Подбор вокальных упражнений для коллектива. Русский фольклор на музыкальных занятиях и праздниках Русские народные попевки для детей слова

Вспомним известное высказывание о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Мы отмечаем появление интересных художественных коллективов, профессиональных и самодеятельных, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую музыку, песни, танцы.

Теме «Народное творчество - детям» посвящались городские активы, конференции музыкальных руководителей детских садов. Настоящим откровением было знакомство с опытом работы с русской народной потешкой.

Захотелось расширить свой репертуар русских песен, хороводов, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начать пришлось с самообразования: чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах, изучения хрестоматий русской народной песни и поэзии.

Во всех возрастных группах я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для младшей и средней групп: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать её по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, как дети узнали песню, появляется петушок - игрушка бибабо или игрушка из папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, воспитатель говорит:

Как у пети - петушка,

Шапка выше гребешка,

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете.

Ребенок двигается, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.

Русскую народную попевку «Сорока» использую и в младшей, и в средней, и в старшей группах, усложняя музыкальное задание. В средней и старшей группах учу различать звуки по высоте, начиная песню с низкого, среднего, высокого звука. Предлагаю петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшей группе эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне. В старшей и подготовительной группах попевка «Скок -поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает лёгкость, подвижность голоса. Попевка удобна для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу, эта попевка служит хорошим упражнением в игре на металлофоне.

Русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка - муравушка, трава шелковая, зимушка - зима, Ванечка - дружок, девицы - красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Дети отмечают, что в припевках русских песен часто встречаются слова «люли - люли».

Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. В средней группе дети знакомились с хороводной игрой «Кто у нас хороший?». Я спросила, кто понимает слово «пригожий», и Саша быстро нашелся: « Это значит - очень хорошенький».

Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными.

Дети подготовительной группы очень любят русскую народную шуточную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова и исполняют её с большой выразительностью;

Пошла млада за водой,

Коромысел золотой.

Коромысел золотой,

Ведерки дубовые.

Мелодия песни достаточно сложна, и, добиваясь чистого её воспроизведения, предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок, пропеть мелодию на слог «ля», вызываю для индивидуального пения тех, кто хорошо поет. В дальнейшем инсценируется, интересно оформляется. Вносятся элементы русского костюма двум ведущим детям, деревянные расписные ведра и коромысло, гусли.

Глубокое впечатление производит на детей песня «Зимушка - зима»в обработкеАн. Александрова:

Уж ты зимушка - зима,

Зима снежная пришла.

Зима снежная пришла,

Все дороги замела,

Все дороги и пути,

Ни проехать, ни пройти.

Канительный характерпеснипомогаетразвитию дыхания детей. Выразительное музыкальноезаключениедополняетобщеенастроение и музыкальный образ песни.

Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы,которые к тому же помогают мне лучше узнать индивидуальные возможности детей.

В старшую и подготовительную группы загадывать музыкальные загадки приходят русские народные деревянные игрушки - Матрешка и Ванька -Встанька. Я или кто-нибудь из детей водят игрушку, воспроизводя ритмическийрисунок песни или потешки. Дети внимательно, с интересом слушают и бывают очень рады, если узнают и правильно называют песни или потешки. Предлагаю спеть индивидуально или хором песню, всем вместе повторять за игрушкой ритмический рисунок, хлопая в ладоши.

В группе у детей есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские музыкальные и ударные инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми во время свободных игр, мы с воспитателями видели их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мелодии на металлофоне. В середине года в подготовительной группе был организован музыкальный вечер «Русская песня». Я рассказала о любви русского народа к песне, о том, что с песней и на работу шли, и праздник встречали, о том, что русскую песню знают и любят во всем мире. Напомнила детям пословицы, в которых народ выразил свое отношение к песне: «Где песня льется, там легче живется», «Весело поется, весело и прядется». Дети называли свои любимые песни, пели, играли их на металлофоне, слушали песни в исполнении взрослых. Под хороводную песню хоровод водили, под игровую песню провели игру.

Игры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игрыспениеммогутпроводитьсябезмузыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Важно бывает создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, кокошник девочке, шапку и игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются, надевают платочки, берут туески, корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает костюм.

Репетиции оркестра русских народных ударных инструментов - одно из любимых занятий детей по вечерам. В репертуаре оркестра народные мелодии «Ах вы, сени», «Я рассею свое горе», танец с ложками.

Большая работа с русским народным материалом вылилась в развлечение «Как на нашей улице» для старших групп.

На педсовете было оговорено оформление зала, атрибутов. На центральной стене решили изобразить деревенскую улицу с избами, низкими плетнями, белоствольными березами,ведущую и детей - нарядить в яркие русские костюмы.

Надо было продумать роль ведущей, манеру её поведения, речь, обращенную к детям. Дети ждали этот праздник. И вот наступил долгожданный вечер. Ведущая Василиса приветливо, с поклоном их встретила: «Здравствуйте, ребятушки, рада вам, давно вас поджидаю на нашей широкой улице с березами белыми, избами высокими.Васподжидаю,песнюнапеваю».Василисапела, танцевала, загадывала детям загадки. Красны девицы хороводы водили, а добры молодцы затеяли молодецкие игры - силой мерились, силой хвастались. Прошлась по улице молодушка с речки с полными ведрами. Шутники состязались, кто кого переговорит. Выходил ленивый Тит с большой ложкой. Выступали ложкари, плясали кадриль, потом и вся улица в пляс пошла. Дети долго вспоминали этот праздник,выступалиссамымиинтересныминомерамиперед младшими детьми.

Русская песня и слово хорошо вписываются в любой детский утренник.

Овчинникова Л.В.

Отрывок из пособия Толмачева Ю.А. "Народное музыкальное творчество". Раздел про дыхание.
Народное пение имеет много общего с разговорной речью. Пение так же, как и слово, требует ясного вы-
разительного произнесения слова. Как в разговорной речи, так и в пении проявляются тембр, повышение и по-
нижение тонов. Тем самым можно выделить высоту, регистры и диапазоны.

Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Хорошо звучащая речь всегда певучая, звуч-
ная, мягкая, в ней присутствует тот элемент распевности, который при упражнении и развитии может вплотную
сопоставляться с пением.
Разговор обычно осуществляется в среднем регистре, на наиболее удобных примарных звуках. Но при
эмоциональных подъемах, при удивлении, гневе, радости и других сильных внезапных чувствах возгласы, ре-
чевые интонации свободно переносятся на другие регистры, более высокие или низкие. Поэтому речь в зависи-
мости от смысла принимает самую разнообразную окраску. Речевые навыки развиваются с рождения человека,
люди разговаривают совершенно свободно, непринужденно, не задумываясь над тем, как произносятся звуки.
Дыхание при разговоре берут, расходуют и задерживают автоматически: воздуха берется ровно столько, сколь-
ко нужно для задуманной фразы. И сам разговаривающий, и слушатели не замечают и не слышат этого дыха-
ния, хотя фразы бывают очень длинные. Если эти естественные, годами выработанные навыки звукообразова-
ния приблизить к пению так, чтобы человек пел тем же способом, каким разговаривает, то успех обеспечен: в
пении он будет сохранять ту же естественность и непринужденность, как и в разговорной речи. Пению хоро-
ших народных певцов всегда свойственна эта непринужденность. Пение отличается от разговорной речи тем,
что оно связано с музыкальными звуками определенной высоты, длительности и последовательности.
В разговорной речи обычно растягиваются только смысловые - "ударные" гласные, остальные буквы про-
износятся скороговоркой, то есть неударные гласные как бы "съедаются". На этом построена механика вырази-
тельности человеческой речи. В пении певец должен подчиняться другим законам, которые отводят каждому
звуку и буквам определенное время звучания. Иногда это не совпадает с логикой речи, другими словами, во
время пения необходимо сохранять разговорный смысл звука, идущий от слова. Но, произнося слово, оно будет
мертво, если мы не сообщим ему верную интонацию. Интонация и есть смысловой посыл звучащего слова,
желание человека выразить определенную мысль или чувство при помощи слова, то есть разговорная речь на-
сыщена смысловыми интонациями. "Разговорная" манера пения, характерная для народных певцов, подразуме-
вает, прежде всего, сохранение этих интонаций.
Интонационная выразительность - основа искусства народного пения.
Пение как распевная музыкальная речь обладает особыми вокальными свойствами. Во время пения певец
должен поддерживать непрерывность, полноценность и ровность звучания голоса.
Особое значение в овладении техникой пения имеет выработка высокой позиции звука. Мелодия состоит из
звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при
больших скачках снизу вверх и наоборот. Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регист-
ров, которые имеют разную механику звукообразования. У опытных певцов изменение в звукообразовании

происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются, и на слух голос звучит сво-
бодно и ровно.
У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах одного регистра в
другой голос "ломается", после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых
переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении
достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса - высо-
кую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени, когда оно не очень глубо-
кое. Округление улучшает звучание народного голоса и помогает ему преодолевать регистровые трудности. В
основном этот прием используется при исполнении обработок и авторских сочинений.
Исполнить гласную с округлением - несколько приблизить при фонации позицию других гласных (а, я, э,
е, у, ю) к гласной "о". В удобной тесситуре пропеть гласную "о", затем все остальные гласные, приблизив их к
вокальной позиции "о".
При округлении звука мягкое небо имеет более высокое положение, а звук становится более объемным,
однако необходимо следить, чтобы звук оставался близким разговорному, поскольку при неумелом использо-
вании приема округления утрачивается характер народной певческой манеры, основанной на речевой позиции.
Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного
звучания народного голоса. Высокая позиция - это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких, головных
обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и
точность звучания, полетность.
В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом
как бы слетает с кончика языка. При работе над высокой позицией звука нельзя забывать об одновременной опоре
на "столб", так как процесс пения - это, прежде всего, взаимодействие. Нужно не упустить основную задачу: мяг-
кое, точное, ровное движение голоса по звукам мелодии на всем диапазоне песни. Механика звукообразования
при этом одна и та же в любом пении, но устройство певческого аппарата так сложно и индивидуально, а органы
звукообразования так гибки и подвижны, что различные, даже небольшие изменения их могут создавать новые
комбинации образования звука. В этом и заключается возможность образования различных манер пения.
Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса, хотя в
разных областях России манера пения варьируется: в северных русских областях, в Поволжье, в некоторых
районах Урала и Сибири поют более округленным "узким" и легким звуком. Но округлением народные певцы
пользуются ровно столько, сколько необходимо для сглаживания регистровых изменений в голосах при боль-
шом диапазоне хоровой партитуры, оставляя звучание открытым.
У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических и в значительно большей степе-
ни используется грудной резонатор, так как народное пение преимущественно грудное. Обычно народные пев-
цы поют в удобном для них регистре, примерно в пределах октавы, хотя встречаются народные голоса, диапа-
зон которых превышает полторы октавы.
Специфические особенности в народном пении имеют певческое дыхание и атака звука. Грудная клетка
человека, как меха баяна, постоянно и ритмично сжимается и расширяется в силу необходимости жизненного
дыхания. Этот процесс ритмичен и автоматичен. Но певческое дыхание требует короткого вдоха и возможно
долгого выдоха. В результате этого постепенного выдоха грудной воздух снизу равномерно давит на сомкну-
тые в гортани связки и, прорываясь короткими толчками, заставляет их вибрировать и звучать. Если во время
пения выдох произвести быстро и резко - получится резкий выкрик, после чего звучание иссякнет до следую-
щего вдоха.
Для поддержания ровного, плавного звучания голоса необходимо сознательное регулирование вдоха и вы-
доха.
За выдох и вдох в организме человека отвечают мышцы-вдыхатели и мышцы-выдыхатели. Мышцы-
выдыхатели, помимо своей основной роли расширения грудной клетки при вдохе, играют роль своеобразного
тормоза, замедляющего выдох. Равномерное противодействие сомкнутых связок давящему на них снизу груд-
ному воздуху создает ощущение звучащего "столба" и опоры голоса на этот "столб". Певец при этом чувствует,
что звучащий "столб" основанием своим опирается на диафрагму, а вершиной уходит в голову, у народных пев-
цов - где-то вблизи верхних зубов и переносицы. Ощущение "столба" при хорошем и удобном звучании голоса
возникает как у народных певцов, так и у академических.
Опыт работы с народными певцами показывает, что лучше сохранить непроизвольный, естественный для
данного человека тип вдоха: грудной, нижне-реберный, смешанный, исключая верхне-грудной или ключичный
как непригодный для пения.
Вдох должен быть легким, беззвучным, но достаточно глубоким. Для этого необходимо следить, чтобы
певец не хватал воздух ртом, а делал как бы "внутренний" вдох, то есть набирал воздух при помощи расшире-
ния брюшных мышц и через нос.
Очень опасен перебор воздуха. Это явление очень распространено у многих певцов, даже профессиональ-
ных.
При большом количестве набранного воздуха трудно регулировать выдох. При излишнем и шумном вдохе
певцы почти всегда форсируют звук, что ни в коем случае нельзя допускать. "Опора" голоса при выдохе произ-
водится только на опустошенную диафрагму. Внешне при этом наблюдается ощутимое движение грудной
клетки вниз, одновременно напряжение мышц в области диафрагмы (в поясе). При высоких и сильных звуках
это движение мышцы очень заметно и ощутимо.

Во время пения найденное ощущение опоры нужно зафиксировать на все время звучания голоса. Иногда
неопытные певцы, желая задержать дыхание, от излишнего старания как бы запирают воздух в груди. В таком
случае взаимодействие голосовых связок и грудного воздуха нарушается. Мышцы груди и живота напряжены, но
голос не звучит. Чтобы предотвратить искусственность в работе певческого аппарата, следует всегда искать в
жизненной практике естественный отправной момент, при котором нужное звучание проявляется как бы само
собой, например: воспроизведение ауканья и перекличек в лесу; ощущение опорности звука можно найти путем
естественного вздоха "ох", который как бы снимает усталость. При многократном повторении "ох" на различной
звуковой высоте довольно скоро начинающий певец начинает понимать процесс опорности дыхания. При этом
хорошо распевается голос, если помнить о том, что он должен звучать на свободной гортани в грудном резонато-
ре, и главное, эти звуки должны произноситься, а не пропеваться.
Многолетний опыт работы с народным хором показал (особенно с начинающими певцами), как важно сра-
зу научить коллектив правильному вокальному дыханию, потому что от этого зависит звучание каждого певца
и хора в целом. Для этого необходимо в начале каждой репетиции уделять некоторое время упражнениям для
вокального дыхания, опорности звука. Например, активно вдохнуть через нос, направляя дыхание вниз живота
и также активно вытолкнуть дыхание через рот - это упражнение для работы диафрагмы (следить, чтобы дыха-
ние не направлялось в грудь). Так подышать полминуты и дать успокоиться организму - также глубоко ды-
шать, но выпускать дыхание, как будто "тушишь свечу"; при этом закрепляется опорность воздушного "стол-
ба"; также активно брать дыхание через нос, при этом поработать руками (поиграть в бокс): на вдох - движение
одной руки, на выдох - другой. Потом снова "потушить свечу". Такое дыхание очень полезно и для кровообра-
щения, это как гимнастика перед пением, снимает физическую усталость, особенно перед вечерней репетицией.
Далее, закрепляя ощущение опоры на "тушение свечи", повторить это много раз, изображая проколотый мяч - на
сочетании букв тссс... выпускать запас дыхания, которое должно поступать само собой, без нажима. Потом,
сохраняя это ощущение, перевести на звук "ми". Но опять же не петь этот звук, а как бы поставить голос на
опору, на эту высоту, и освободить его, голос звучит сам, опираясь на дыхание. На этом упражнении хорошо
отрабатывается цепное дыхание в хоре, а также филировка звука (р, мр, ф, фф), то есть (крещендо, диминуэн-
до), нюанс, который возможен только при владении вокальным дыханием. В хоре это можно делать на октав-
ном унисоне или квинтовом сочетании женских и мужских голосов.
В следующем упражнении, закрепляя навык дыхательной опоры, дается задание произносить (в октавном
унисоне) гласные буквы "ё", "е", "я" близко, на зубах формируя каждую букву, открыто, звучно. Но опять же не
пропевать буквы, а восклицать, опирая звук каждой буквы на грудной резонатор и "сбрасывая" его, тренировать
этим самым вокальный прием, который используют народные певцы.

Исполняя это упражнение, необходимо направлять внимание певца на грудное резонирование голоса, по-
ложив руку на грудь, постараться запомнить это ощущение и сохранять его при пении, как бы направляя голос
на грудь. Поднимаясь по полутонам вверх, примерно с ноты соль, необходимо подключать головной регистр,
как бы направляя голос в голову, при этом не отключая грудного резонатора.
Каждый певец должен представлять себе работу связок во время пения. Когда голос звучит в среднем ре-
гистре, связки смыкаются срединой, верхние края связок звучат на высоких тонах, на низких звуках смыкаются
нижние края связок. Когда голос звучит ровно, мягко, выразительно, значит певец владеет регистрами во время
пения, связки его пластичны, гибки и подчиняются воле певца.

Данное упражнение дает возможность выработать пластичность голоса в верхнем регистре, укрепить опо-
ру звуками, расширить диапазон голоса.
На ощущении е, ё, я произносить (а не петь) сочетание букв "гу", посылая голос на расстояние, далеко. Ни
в коем случае не снимать голос с грудного резонатора. Подниматься по полутонам вверх до и выше, также
вниз. Это упражнение научит пользоваться смешанным регистром, микстом.
Для закрепления опоры звука и грудного резонатора, речевой интонации необходимы упражнения, по-
строенные на разговорности. Также, начиная с миЬ, сказать: "Ты, зря ль моя зорюшка, зорюшка вечерняя", -
поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь вниз. Говорить нужно в резонаторе, соблюдая при этом логиче-
ский акцент в предложении, подчеркивая ударные слоги, открывая при этом гласные буквы, озвучивая их.
Свободное резонирование голоса - залог хорошего пения. Качество звучания музыкального инструмента
зависит от устройства корпуса, который является резонатором звука.
В человеческом голосе роль резонатора выполняет грудь, диафрагма, гортань, так называемые нижние
грудные резонаторы (расположенные ниже голосовых связок), а также верхние головные резонаторы: глотка,
полость рта, носоглотка и ее придаточные полости. Для того чтобы хорошо звучал голос, необходимо его на-
править в естественные резонаторы. Достаточно проговорить какую-то фразу на высоких и низких звуках, как
вы почувствуете резонирование голоса в головном и трудном регистре.

Непрерывность и ровность звучания голоса - непременное условие народного пения. У хороших певиц го-
лоса звучат всегда ровно и непрерывно. Произношение слов и непрерывность звучания голоса органично слиты
и составляют единое целое.
В художественной самодеятельности руководителю часто приходится сталкиваться с певцами, которые не
владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки пения. Какие же дефекты в пении
мешают руководителю добиться плавного пения и как их исправить? Самый распространенный недостаток -
это пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет, прежде чем кончилась музыкальная
длительность звука. Это зависит, прежде всего, от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая, придыхательная.
При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох также автоматически становится
резким; значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и прежде-
временному износу голосовых связок.
При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Мягкая атака щадящая - она не
травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразо-
вания в народном пении.
При придыхательной атаке связки смыкаются не плотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не
заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое Придыхательная атака в народ-
ном пении практически мало применима. Она встречается в колыбельных песнях и плачах.
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандирования - отбивать слоги. Иногда
ударные, иногда все подряд. Чаще всего в хоровом пении это делается в целях ансамбля - одновременного про-
изношения слов и четкости ритма.
Для достижения отчетливости этот способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искус-
ственен, он не позволяет певцу петь плавно, даже если он захочет. В народе четкость достигается точностью
пения, а необходимая акцентировка - артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Наиболее часто встречающимися недостатками звучания голоса певцов являются следующие:
1. "Белый звук" - это бестембровый, плоский, невыразительный звук. Он возникает, когда певец не умеет
пользоваться естественными резонаторами. Небная занавеска в таком случае неподвижна, маленький язычок
низко нависает над корнем языка.
Путь к исправлению - развитие певческой инициативы, нахождение опоры естественного резонирования и
высокой позиции.
2. Глоточный звук - тяжелый, глухой, как бы выдавленный снизу из груди, крайне неприятный по тембру
и совершенно бесперспективный с точки зрения развития голоса. Это грудной, открытый звук, направляемый
певцом в глубину расширенной глотки и совершенно лишенный головных обертонов, так как при таком спосо-
бе звукообразования голос не может найти к ним пути. На глоточный звук чаще всего сбиваются певцы, кото-
рые не владели до этого манерой и при поисках грудного открытого звука "нашли" звучание, которое им кажет-
ся очень ярким и сильным. Петь при таком звуке нетрудно, потому что они пользуются исключительно только
грудным регистром. Звучание им нравится своей силой и кажущейся яркостью (ведь они слушают себя изнут-
ри, а не снаружи). Этот звук очень навязчив и заразителен. Если хоть один певец в хоре поет таким звуком, все
другие также переходят на него, потому что петь рядом с ним легким и правильным звуком невозможно. Ис-
правлять его очень трудно, но допускать продолжения пения таким звуком нельзя.
3. Сиплое, слабое звучание голоса зависит, чаще всего, от отсутствия певческих навыков, вялости певче-
ского аппарата. Этот недостаток можно исправить, развивая певческие навыки, преимущественно "опору", ак-
тивизируя певческий тонус. Полезно в качестве упражнения многократно проговаривать распевной скорого-
воркой фразу плясового или шуточного характера, например: "подвернулся, подломился каблучок, да пала де-
вушка на правый на бочок" и др.
4. Сиплое и слабое звучание голоса на низких и средних звуках диапазона, более звучное и яркое на вы-
соких зависит от неумения пользоваться грудным резонатором, неразвитой "опорой" на диафрагму. Для ис-
правления нужно "искать" грудной тембр в голосе, сначала в разговоре, потом в пении. Иногда при поисках
грудного звучания теряется высокая позиция и "пропадает" верхний регистр, чего допускать нельзя.
5. Крикливое звучание голоса на верхних звуках при звучном и сочном на нижних зависит от неумения
сглаживать регистровые переходы. Главную помощь при исправлении недостатка окажет нахождение высокой
позиции. Она должна присутствовать на всем протяжении диапазона. По мере движения вверх должно усили-
ваться звучание головных обертонов.
Необходимо подчеркнуть, что весь процесс вокальных занятий должен быть живым, увлекательным и раз-
нообразным. А руководитель должен своим "вокальным ухом" контролировать звучание голоса певца, замечать
малейшие изменения в нем и правильно определить их характер. Развитие вокального слуха - одно из главных
условий повышения квалификации руководителя.

Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

Программа нацелена:

- – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

- – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

- – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования г. Курска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Дополнительная общеобразовательная программа

«ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»

Направленность программы – художественная

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 6 -18 лет

Срок реализации программы – 7 лет

Составитель программы – НЕБОГАТЫХ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Педагог дополнительного образования

Курск 2016 год

Пояснительная записка

Направленность программы – художественная

Актуальность программы. Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

Педагогическая целесообразность

Подлинно традиционные народные песни изучаются и исполняются в современной аранжировке. Новое звучание старинной песни определило направление «фолк-модерн». Для детей это интересно, и сегодня востребовано. Русская песня в таком звучании становится более доступной, близкой и понятной современным детям. В мастерской сольного народного пения прививается любовь к народной песне, народной музыке, народному исполнительству. Ребята учатся исполнять как подлинно-традиционные народные песни, так и их обработку, а также авторские произведения, написанные для народного голоса. Прививается навык пения a"cappella, в сопровождении ансамбля народных инструментов, под фонограмму.

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

Профессиональную ориентацию учащихся;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

Формирование общей культуры учащихся.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

При разработке программы учитывались материалы известных педагогов, музыкантов. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород; Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород (ноты).

Отличительные особенности программы

На базе детской фолк-модерн студии «Макоша» была создана мастерская сольного народного пения. Народная песня есть носительница живых индивидуальных основ национального и патриотического воспитания. При этом народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.

Программа нацелена на сохранение национальных традиций – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

- на поликультурное воспитание детей – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

- профессиональное самоопределение обучающихся – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни, участниками областного фестиваля «Студенческая весна соловьиного края».

Принципы, лежащие в основе программы:

Природосообразности; воспитывающего обучения; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности; наглядности; сознательности и активности; прочности.

Цель программы: приобщение детей к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности, популяризация русской народной песни.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач

Образовательные задачи:

Изучить и освоить жанры народной музыки;

Развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;

Обучить элементам народной бытовой хореографии;

Обучить навыкам инструментального музицирования;

Приобщить обучающихся к занятиям прикладным творчеством;

Сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

Научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;

Обучить сценическому мастерству;

Воспитывающие задачи:

Воспитывать личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

Воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;

Воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;

Воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.

Развивающие задачи:

Формировать качества творческой личности;

Развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

Развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

Раскрывать индивидуальные способности у детей;

Развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

Научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

Адресат программы.

Программа реализуется для обучающихся 6-18 лет. Выполнение программы рассчитано на 7 лет. Принимаются в фолк-студию дети от 6 до 11 лет. Такой значительный возрастной диапазон требует дифференциации при формировании учебных групп, что предопределяет вариативность в содержании учебных планов и методики их реализации.

Особенности организации образовательного процесса

Уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения определяется прослушиванием на наличие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти. Основанием перевода обучающихся на следующий год обучения служит успешное выполнение учебного плана. Насколько ребенок усвоил материал, показывает итоговое занятие в конце каждого года. Отчетные концерты по итогам года. Итоговые занятия проводятся в конце каждого года.

Режим занятий

Для 1-2 года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа за год. Для 3-го и последующих годов обучения групповые занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа, для более успешного усвоения учебного материала используется индивидуальная форма занятий и занятия по подгруппам в количестве 2-3 человека (2 занятия в неделю по 1 часу), всего 216 часов в год. Количество обучающихся в группе – от 8 человек (в зависимости от года обучения, в соответствии с САНПиН).

Продолжительность одного часа занятий – 45 мин. (групповое), 30 мин. (индивидуальное).

Планируемые результаты для ансамблевого исполнительства.

1-й год обучения:

Знание жанров музыкального фольклора (игры, считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки);

Знание народных игр;

Исполнить выученные песни.

2-й год обучения:

Знание жанров музыкального фольклора (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные песни и приговорки);

Овладение народной манерой пения и чистого интонирования;

Знание элементов народной хореографии (с пением);

Исполнить программу 2-го года обучения.

3-й год обучения:

Знание "Народного музыкального календаря";

Исполнить выученные песни;

Показать народные игры, выученные в этом году.

В конце второго полугодия:

Знание жанра сказка;

Знание традиционных народных танцев;

Показать программу за год.

4-й год обучения:

Знание жанра былины;

Знание жанров: историческая песня, солдатская песня;

Продемонстрировать игру на народном инструменте;

Знание песен южнорусских и северных;

Знание традиционных народных танцев и игр.

6-й год обучения:

Знание жанра лирическая песня;

7-й год обучения:

Знание свадебного обряда;

Исполнение свадебных песен.

Ожидаемые результаты для сольного исполнительства

Итоговые занятия в конце каждого года.

3-й год обучения.

(a "cappella

4-й год обучения.

Исполнить два произведения, освоенные за год (a "cappella и с инструментальным сопровождением).

5-й год обучения.

Исполнить три произведения:

A "cappella (протяжная),

A "cappella

6-й год обучения.

Исполнить три произведения:

A "cappella (протяжная),

A "cappella (со сложным ритмическим рисунком),

С инструментальным сопровождением в умеренном темпе.

7-й год обучения.

Показать программу, освоенную за год:

A "cappella (в скором темпе),

A "cappella (протяжная),

Шуточная (частушки или страдания) с инструментальным сопровождением,

Обработка с инструментальным сопровождением.

Конкурсная и концертная деятельность на протяжении всего периода обучения.

Предметные результаты :

Изучение и освоение жанров народной музыки;

Развитие вокального слуха и певческого голоса, умение петь в народной манере;

Уметь выполнять элементы народной бытовой хореографии;

Иметь навыки инструментального музицирования;

Должны быть сформированы вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

Владение сценическим мастерством;

Личностные результаты:

Иметь воспитанные личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

Активно относиться обучающимся к народной музыке;

Уважительно относиться к культуре своего народа;

Понимать и уважать мировую культуру в разных национальных формах ее воплощения

Метапредметные результаты:

- сформированные качества творческой личности;

Развитый музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

Развитый эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

Раскрытые индивидуальные способности у детей;

Развитые навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

Умение анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Основными критериями оценивания учащихся является их участие в отчетных концертах, открытых занятиях, конкурсах различного уровня. Критерии оценки достижения предполагаемых результатов развития учащихся на каждом году обучения: овладение основными компетенциями развитие музыкальных способностей, владение психофизическим аппаратом, креативность, отношение к миру и к себе, развитие коммуникативных способностей.

Для изучения уровня развития исполнительской культуры как части музыкальной культуры учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляется педагогический мониторинг с использованием входящей, промежуточной и итоговой диагностики. На начальном этапе обучения используется входящая диагностика, при помощи которой диагностируется психологическое состояние учащегося, особенности его адаптации, готовность к освоению содержания программы. Успешное освоение учебного плана образовательной программы и контроль качества полученных знаний в конце каждого полугодия гарантирует переход на следующую ступень обучения. В случае возникновения рисков оперативно вносятся коррективы для обеспечения качества реализации образовательного процесса. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Игры.

Игры словесные.

Анализ работы детей

Игры подвижные.

Анализ работы детей

Игры хороводные.

Наблюдение

Игры-драматизации.

Наблюдение

2. Жанры музыкального фольклора.

Считалки.

Наблюдение,

анализ ответов

Скороговорки.

Анализ работы детей

Музыкальные загадки.

Наблюдение,

анализ ответов

Шуточные приговорки.

Анализ работы детей

Попевки.

Анализ работы детей

Певческая установка (положение корпуса, головы, мимика, мышечная работа при пении).

Наблюдение,

анализ ответов

Навыки правильного, оптимального для каждого исполнителя, певческого дыхания.

Анализ работы детей

Основные принципы народного звукообразования (разговорный посыл звука, преобладание грудных резонаторов).

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

2-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Жанры музыкального фольклора.

Песенки-дразнилки.

Наблюдение,

анализ ответов

Колыбельные.

Анализ работы детей

Потешки.

Наблюдение,

анализ ответов

Плясовые.

Анализ работы детей

Шуточные песни.

Анализ работы детей

2. Элементы бытовой народной хореографии.

Курский шаг.

Наблюдение,

анализ ответов

Дробь.

Анализ работы детей

Белгородский «пересек».

Наблюдение,

анализ ответов

Ручеек.

Анализ работы детей

Танок (змейка).

Наблюдение,

анализ ответов

"Опора" звука (взаимодействие диафрагмы, воздушной струи и голосовых связок при пении).

Наблюдение,

анализ ответов

Правильная артикуляция и дикция.

Анализ работы детей

Навыки чистого интонирования мелодий.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

3-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. «Народный музыкальный календарь».

Песенки-дразнилки.

Наблюдение,

анализ ответов

Осенние песни.

Анализ работы детей

Песни «Зимних Святок».

Наблюдение,

анализ ответов

Весенние песни.

Наблюдение,

анализ ответов

Песни «Зеленых Святок».

Анализ работы детей

2. Сказка.

О животных.

Наблюдение,

анализ ответов

Кумулятивные.

Анализ работы детей

Волшебные.

Наблюдение,

анализ ответов

Пение в высокой позиции (правильное резонирование, благодаря которому голос приобретает звонкость и полетность).

Наблюдение,

анализ ответов

mf, legato, умеренный темп, первичные навыки пения a’cappella.

Анализ работы детей

Характерные приемы народного

исполнительства.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

4-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией (Поморы, Семейские Забайкалья).

Наблюдение,

анализ ответов

2.Жанр былина.

Новгородские былины.

Наблюдение,

анализ ответов

Былины Киевские.

Наблюдение,

анализ ответов

«Округление» звука (более высокое, чем при разговорной речи, положение мягкого неба).

Наблюдение,

анализ ответов

Правильное вокальное интонирование восходящих и нисходящих скачков.

Наблюдение,

анализ ответов

Специфика дыхания в сольном пении.

Анализ работы детей

Исполнение произведений в подвижных темпах, элементы нюансировки и фразировки.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

5-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией.

Историческая песня.

Наблюдение,

анализ ответов

Солдатская песня.

Анализ работы детей

Северный хоровод.

Наблюдение,

анализ ответов

  1. Народные музыкальные инструменты.

Кугиклы и рожок.

Наблюдение,

анализ ответов

Ложки, трещотки, коробочка.

Анализ работы детей

Балалайка.

Наблюдение,

анализ ответов

Скрипка (гудок).

Наблюдение,

анализ ответов

  1. Постановка голоса

Чистое интонирование в широкообъемных ладах народн. музыки(миксолидийский, дорийский), в натуральном мажоре и миноре.

Наблюдение,

анализ ответов

Пение с головным резонированием.(северная манера).

Анализ работы детей

Исполнение сложных ритмических рисунков, освоение пения вставных

гласных (огласовки).

Наблюдение,

анализ ответов

Специфическая крытая манера пения (казачья), освоение других традиций.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

6-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Лирическая песня.

Наблюдение,

анализ ответов

Страдания.

Анализ работы детей

Частушка.

Наблюдение,

анализ ответов

Духовный стих.

Наблюдение,

анализ ответов

Кант.

Анализ работы детей

Медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности.

Наблюдение,

анализ ответов

Элементы сценическ. движения.

Анализ работы детей

Зычная манера пения. Расширение грудного диапазона.

Наблюдение,

анализ ответов

Пение с применением грудных и головных резонаторов.

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Свадебный обряд.

Наблюдение,

анализ ответов

Величальные.

Анализ работы детей

Плачи.

Наблюдение,

анализ ответов

Плясовые.

Наблюдение,

анализ ответов

Расширение диапазона путем сглаживания регистров.

Наблюдение,

анализ ответов

mf, p; различные нюансировка и

фразировка.

Анализ работы детей

Особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен.

Наблюдение,

анализ ответов

Исполнение произведений с

инструментальным сопровождением.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

1-й год обучения.

I раздел: Игры (словесные, подвижные, хороводные, драматизации), теория и практика.

II раздел: Детский музыкальный фольклор (считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки), теория и практика. Форма занятий – групповая.

2-й год обучения.

I раздел: Детский музыкальный фольклор (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные), теория и практика.

II раздел: Элементы бытовой народной хореографии (Курский шаг, дробь, Белгородский «пересек», ручеек, танок), теория и практика. Форма занятий – групповая.

3-й год обучения.

I раздел: «Народный музыкальный календарь» (песни и обряды осенних, зимних, весенних и летних праздников), теория и практика.

II раздел: Сказка (о животных, кумулятивные, волшебные), теория и практика. Форма занятий – групповая.

4-й год обучения.

I раздел: Северно-русская традиция, теория и практика.

II раздел: Жанр былина (былины Киевские, Новгородские), теория и практика. Форма занятий – групповая.

5-й год обучения.

I раздел: Северно-русская традиция (историческая песня, солдатская песня, северный хоровод), теория и практика.

II раздел: Русские народные музыкальные инструменты (кугиклы, рожок, ложки, трещотки, коробочка, скрипка, балалайка), теория и практика. Форма занятий – групповая.

6-й год обучения.

I раздел: Жанр лирическая песня. Теория и практика.

II раздел: Страдания. Теория и практика.

III раздел: Частушки. Теория и практика.

IV раздел: Духовный стих. Теория и практика.

V раздел: Канты. Теория и практика. Форма занятий – групповая.

VI раздел: Постановка голоса (медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности, расширение грудного диапазона, пение с применением грудных и головных резонаторов), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

7-й год обучения.

I раздел: Свадебный обряд (величальные и плясовые песни, плачи), теория и практика. Форма занятий – групповая.

II раздел: Постановка голоса (расширение диапазона путем сглаживания регистров, особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен, исполнение произведений с инструментальным сопровождением), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы включает: методику проведения групповых занятий, методику индивидуальных занятий, способы подготовки к конкурсной и концертной деятельности (подбор и освоение репертуара, запись фонограмм для выбранных песен, создание и пошив народных костюмов, работа над сценическими образами), методика научно-исследовательской деятельности обучающихся в фольклорных экспедициях (методика сбора информации, методика обработки информации).

Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете для занятий вокалом, в концертном зале, студии звукозаписи – с использованием фортепиано, баяна, звукоусиливающей аппаратуры, микрофонов, компьютера и компьютерного обеспечения.

На занятиях фольклорного ансамбля и сольного народного пения используются сборники песен для народного голоса, сборники сценариев праздников, методические пособия.

Методы обучения , применяемые в учебном процессе: объяснение, показ, демонстрация, беседа, упражнения, тренинг, наблюдение.

Формы занятий: групповые и индивидуальные занятия, репетиции, класс-концерт, сценическое воплощение фольклора, занятия в студии звукозаписи, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах.

Список литературы для педагогов

1. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., 2005

2. Антипова Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора, М., 2003

3. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, М., 2008(методическое пособие).

4. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе, Белгород 2004

5. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород 2003

6.Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород 2005 (ноты).

Список литературы для обучающихся

  1. Детство. Репертуарно-методический сборник, М., 2004
  2. Кашаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники, М., 2005.
  3. Краснопевцева Е.А. Поют дети, М., 2009 (ноты).
  4. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки, М., 2004.
  5. Науменко Г. "Березовая карусель", М.,2008 (игры-хороводы).
  6. Науменко Г. "Родничок" М.,2008 (ноты).
  7. Науменко Г. "Жаворонушки" вып. 1-4, М., 1977-1986 (ноты).

Приложение

Фонохрестоматия.

1. "Спокойной ночи, малыши" (Русские народные сказки с напевами Галины Егоровой). Фирма "Мелодия" 1990.

2. Антология. Русская народная музыка западных, центральных областей и Поволжья. "Мелодия" Запись 1981.

3. Инструменты русского народного оркестра. "Мелодия" 1989.

4. Молодежные фольклорные ансамбли. "Мелодия" 1990.

5. Народный календарь - 1. Фирма "Мелодия" 1989.

6. Народный календарь - 2. Фирма "Мелодия" 1989.

7. Пасхальные звоны Москвы. МП "Русский диск" 1992.

8. Песни и обряды Черноморских казаков. "Мелодия" 1990.

Аудиозаписи.

1. Былины Печеры. Вып. I, П.

2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Звуковое приложение.

3. Казаки - некрасовцы на чужбине и в России.

4. Поют казаки Дона (ч. 1).

5. Русская народная музыка Севера и Сибири.

6. Фольклорный ансамбль "Казачий круг".

Видеозаписи.

1. Авсень-Таюсень (Рязань).

2. Зеленые святки (Курск).

3. Зимние песни Белгородских степей.

4. Казачья старина (Волгоград).

5. Костромские узоры (Зимние святки).

6. Программа "Мировая деревня".

7. Программа "У околицы".

8. Русская карусель (Альманах).

9. Сказка о дудочках (Курск).


Вокальные упражнения и распевки

В работе с коллективом народного пения

для руководителей коллективов народного пения

г. Ростов-на-Дону

Введение ……………………….………..…..…………..…….….…… 4

1. Распевание и упражнение ……………...………….…………… 5

2. Распевка на уроке вокала …………………..….….…...….…..…. 6

3. Вокальные упражнения ……………………………..………….. 22

4. Подбор вокальных упражнений для коллектива …………..…. 22

5. Особенности работы с коллективом народного пения..……… 24

6. Вокально-хоровые упражнения для коллектива народного

пения ….………..…..…………..…….….……..…….….………..… 29

Заключение ……………………………………………….…………… 45

Список использованной литературы.…………….…..…….…..…… 46

Введение

Искусство народного пения включает комплекс теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы обучить участников коллективов народному пению, развить их вокальные данные, научить преодолевать трудности в исполнении песен, обязательно систематическое вокальное воспитание, цель которого – постепенное развитие и включение в работу мышц, участвующих в пении. Эти навыки необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса.

Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс включает в себя:

1. дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное;

2. специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных в народном пении, в диалектах и говорах;

3. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают чистоту интонации.

Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения, распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.

Учебно-тренировочный комплекс упражнений подбирается для каждого участника в зависимости от развития голоса и владения навыками пения в народной манере. При распевках необходимо неукоснительное соблюдение педагогического метода постепенных нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от простого к сложному.

Упражнения дыхательной гимнастики, речевые, дикционные упражнения можно найти в различных учебных и методических пособиях. Они подходят в качестве тренинга для любого вида пения: академического, эстрадного или народного.

В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.

Распевание и упражнение

Занятия вокалом немыслимы без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением. Развитие вокальных навыков – это определённый набор вокальных упражнений, исполненных определённое количество раз конкретным исполнителем (вокалистом). Как сам набор упражнений, так и количество исполняемых раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, вокальное упражнение – главный инструмент вокалиста.

Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист поёт. Не все упражнения, которые применяются для развития голоса, вокальные. Есть и другие: дыхательные, артикуляционные, дикционные. Под упражнениями понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, т.е. действий, которые автоматически протекают в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это осваивается и закрепляется, прежде всего, на упражнениях. Действительно, принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.

Упражнения, которые построены на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, вырабатывая стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет её не задумываясь, автоматически верно. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения её к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата.

Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведёт к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению негативных навыков.

Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за её выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.

Распевка на уроке вокала

Важным звеном в работе с коллективом народного пения является распевание. Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Без распевки можно не попасть с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки посередине вокального упражнения или песни может перехватить горло и нужно будет откашляться и т.д.

Первые распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо делать упражнения-распевки на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука, разминаются язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания, и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Такие распевки даются на продвинутом уровне обучения вокалу (на начальном уровне все упражнения делаются на кантиленном, то есть плавном, голосоведении).

Распевки в движении – соединение пения и движения – это очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Распевка занимает большую часть урока вокала. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время на уроках вокала отдаётся работе над репертуаром.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как некоторые смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара. На самом же деле распевание – это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников вокального коллектива.

Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном для певца диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Распевание может проводиться одновременно со всем коллективом, по группам (женская, мужская), по партиям. Распевание, проводимое со всем коллективом, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам. В процессе распевания, исполнители не только разогревают голосовой аппарат, они совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.

Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой вокальной партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

Подготовленные упражнения для распевания должны не только разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе, но и привить определённые навыки народного вокально-хорового исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определённую цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъёмных звукорядов к более широким. Распевания лучше подбирать не длинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять их к каждому занятию.

Общераспространённое название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы.

Это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения исполнителю хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идёт. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста, коллектива) упражнения.

Любой вокалист имеет в своём распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» – не совсем тождественны, хотя и близки.

По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определённых усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные. Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

Ниже приводится учебный материал, который включает ряд распевок для коллектива народного пения и рекомендации по их использованию. Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.

1. «Андрей-воробей»

Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

2. «Чеботуха» (см. комментарий к упр. 1)

3. «Долина» (см. комментарий к упр. 1)

4. «Рыл колодец»

Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.

5. «Уж как шла лиса»

6. «Пойду, пойду, да я молоденька»

Не спешить, хотя и в темпе. Можно петь со «спадом» в конце, можно добавлять бурдон.

7. «Ах, ты, совушка-сова»

Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить, но петь в темпе. Можно добавлять бурдон.

8. «Пошёл кот»

9. «У меня квашня»

Петь сердито, с напором.

10. «На мели»

Следить за тем, чтобы «И » приблизилось «Е ». Чисто интонировать терцовый звук.

11. «Трава зелена»

Петь кварту, не «выталкивая» звук.

12. «Зайка на речке»

13. «Лебедин»

14. «Плыла лебедь» (см. комментарий к № 13)

15. «Ульянушка» (см. комментарий к № 13)

16. «Соловей»

Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1Вариант 2

17. «Вылетала лебедь белая»

Следить за тем, чтобы «А » формировалась по принципу предыдущей «Е ». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

18. «Лебедь серая»

Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».

19. «Ясен то ли сокол»

20. «Не полынно»

Упражнение решает проблему переходных звуков.

Не пол-ын-но ты, мо- ё по-лю- шко…

Распевки для хора




4

9

Вокальные упражнения

Наиболее простой вид музыкального искусства, с которым приходится сталкиваться вокалистам, особенно начинающим учиться петь, – это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцам на протяжении всей их творческой жизни. Каждому певцу необходимо ежедневно уделять хоть небольшое количество времени упражнениям. Необходимо, чтобы вокальные упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции, избегать громкого «форсированного» пения.

Подбор вокальных упражнений для коллектива

Руководитель вокального коллектива должен уметь подобрать для конкретного состава и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно является частью очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению, то имеет большое значение объём выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость вокалистов отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряжённое распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка во время распевания может утомить вокалистов и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации работы с вокальным коллективом. Невозможно пересчитать все вокальные упражнения, придуманные вокальными педагогами. Их слишком много. В своей практике каждый преподаватель вокала использует ограниченный набор, поскольку нет никакого смысла пытаться применить всё, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных, эффективных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений.

Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из секвенций. Что касается вокального упражнения, то секвенции, как правило, отличаются друг от друга на полтона.

Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь идёт о приобретении мышцами соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе в голосе будет фальшь, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется малой секундой. Естественно, малая секунда является для вокалиста минимальной порцией увеличения нагрузки.

Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре: в октаву, даже в полторы. Нужно обратить внимание, что секвенция – это небольшой «кусочек» некой мелодии, которую нельзя рвать на части.

Если данная мелодия трудна для исполнения вокалисту, это говорит о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса.

Таким образом, начиная работать над новым упражнением, необходимо очень хорошо выучить одну секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая быстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всём доступном им диапазоне, не запомнив хорошо его мелодии. Такая работа не приносит пользы.

Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение это тоже вокальное произведение) следует в небыстром темпе. Необходимо запомнить все нюансы мелодии, набор определённых гласных, точки перехода от одной гласной к другой.

Большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своём составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это связано с тем, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное. Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу несколько навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в разное время, можно обращать особое внимание на разные аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. с нарушениями речи включает серии специальных лингвистических упражнений, которые различаются для больных с разными психическими расстройствами