :

  • внимание и память;
  • логическое мышление;
  • сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды классификации;
  • конструктивная деятельность;
  • формирование математических представлений и обучение счёту;
  • игровая деятельность.

Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках каждого раздела обучения. Задания из разных разделов обучения объединены в несколько блоков по уровню сложности. Задания, относящие к одному блоку, могут быть даны ребёнку в течение одного занятия.

Задачи и методы оценки уровня развития ребёнка

Все педагоги сталкиваются в своей работе с необходимостью оценивать уровень развития ребёнка. Это может быть как оценка его общего уровня развития для подбора соответствующей программы обучения, так и динамическая оценка результатов педагогического воздействия и степени усвоения ребёнком предлагаемого ему материала.

Каждое занятие проводится с целью оценки текущего уровня усвоения материала, выявления трудностей. Использование тестов общего развития помогает оценить влияние педагогического вмешательства на развитие ребёнка и появление у него новых навыков, базирующихся на тех знаниях, которые ребёнок получает в процессе обучения.

План индивидуальной работы

педагога-психолога с детьми-инвалидами

Общие принципы организации и проведения занятий

Общие принципы проведения занятий позволяют учитывать особенности восприятия и мышления детей-инвалидов в практической деятельности.

Навыки, сформированные на занятии, должны использоваться ребёнком в бытовой и игровой деятельности. Включение нового навыка в собственную деятельность ребёнка является заключительным этапом формирования данного навыка.

Большое значение имеет участие ребёнка в сюжетных и ролевых играх во время групповых занятий.

Последовательность развития понятий и навыков

в рамках каждого раздела обучения

Внимание и память

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Постоянство объекта

Внимание и память

Внимание и память

Внимание и память

Логическое мышление

Раздел

Предлагаемые задания

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

«Сортировка классификация»

Раздел

Предлагаемые задания

Сортировка (с опорой на образец)

По размеру

По форме

По цвету

Сортировка (выбор названию)

По размеру

Выбирать по просьбе большой и маленький предмет.

По форме

По цвету

Сортировка и классификация

Классификация по видам

Классификация

По трём признакам

По видам

Конструктивная деятельность

Раздел

Предлагаемые задания

Конструктивная деятельность

По жёсткой схеме

Доска Сегена (3 – 4 формы).

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме

По образцу с учётом цвета

Складывание целого из частей

Формирование математических представлений и обучение счёту

Раздел

Предлагаемые задания

Обучение счёту

Формирование понятия «один»

Обучение счёту

Понятия «один», «два»

Брать по просьбе один или два предмета из группы. Узнавать числа 1,2.

Обучение счёту

Называние общего количества.

Знание чисел от 1 до 3.

Обучение счёту

Называние общего количества.

Узнавание чисел от 1 до 5.

Соотнесение числа и количества.

Игровая деятельность

Раздел

Предлагаемые задания

Игровая деятельность

Самостоятельно играть.

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игра с заданными правилами

Методика проведения занятий.

Согласование заданий из разных разделов по уровню сложности

Все задания, предлагаемые ребёнку во время занятий, разделены на четыре блока по уровню сложности. В каждый блок включены задания из разных разделов обучения, которые могут предлагаться ребёнку одновременно. Количество понятий, которыми может оперировать ребёнок, вынесенное в название блоков, в значительной мере является условным, так как учитывает только те понятия, которыми ребёнок оперирует активно.

Время необходимое для освоения одного блока заданий, индивидуально для каждого ребёнка. Однако последовательность прохождения заданий одинакова для всех детей, и переход к следующему блоку возможен только после того, как освоены практически все задания предыдущего уровня. Если при переходе на следующий уровень ребёнок испытывает серьёзные затруднения в освоении новых заданий, рекомендуется вернуться к заданиям из тех же разделов предыдущего блока.

Блок 1. задания, базирующиеся на представлении

о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Постоянство объекта

Найти 1 – 2 предмета, спрятанных на глазах ребёнка.

Сортировка

(с опорой на образец)

Взаимнооднозначное соответствие

Подбор пар одинаковых картинок лото с чёткими, понятными ребёнку картинками.

По размеру

Разложить большие и маленькие круги в две коробки.

По форме

Разложить треугольники и квадраты в две коробки.

По цвету

Разложить детали двух цветов в две коробки.

Конструктивная деятельность

По жёсткой схеме

Доска Сегена (3 – 4 формы).

Конструирование по образцу

Строительство из кирпичиков конструкций, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т.д.).

Складывание целого из частей

Складывание картинки из двух частей.

Обучение счёту

Формирование понятия «один»

Умение взять по просьбе один предмет из группы.

Игровая деятельность

Самостоятельное выполнение функциональных действий с игрушкой

Самостоятельно играть.

Выполнение отдельных сюжетно-игровых действий под руководством взрослого

По просьбе кормить куклу или укладывать её спать.

Блок 2. Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Запоминание 3 – 4 предъявленных объектов

Находить по просьбе одну из 3 – 4 игрушек, спрятанных на глазах ребёнка.

Сортировка (выбор по названию)

По размеру

Выбирать по просьбе большой и маленький предметы.

По форме

Выбирать по просьбе круг, треугольник, квадрат.

По цвету

Выбирать по просьбе предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета.

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Накладывать на схему 2 – 3 детали геометрической мозаики.

Конструирование по образцу

Складывать конструкции из двух разнонаправленных кирпичиков (диванчик, стульчик и т.д.), копируя образец.

Складывание целого из частей

Складывать картинку из трёх частей, опираясь на анализ сюжета.

Обучение счёту

Понятие «один», «два»

Брать по просьбе один или два предмета из группы. Узнавать числа 1, 2.

Игровая деятельность

Самостоятельное выполнение отдельных сюжетно-игровых действий

Самостоятельно кормить куклу или укладывать её спать.

Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий под руководством взрослого

Осуществлять ряд игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать). Переход к следующему действию осуществляется под руководством взрослого.

Блок 3. Задания, базирующиеся на умении оперировать

двумя понятиями одновременно

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых шагов

Заполнить и выполнить инструкцию типа: «Дай матрёшке огурец и помидор», «Возьми вилку покорми мишку» (при наличии выбора соответствующих предметов).

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Подобрать пары карточек с изображениями предметов, связанных ассоциативно (ноги – носки, заяц - морковка)

Сортировка и классификация

Формирование понятия «средний»

Выбрать по просьбе предмет большого, маленького или среднего размера.

Выбор предмета по двум признакам

Выбрать по просьбе предмет по двум признакам (форма – размер и т.д.).

Самостоятельное название одного признака

Самостоятельно называть признак предмета (цвет, форму или размер).

Классификация по видам

Карточки с изображениями предметов, принадлежащих к двум контрастным видам, разложить на две группы (одежда – посуда и т.д.)

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Строить наложением на схему фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных.

Конструирование по образцу

Строить по образцу из 3 – 5 кирпичиков кресло, кроватку и т.д.; складывать по образцу из палочек треугольник, квадрат, дом, человечка и т.д.

Складывание целого из частей

Сложить картинку из 4 – 5 частей с опорой на сюжет.

Обучение счёту

Знание последовательности до трёх. Умение соотнести номер и предмет.

Называние общего количества.

Знание чисел от 1 до 3.

Соотнесение числа и количества.

Игровая деятельность

Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий

Самостоятельно осуществлять последовательность игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать).

Сюжетно-ролевая игра под руководством взрослого

Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д. под руководством взрослого с принятием одной из ролей.

Блок 4. Задания, базирующиеся на умении оперировать

тремя понятиями одновременно

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Выполнение инструкции из трёх шагов или трёх – четырёх значимых слов

Заполнить и выполнить инструкцию типа «Дай матрёшке два огурца и один помидор» или «Дай маленькой матрёшке большую миску» (при наличии выбора соответствующих предметов).

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Устные ответы на вопросы типа «Что носят зимой – сапоги или босоножки)»

Продолжение последовательностей

Продолжить последовательность «Красный, жёлтый, красный, жёлтый …»

Классификация с поиском «лишнего предмета»

Найти «лишнюю» в серии из четырёх предложенных картинок

Классификация

По трём признакам

Выбрать по просьбе предмет по трём признакам (форма – размер – цвет).

Самостоятельное называние двух признаков предмета

Самостоятельно называть два признака предмета: цвет (иди два цвета), форму или размер.

По видам

Карточки с изображениями предметов, принадлежащих к двум близким видам, разложить на две группы (одежды – обувь и т.д.)

Конструктивная деятельность

По схеме

Строить по уменьшенной схеме, расположенной вертикально, фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных.

По образцу с учётом цвета

Воспроизвести образец из 4 – 5 мозаинок с учётом цвета.

С опорой на ранее сформированное представление о предмете

Построить по просьбе из кирпичиков кресло, самолёт и т.д. или выложить из палочек треугольник, квадрат, фигуру, человечка.

Складывание целого из частей

Сложить картинку из 5 – 20 частей с опорой на представленный образец картинки.

Обучение счёту

Знание последовательности до пяти. Умение соотнести номер и предмет.

Называние общего количества.

Узнавание чисел от 1 до 5.

Соотнесение числа и количества.

Выполнение сложения с помощью счётного материала.

Игровая деятельность

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра

Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д.

Игра с заданными правилами

«Парные карточки», «Кто первый?» (игра с кубиком и фишками), домино и т.д.


(Из опыта работы)

При анализе стартовой диагностики выявляется, что 25-30% первоклассников показывают низкий уровень сформированности УУД (универсальных учебных действий). Эту группу учащихся 1-х классов я условно называю «пограничниками»: они находятся на границе между нормой и отклонением в психо-физическом развитии. У них еще нет статуса ОВЗ, но им нужна помощь школы (психолого-педагогическое сопровождение) и поддержка родителей. И тогда этим детям, возможно и не потребуется статус ОВЗ. Поэтому сразу после диагностики провожу родительские собрания по результатам диагностики (в общих чертах, не затрагивая личности)и по проективной диагностике КРС (кинестетический рисунок семьи), которую родители интерпретируют под моим руководством сами. Это собрание называется «Мой дом – моя крепость?». В тренинговой работе ищем разницу между родительской поддержкой и натаскиванием или унижением, запугиванием. Завоевав (надеюсь) таким образом соратников в лице родителей, приступаю к коррекционной работе с «пограничниками»: формирую коррекционные группы по 8-10 человек. Получается 2-3 группы. Каждая группа будет заниматься 2 раза в неделю.

При работе с этими детьми учитываю высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы. Первый этап коррекционных занятий завершается к концу 1 полугодия. За этот период часть детей выравнивается. Это выявляется на промежуточной диагностике сформированности УУД.

Остальные продолжают занятия на 2 этапе коррекционных занятий, в конце которого подводится итог. Детям, которые не выровнялись, на школьной ПМПК рекомендуется пройти углубленное обследование на Республиканской ПМПК с целью изменения образовательного маршрута. Раньше почти в каждой параллели был класс с коррекционным обучением. Это дало возможность системного подхода к психо-коррекционной работе.

Коррекционная программа состоит из 2-х блоков:

  • коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы;
  • коррекция коммуникативных навыков.

Методика коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, её принципы:

1) Основной принцип коррекции – опосредование. Он выражается в том, что психокоррекционные упражнения воздействуют не на предмет коррекции, а на его причины. Если у ребенка страдает чтение из-за нарушенного внимания, то на занятиях развиваем функции внимания, а не натаскиваем в чтении. При нарушении письма развиваем образное мышление, объем внимания, пространственную ориентацию и.т..д. Это принципиальное отличие психологической коррекции от репетиторства: «Нельзя заставлять бегать человека с поломанной ногой – нужно сначала вылечить ногу».

Поэтому накануне коррекционных занятий необходима диагностика и анализ причин нарушения учебной деятельности. Наиболее распространенные причины:

недоразвитие всех форм образного мышления, нарушение пространственных представлений (например, трудности право-лево автоматизации), несформированность мнестических процессов (в т.ч. фонематической памяти) и функций внимания. Обобщая эти причины, составляю программу для конкретной группы детей.

2) Второй принцип коррекции – осуществление ее в деятельности, отличной от учебной. В ней затрагиваются до – и постпроизвольные этапы. Это игра. И главное в этой игре – участие. Благодаря этому снимаются установки: «трудно», «я не могу», «я плохой», «у меня не получится».

3) Воздействие на те или иные учебные функции осуществляется через его составляющие. Например, коррекция нарушения письма состоит из развития:

  • произвольного внимания (особенно его объема и переключаемости);
  • анализаторских способностей;
  • умения удерживать в памяти эталон (зрительный, слуховой, моторно-кинестетический);
  • процессов автоматизации;
  • графических навыков и т.д.

Исходя из этого, любая коррекция учебных функций должна быть комплексной т.е. затрагивать как можно больше аспектов познавательной деятельности. Для коррекции психических функций опосредованно влияющих на основную цель (учебный навык) применяю психотехнические игры.

Структура коррекционного занятия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1.5 месяцев в первом и 1,5 месяцев во втором полугодии. На одном занятии проводится 8-17 психотехнических игр, охватывающих все более высокий уровень опосредованного развития школьного навыка, функций. Специально подобранные, дополняющие друг друга игры несут определенную эмоциональную, поисково-реактивную и умственную нагрузку.

Каждая игра является скрыто – проблемной и требует от ребенка самостоятельного решения (хотя он этого не осознает). Игра, как правило, с данными условиями проводится не более трех раз подряд. Затем она усложняется путем добавления новых условий. Из занятия в занятие передается не менее 60 % пособий. Этот прием используется для снятия напряжения при снижении уровня притязаний. Срабатывает эффект переноса: «В прошлый раз я легко играл – значит и теперь будет не трудно».

Такая структура занятий обеспечивает быструю, активную и объемную динамику УУД (универсальных учебных действий). Главное - показать потенциальную возможность: хотя бы один раз достичь максимально возможного на данный момент. Функциональный вакуум заполняется ребенком самостоятельно в процессе школьных занятий при поддержке взрослых за индивидуальный для каждого ребенка срок: от 3-х дней до 2-х месяцев. Коррекционный эффект может быть отсрочен, но он обязательно будет.

Обзор и направленность психокоррекционных игр.

Используются хорошо известные в психологии психокоррекционные игры: таблицы Шульте, все виды лото, графические диктанты, танаграмм Пифагора, «Муха», «домики», разрезные картинки, пробы Хеда, «Робот», многочисленные игры с книгой, пиктограммы, шифровки и т.д. Обязательным условием для любой игры является возможность ее вариативности и усложнения.

В ходе занятий неуклонно развиваются функции внимания, ориентация во времени, пространстве, зрительно-моторная координация, право-лево – автоматика, количественные представления, различные виды памяти, особенно образная, мыслительные операции: обобщение, классификация, абстрагирование.

Успешность психокоррекционной работы с ребенком

(с 7 до 11 лет) зависит от всего комплекса установок, мотивации, потребностей, самооценки, невралгического статуса, лидерства – ведомости. Т.к. занятия проходят по типу коррекционно-познавательного тренинга, то психо-коррекционная группа (чаще - это группа первоклассников - «пограничников», коррекционный класс 7 вида или группа детей с ОВЗ с разницей в возрасте 1-2 года) является одновременно психотерапевтической группой личностного роста. Результатом коррекции является улучшение техники чтения на 30-70% при почти дословном пересказе (позитивная динамика мнестических процессов), увеличение интеллектуальной работоспособности и темпа учебной деятельности по всем предметам, совершенствование графических навыков. А главное – повышение самооценки и учебной мотивации.

Психокоррекция познавательной деятельности занимает 70-80% коррекционных занятий в начальной школе и 30-50% занятий для учащихся 5-8 классов.

Коррекция коммуникативных навыков:

Эти коррекционные занятия проводятся в виде мини-тренингов (в рамках 40 минут урока). Этого времени хватает на отработку коммуникативных навыков и форм эмоционального реагирования благодаря маленькой наполненности группы: в коррекционных группах и в коррекционных классах 8-12 человек.

Виды тренингов:

1. Коммуникативные тренинги для младших школьников и подростков с применением интерактивных игр и групповых дискуссий. В ходе этих занятий развиваются такие компоненты как:

  • Развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. богатство словарного запаса.
  • Чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии, собеседников – способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т.д.
  • Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
  • Социальная наблюдательность.
  • Социальная рефлексия, самосознание себя как субъекта общения.
  • Умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам.

Ассертивность – умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению.

Примерное содержание занятий:

1. Зачем мы сели в круг. Правила круга. Коммуникативные игры «поменяйтесь местами», «Саймон сказал», «Вагончики»

2. Знакомство. Самопрезентация по плану. Игры на контактность. «Моргалки», «Наша Таня»

3. «Мы с тобой одной крови» - развитие взаимопонимания. Игры «Черты сходства», «Пинг-понг», «Незаконченные предложения»

4. Мы – команда. Развитие сплоченности, чувства команды. Игры «Узелок», «Одна связка», «Совместный счет», «Аэропорт», «Фруктовый сад» и другие.

5. Наши сходства и различия. Формирование уважения права быть «иным». Психогеометрический тест. Любимый цвет. Игра «Построение круга».

6-7. Сплочение и доверие: Формирование доверительной обстановки, взаимного доверия, группового сплочения, умения координировать совместные действия. Упр. «Скалолаз», «Амеба», «Маятник», «Восковая свеча», «Парящая фигура» и т.п.

В ходе 7-8 занятий происходят удивительные изменения в группе: изменяются коммуникативные ритуалы, характер эмоционального реагирования, общая атмосфера в классном коллективе и отношение к учителю, уменьшается количество конфликтов.

Таким образом, благодаря системному психокоррекционному сопровождению, в СОШ №23 для детей, испытывающих трудности в обучении (первоклассники - «пограничники») и для детей с ОВЗ созданы условия для выравнивания и реабилитации.

Из 25-30% первоклассников - «пограничников» после коррекционных занятий большая часть их (75-80%) выравнивается и успешно усваивает учебную программу. Остальные (20-25%) получают статус ОВЗ и возможность изменения образовательного маршрута (обучение в коррекционном классе). С этими детьми продолжается проведение коррекционных занятий. За 15 лет из коррекционных классов в классы с традиционным обучением переведено более 50 учащихся.

«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто
менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
Л.С. Выготский

По данным "ЮНЕСКО" два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. Статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых, в основном дети, с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП), расстройства аутистического спектра (РАС), олигофрения и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).

В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детей сталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.

Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах, что, в большинстве случаев, и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).

Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т.д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.

В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т.к. проблемы, с которыми они сталкиваются, настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.

Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей с рождения. Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.

Согласно словарю русского языка, «сопровождать» - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок), своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.

Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:

  • предупреждение появления проблем развития ребенка;
  • преодоление социальной изоляции;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

У психологического сопровождения детей с ОВЗ, как и у любого процесса, есть свои этапы

Первый этап:
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).

Второй этап:
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.

Третий этап:
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.

Четвертый этап:
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.

Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ, ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.