Петр цетинский чудотворец святитель митрополит. Сербско-русский святой (святитель петр цетиньский чудотворец, митрополит и владыка черногории)

Первым из семьи Петровичей-Негошей стал Черногорским митрополитом . После смерти владыки Даниила в году его преемником стал дядя святого Петра - Савва , и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей , переходя от дяди к племяннику.

Получив грамоту о рукоположении, святитель выехал через Вену в Россию , по приглашению своего знакомого сербского происхождения генерал-майора С. Г. Зорича. Еще из Вены святитель писал князю Потемкину , прося устроить аудиенцию у императрицы. Но Потемкин велел выслать нового Черногорского митрополита из России спустя три дня после его приезда в Санкт-Петербург . Несмотря на протест, святитель был насильственно посажен полицией в экипаж, который гнали без отдыха, через Полоцк и Полочин , пока не достигли государственной границы и не выдворили за пределы страны. Узнав позднее об этом, императрица Екатерина II просила его вернуться, но святой Петр решил никогда больше не приезжать в Россию, хотя и сказал посланным: "Прошу Её Величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу ."

Пока владыка Петр был за границей, скадарский паша Махмуд Бушатли в году напал на Черногорию и сжег Цетинский монастырь , на обратном пути опустошив Приморье. Митрополита по возвращению встречали разорение и голод. Благодаря тому что владыка привез картофель, который он приобрел в Триесте , эта культура была распространена в Черногории. Благодаря картофелю, как свидетельствуют записи Вука Караджича, многие тогда спаслись от голодной смерти.

С первых шагов на родной земле в новом сане, святитель стал бороться с обычаем кровной мести, который был бичом в стране. Целые семейства погибали из-за взаимной вражды, многие из страха за свою жизнь даже бежали в Турцию , где принимали ислам . Святой Петр где уговорами, где угрозой проклятия мирил поссорившиеся семьи. Также он стремился искоренить в народе воровство, народные обычаи, противоречащие православному учению. Владыка много потрудился на ниве просвещения народа и борьбы с бедностью.

Борьба за независимость

Черногорцы остались один на один в своей борьбе с французами. В году маршал Мармон отнял духовную власть над православными Боки у святителя и передал ее своему ставленнику Венедикту (Кралевичу) . В августе года 10 тысяч французов под командованием генерала Клоузера предприняли экспедицию в горы, но были разбиты черногорцами. В году черногорцы одержали победу при Скадаре над союзниками французов - турками . А в сентябре - октябре года святитель Петр I с помощью английского флота овладел всей Бокой. 27 декабря года генерал Готье сдал последний оплот французов - Котор . На скупщине в бокельском селении Доброта было принято решение о присоединении Приморья к Черногории.

Почитание

Страница 4 из 4

В 1817 г. наступил страшный голод, продолжавшийся несколько лет. Часть черногорцев, спасаясь от голода, поступила на австрийскую военную службу; многие пытались самостоятельно переселиться в Россию. В 1822 г. голод повторился вновь. Несмотря на тяжелые испытания, Петр продолжал собирание сербских земель. В 1820 г. к Черногории был присоединен освободившийся от турецкого ига район реки Морача с Морачским Успенским монастырем. Взошедший в 1825 г. на русский престол император Николай I повелел выдать задержанную с 1914 г. субсидию Черногории за все годы. Эта помощь из России помогла черногорцам пережить голодный 1830 г. – последний год земной жизни владыки. Вечером 17 октября 1830 г. святитель Петр I продиктовал свое завещание черногорцам. В нем он назначил своим преемником племянника Радивоя (Раде) – будущего великого черногорского поэта Петра II Негоша. На следующий день, 18 октября, св. Петр тихо отошел к Богу без болей и смертных мук, окруженный старейшинами черногорских племен, которым он давал последние наставления. Над его гробом на Вельем гумну перед монастырем старейшины поклялись жить в единстве и подчиняться его преемнику. Святитель был похоронен в Цетинской монастырской церкви. Ровно через 4 года – 18 октября 1834 г. – по повелению владыки Петра II был отворен гроб святителя и открыты его нетленные мощи. Тогда же он был причислен к лику святых, а его мощи положены в открытом ковчеге в церкви Цетинского монастыря. Во имя святителя стали воздвигаться храмы. Одной из первых стала церковь на вершине Ловчена, построенная в 1844 г. владыкой Петром II, в которой он завещал себя похоронить. Эта церковь, обновлённая в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Краснова, была разрушена коммунистами в июле 1972 г., и вместо неё был сооружён языческий мавзолей. С этим кощунством верующие связывают последовавшее вскоре катастрофическое землетрясение 1979 г., эпицентр которого находился в Черногории. Святитель вскоре прославился как чудотворец. Рассказывают, что однажды арнауты, собравшись в большом количестве, напали на черногорское село Салковину, где было очень мало защитников. В решающий момент сражения, когда арнауты кинулись на черногорцев всеми силами, и последним грозила неминуемая гибель, впереди черногорцев появился всадник на белом коне. Один из албанцев подскочил к нему и дважды выстрелил в него, но всадник остался невредим, а из него ударило зеленое пламя, от которого арнаут побежал, крикнув своим: «Напрасно биться, когда перед черногорцами св. Петр». За ним бежали и остальные нападавшие. После этого события, когда переменяли одежды на святом, башмаки его оказались полны песку. 17 октября 1888 г., накануне дня св. Петра, у села Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Москву. Царская семья чудом осталась в живых. Черногорцы, узнав об этом, объяснили спасение благоволившего к ним императора Александра III заступничеством святителя. Указом Черногорского митрополита Митрофана (Бана) по всей Черногории было установлено в день св. Петра Цетинского ежегодное празднование чудесного спасения царской семьи. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19–20 апреля 2000 г., было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых, в число которых был включен и святитель Петр Цетинский, на том основании что он учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Мощи св. Петра Цетинского на начало XXI в. покоились в Цетинском монастыре. Память 18 октября и в Соборе Санкт-Петербургских святых.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19-20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых в неделю третью по Пятидесятнице. В число Петербургских святых включен и святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви.

Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Исключение составляет изданная в 1999 году в Российском отделении Валаамского общества Америки книга "Дух святых над Сербией", где помещены краткие данные о нем (но неверно указано название места его подвигов и упокоения). Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и "полудержавных" правителей. А ведь до Октябрьского переворота имя его было широко известно у нас, о нём выходили книги и публиковались статьи в русских православных и славянофильских изданиях. Хочется надеяться, что решение Св. Синода станет первым шагом к восстановлению нашей памяти о святом Петре Цетиньском. С этой целью мы публикуем жизнеописание святителя и перевод статьи о нем собрата Цетиньского монастыря протосингела о. Йована (Пурича) .

Святитель ПЕТР Цетиньский Чудотворец,
митрополит и владыка Черногории
(Петр I Петрович-Негош)

(Память 18/31 октября и в неделю третью по Пятидесятнице)

Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины (Андьюши), урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.

В 1758 году владыка Савва выбрал себе в преемники своего десятилетнего племянника, прозрев в нем будущего святителя и народного вождя. Призвав его к себе, он сказал: "Прииди сыне ко мне, благодать Всевышнего да почиет на тебе, яко быти тебе народу и отечеству твоему во всем полезну. Со мною же и народ наш возлагает отсель на тя надежду ради своего благополучия. Преблагий Господь да поможет ти быти крин украшаящий горы сия".

Живя в Цетиньском монастыре, будущий Святитель учился книжной премудрости под руководством митрополита Саввы и своего наставника инока Даниила. В двенадцать лет он был пострижен в монахи с именем Петр (мирское имя его осталось неизвестным), а в семнадцать - рукоположен в иеродиакона.

В 1765 году соправитель и двоюродный брат владыки Саввы митрополит Василий отправился в третий раз в Россию за помощью для Черногории и взял с собой иеродиакона Петра для продолжения образования. Но учение продолжалось недолго. 10 марта 1766 года митрополит Василий умер в Петербурге и его племянник был вынужден вернуться домой.

Здесь он стал ближайшим помощником митрополита Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а вскоре сделал его архимандритом.

В 1768 году в Черногории появился самозванец Степан Малый, выдававший себя за чудом спасшегося русского царя Петра III. Князь Долгорукий, посланный из Петербурга его разоблачить, посчитал полезным для интересов России утвердить Степана Малого правителем Черногории. В 1773 году Лжепетр был убит своим слугой-греком, подкупленным скадарским пашой. После его смерти в Черногории настали смутные времена и владыка Савва (отодвинутый в тень во время правления Степана Малого) отправляет архимандрита Петра в Россию за помощью. Эта поездка не имела успеха, так как Екатерина II не захотела принять его.

В 1781 году умер столетний митрополит Савва и его преемником стал другой его племянник, нелюбимый в народе Арсений (Пламенац), замещавший владыку во время правления Степана Малого. Через три года он умер и на черногорский престол всем народом был выбран архимандрит Петр.

13 октября 1784 года в соборной церкви в Сремских Карловцах св. Петр был рукоположен сербским митрополитом Моисеем (Путником) в митрополита Черногорского, Скендерийского и Приморского.

Получив грамоту о рукоположении, Святитель выехал через Вену в Россию, по приглашению своего знакомого сербского происхождения генерал-майора С.Г.Зорича. Еще из Вены Св. Петр писал всесильному князю Потемкину, прося устроить аудиенцию у императрицы. Но Потемкин велел выслать нового черногорского митрополита из России спустя три дня после его приезда в Петербург. Узнав позднее об этом, Екатерина II просила его вернуться, но Св. Петр решил никогда больше не приезжать в Россию, хотя и сказал посланным: "Прошу Её Величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу".

Пока владыка Петр был за границей, скадарский паша Махмуд Бушатли в 1785 году напал на Черногорию и сжег Цетиньский монастырь, на обратном пути опустошив Приморье. Митрополита по возвращению встречали разорение и голод. К счастью, с собой владыка привез картофель, неизвестный до тех пор в Черногории, и это спасло многих черногорцев от голодной смерти.

С первых шагов на родной земле в новом сане, святитель стал бороться с обычаем кровной мести, который был настоящим бичом в Черногории. Целые семейства погибали из-за взаимной вражды, многие из страха за свою жизнь даже бежали в Турцию, где принимали ислам. Святой Петр где уговорами, где угрозой проклятия мирил поссорившиеся семьи.

В 1796 году Махмуд-паша Бушатли вновь напал на Черногорию. 1 июля на скупщине в Цетинье главари всех племен подписали договор, названный "Стега" ("Сплочение"), в котором поклялись помогать один другому и "пролить кровь свою за христианскую правую веру". 11 июля у селения Мартиничи черногорцы под предводительством своего владыки разбили турок. Сам Махмуд-паша был тяжело ранен. Св. Петр оценил эту победу как "чудо от самого Господа Бога совершившееся, которому славу и хвалу приносим".

Но поражение не научило Махмуда-пашу, который в сентябре того же года снова вторгся в Черногорию. 22 сентября 1796 года у села Крусы черногорцы в упорном бою, длившемся весь день, вновь разгромили турок, а Махмуд был убит и голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.

Победы при Мартиничах и Крусах открыли новую страницу в истории Черногории, которая добилась фактической независимости. Изменилось отношение к черногорцам и у российских императоров. Получив известие о победе над турками, императрица Екатерина II (незадолго до своей смерти) наградила Св. Петра орденом Св. Александра Невского с бриллиантами, который был послан в Цетинье уже Павлом I вместе с Георгиевскими крестами для отличившихся. В 1799 году этот российский император, ценивший черногорцев за рыцарство, назначил ежегодную субсидию для Черногории.

В 1797 году пала Венецианская республика. Ее владения в черногорском приморье (Бока Которская и Будва) отошли к Австрии. Это вызвало смятение среди жителей приморских городов, которые обратились к св. Петру за помощью. Владыка посетил Будву и ее окрестности Браичи, Побори, Майну и установил там гражданское правление.

Появившийся вскоре австрийский генерал Бради поставил над православными Боки другого владыку. Австрийцы хотели захватить монастырь Майна (давнюю резиденцию черногорских митрополитов), чтобы превратить ее в свою крепость. Но народное вече, созванное св. Петром, не позволило им это сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Майна и Станевичи и получили такой ответ: "Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами... Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь".

18 октября 1798 года на скупщине в монастыре Станевичи был принят первый законник, названный впоследствии "Законник Святого Петра I". (Вторая часть этого законника была принята на скупщине в Цетинье 17 августа 1803 года). Начинавшийся словами "Во имя Господа Спаса нашего Иисуса Христа" законник состоял из 33 пунктов (по числу земных лет Спасителя) и был принят соборно и единогласно с клятвенным целованием Креста, Евангелия и мощей Св. великомученика Пантелеймона. В 1798 года св. Петр учредил первое черногорское правительство "Кулук".

В 1804 году недруги Петра I оклеветали его перед русским императором Александром I, который послал в Черногорию графа Марка Ивелича (уроженца г.Рисан в Боке Которской) и черногорского посланника при русском дворе архимандрита Стефана Вучетича (хотевшего занять место владыки). Ивелич и Вучетич привезли с собой письмо Священного Синода, который выдвигал против митрополита и его секретаря Долчи тяжкие обвинения и требовал явиться ему на суд в Петербург. Но черногорцы встали на защиту своего архиерея и, собравшись в Цетинье 1 мая 1804 года на Скупщину, написали письмо русскому царю, в котором отвергли несправедливые обвинения против св. Петра и просили царя прислать другого посланника, русского происхождения, чтобы он мог беспристрастно во всем разобраться. Новый русский посланник в Боке Маузерский убедился в ложности обвинений против святителя. 16 августа 1804 года митрополит Петр и черногорские старейшины поклялись на верность России. Добрые отношения между двумя странами были восстановлены, что было важно для них перед надвигающейся опасностью со стороны наполеоновской Франции.

В 1805 году Австрия уступила Франции по Пресбургскому договору Боку Которскую. Жители Боки, не согласившись на французскую оккупацию, послали за помощью к митрополиту Петру в Цетинье и русскому адмиралу Д.Н. Сенявину на остров Корфу. В феврале 1806 году русские корабли и черногорские отряды заняли Будву и города Боки. В Савином монастыре в г. Герцег-Нови св. Петр (в присутствии русского посла Степана Санковского, генерала графа Ивелича и командира отряда русских судов) освятил новые флаги бокезских городов.

Весной 1806г. Сенявин с моря, а Петр I с суши заперли французов в Дубровнике. 25 мая и 5 июня русские и черногорцы одержали победы над наполеоновскими войсками у этого города. В сентябре 1806г. соединенные отряды русских (под командованием генерала Попандопуло) и черногорцев (под предводительством владыки) разбили маршала Мармона (которому помогал боснийский визирь). Был взят в плен французский генерал Бове.

26-27 ноября 1806 года адмирал Сенявин захватил остров Корчулу. В этом сражении особо отличился брат митрополита Савва, награжденный русским орденом Св. Георгия 4 степени. Самому Петру I император Александр I пожаловал белый клобук с алмазным крестом.

Совместные успехи русского и черногорского оружия позволяли осуществить давнюю мечту св. Петра о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике. С этим предложением он обратился в 1806г. к русскому царю. Но поражение русских войск под Фридландом 2 июня 1807г. привело к Тильзитскому миру, по которому Александр I уступил Боку Которскую Наполеону.

Черногорцы остались один на один в своей борьбе с французами. В 1808г. маршал Мармон отнял духовную власть над православными Боки у Петра I и передал ее своему ставленнику Бенедикту Кралевичу. В августе 1808г. 10 тысяч французов под командованием генерала Клоузера предприняли экспедицию в горы, но были разбиты черногорцами. (Этим событиям посвятил свое стихотворение "Бонапарт и черногорцы" А.С. Пушкин). В 1812г. черногорцы одержали победу при Скадаре над союзниками французов - турками. А в сентябре - октябре 1813г. Петр I с помощью английского флота овладел всей Бокой. 27 декабря 1813г. генерал Готье сдал последний оплот французов - Котор. На скупщине в бокезском селении Доброта было принято решение о присоединении Приморья к Черногории.

В 1814г. Петр I обратился к Александру I принять соединенные Черногорию и Боку под покровительство России, но император просил черногорцев оставить Боку, перешедшую к Австрии по решению Венского конгресса. И Святитель, скрепя сердце, подчинился воле царя. 1 мая 1815г. черногорцы покинули Котор, лишившись с таким трудом завоеванного выхода к морю. (В конце 1899г. великий князь Константин Константинович, побывавший здесь, в своих стихах так охарактеризует эти события:

Лишь после первой мировой войны Которская бухта вернётся под сербское правление, а в 1920г. здесь вновь появятся русские корабли, но уже с остатками армии Врангеля и русскими беженцами.)

Вскоре для Черногории настали тяжелые времена. Австрийцы часто закрывали для черногорцев доступ в Котор, через который шло снабжение продовольствием, а Александр I не выдавал установленную его отцом ежегодную субсидию. Население постоянно увеличивалось за счет бежавших из Герцеговины от турецких притеснений православных семейств. В 1817 году наступил страшный голод, продолжавшийся несколько лет. Часть черногорцев, спасаясь от голода, поступила на австрийскую военную службу; многие пытались самостоятельно переселиться в Россию. В 1822 году голод повторился вновь.

Но, несмотря на тяжелые испытания Св. Петр продолжал собирание сербских земель. В 1820 году к Черногории был присоединен освободившийся от турецкого ига район реки Морача с задушбиной династии Неманичей - прекрасным Успенским Морачским монастырем.

Взошедший в 1825 году на русский престол Николай I повелел выдать задержанную с 1814 субсидию Черногории (за все годы). Помощь из России помогла черногорцам пережить голодный 1830 - последний год жизни владыки.

Вечером 17 октября 1830 года (накануне дня Св. Луки) Петр I призвал своего секретаря Симу Милутиновича и продиктовал ему свое завещание черногорцам. В нем он назначил своим преемником своего племянника Радивоя (Раде) - будущего великого черногорского поэта Петра II Негоша. Заканчивалось завещание такими словами: "Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей." (перевод П.А. Кулаковского, 1896г.) . На следующий день, - 18 октября, на 81 году жизни и 46 году архипастырского служения, Святой Петр тихо отошел к Богу без болей и смертных мук, окруженный старейшинами черногорских племен, которым он давал последние наставления. "Молись Богу и держись России" - сказал он своему юному племяннику перед смертью. Над его гробом на Вельем гумну перед монастырем старейшины поклялись жить в единстве и подчиняться его преемнику. Святитель был похоронен в монастырской церкви.

Ровно через 4 года - 18 октября 1834г. - по повелению Петра II был отворен гроб и открыты нетленные мощи святителя. Тогда же он был причислен к лику святых, а его мощи положены в открытом ковчеге в церкви монастыря. Тропарь и кондак были написаны сразу после прославления. Службу и краткое житие написал митрополит Сербский Михаил (отпечатаны в Москве в 1895г.).

В честь Цетиньского чудотворца стали воздвигаться храмы. Одной из первых стала церковь на вершине Ловчена, построенная в 1844г. Петром II, в которой он завещал себя похоронить. (Эта церковь, обновлённая в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Краснова, была разрушена коммунистами в июле 1972г., и вместо неё был сооружён языческий мавзолей. С этим кощунственным актом верующие люди связывают последовавшее вскоре катастрофическое землетрясение 1979г., эпицентр которого находился в Черногории.) И в наши дни в Прчани близ Котора строится храм св. Петра Цетиньского (наподобие Ловченского), а в далекой Германии, в Дортмунде местные православные сербы освятили часовенку в его честь.


Чудеса св. Петра Цетиньского


Однажды арнауты (албанцы), собравшись в большом количестве, напали на черногорское село Салковину, где было очень мало защитников. В решающий момент сражения, когда арнауты кинулись на черногорцев всеми силами и последним грозила неминуемая гибель, впереди черногорцев появился всадник на белом коне. Один из албанцев подскочил к нему и дважды выстрелил в него, но всадник остался невредим, а из него ударило зеленое пламя, от которого арнаут побежал, крикнув своим: "Напрасно биться, когда перед черногорцами св. Петр". За ним бежали и остальные албанцы.

После этого события, когда переменяли одежды на святом, башмаки его оказались полны песку. Значит, он действительно выходил из гробницы.


17 октября 1888 года (накануне дня св. Петра Цетиньского) у с. Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Москву. Царская семья чудом осталась в живых. Черногорцы, узнав об этом, объяснили спасение благоволившего к ним императора Александра III заступничеством св. Петра. Указом черногорского митрополита Митрофана (Бана) по всей Черногории было установлено в день св. Петра Цетиньского ежегодное празднование чудесного спасения царской семьи.

Библиография:

На церковно-славянском языке:

  • Митрополит Сербский Михаил (Йованович) "СЛУЖБА ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦУ НАШЕМУ МИТРОПОЛИТУ БОГОЛЮБИВОМУ ГОСПОДАРЮ ЧЕРНОГОРИИ ПЕТРУ ПЕРВОМУ ЧУДОТВОРЦУ ЦЕТИНЬСКОМУ" (с житием). Москва, 1895г.
на русском языке:
  • Попович Л. "Черногорский владыка Петр I", Киев, 1897г.
  • Ровинский П.А. "Черногория в ее прошлом и настоящем", т.1, СПб. 1888г.
  • Александров А.И. "Петр I Петрович, владыка-митрополит Черногорский. Его посвящение во епископа и сказанное им после этого слово", Казань, 1895г.
  • Францев В.А. "К истории наших отношений с Черной Горой в начале XIX столетия (Три письма черногорского митрополита Петра I Петровича Негоша)" - "Русская старина", 1908г., январь, с.239-242.
  • "Церковный вестник", 2000г., №4
на сербском языке:
  • "Житиjе Светог Петра Цетиньског" 1995г. электронная версия - http://www.mitropolija.cg.yu/istbibl/sv_petar_cetinjski.html
  • Михайловиh Б. "Митрополит Петар I - Свети" Цетинье, 1973г.
  • Михайловиh Б. "Историjа Црне Горе" 1975г.
  • Вуковиh Ч. "Петар Први Петрович. Фреске на камену." Титоград, 1965г.
  • Вуксан Д. "Посланице митрополита Црногорског Петра I" Цетинье, 1935г.
В конце XVIII века центром Черногорского государства были две области: Черногория и Брда (брдо - «гора»). Черногория охватывала территорию от Ловчена до Скадарского озера и делилась на четыре нахии (нахия - «район»): Катунскую, Црмничку, Риечку и Лешанскую. Брда занимала пространства на севере от рек Зеты и Морачи, ее населяли семь племен: Белопавличи, Пипери, Кучи, Марача, Ровцы, Братоножичи и Васоевичи. До прихода к власти Петра I связи между черногорскими и брдскими племенами были очень слабыми и разрозненными, что оказывало негативное влияние на вопросы совместного противостояния внешним угрозам.

Петр I Петрович-Негош пришел к власти после смерти его дяди владыки Саввы. После рукоположения в 1784 г. у сербского патриарха Моисея Путника, он отправился в Санкт-Петербург чтобы получить денежную помощь от императрицы Екатерины II. Однако вследствие интриг ее фаворита князя Потемкина, Петр не смог добиться аудиенции и был вынужден покинуть Россию, так и не достигнув своей цели.

Отсутствием владыки в стране воспользовался скадарский визирь Махмуд-паша Бушатлия. Из-за разногласий черногорских вождей, не сумевших организовать сопротивление, ему удалось достичь Цетинье и разрушить Цетиньский монастырь. Это было последнее в истории разрушение черногорской святыни и последний раз, когда туркам удалось достичь столицы. По возвращению в Черногорию, Петра I встретила разоренная земля. Кровная месть, которую искоренил Степан Малый, расцвела с новой силой, народ жил в голоде и страхе. Около 700 человек в то время умерло от голода. Владыке пришлось затратить много сил и весь свой авторитет, чтобы вернуть жизнь государства в прежнее русло.

В 1787 г. Россия, а в январе 1788 г. Австрия объявили войну Турции. Черногорцы выступили на стороне союзников и дважды (в битвах при Мартиничах - июль 1796 г. и Крусах - октябрь 1796 г.) нанесли сокрушительные поражение войскам скадарского визиря М. Бушатлия.

Цетинский монастырь назван в честь Св. Петра Цетинского (Петра I Петровича-Негоша)


Этими победами Черногория на время отодвинула турецкую опасность. Мирный период Петр I посвятил внутреннему устройству своей страны. В 1798 г. был создан первый рукописный свод законов, известный как «Законник Петра I». Он состоял из 16-ти параграфов, а позднее был дополнен 17-м. Статьей 20 этого параграфа была введена обязательная уплата налогов государству, против чего часто восставали черногорцы. В этот период был сформирован и новый орган государственной власти «Правительствующий суд черногорский и брдский», известный в народе как «Кулук».

В конце XVIII начале XIX вв. на Адриатике произошли крупные перемены. Кампо-Формийским соглашением в 1797 г. Наполеон уничтожил Венецианскую республику. Восточные земли Адриатики (Далмация, Бока и часть черногорского приморья) попали под власть Австро-Венгрии и оставались в ее составе вплоть до их завоевания в 1807 г. французскими войсками.

Петр I в сложившейся ситуации действовал достаточно активно. При поддержке российской эскадры адмирала Д.Н.Сенявина, отряды черногорцев и бокельцев на протяжении длительного времени вели успешные сражения с войсками Наполеона в районе Дубровника и Боки Которской. И лишь подписание Россией Тильзитского мира, а также усиливавшееся давление со стороны Османской империи заставили черногорского правителя вернуться к решению более насущных государственных задач. В этот период большое внимание Петр I уделял налаживанию взаимодействия с сербами и бокельцами.

После поражения Наполеона в 1812 г. по Европе прокатилась волна национально-освободительных войн против французов. В связи с этим 10 ноября 1813 г. в Доброте был созван совет и достигнуто соглашение об объединении Черногории и Боки и создании независимого государства. Однако чаяния черногорских народов не оправдались и на этот раз. Объединению воспротивились могущественные державы, по решению которых, на Венском конгрессе в 1815 г. было решено передать Боку под власть Австро-Венгрии.

Общий итог деятельности владыки Петра I Петровича-Негоша, оказался значительным. Прогрессировал процесс создания централизованной государственной власти, появились органы управления. Под влиянием политического и полководческого авторитета владыки усилилось единение черногорских и брдских племен. За свои заслуги перед черногорским народом Петр I был посмертно канонизирован и своими потомками именуется не иначе, как Святой Петр Цетиньский.

Святой митрополит-воитель стал еще в земной жизни символом Черногории. Ему суждено было спасти народ во время тяжких испытаний. Благодаря ему началось стремительное возвышение страны. Союз Черногории с Россией он освятил своим безкровным мученичеством, дав всему народу завет нерушимо блюсти этот союз как великую святыню.

Житие иже во святых отца нашего Петра I, митрополита Цетинского, чудотворца.

Всемогущий Бог - Отец, Сын и Святой Дух - дает каждому народу пророков, апостолов и святых людей, чтобы его вели по пути спасения, выводя из тьмы неверия и зла к свету веры и богопознания, чтобы дали народу разумную надежду на безсмертие в любви Божией и общении Святого Духа. Так в древние времена зажегся и светильник Сербской Церкви блаженными отцами нашими Симеоном и Саввой, возрастившими Церковь Сербскую подобно маслине. Господь послал народу сербскому ангелов-хранителей, чтобы хранили душу его и благовествовали, чтобы учили народ покаянию и следили, дабы не сдвинулся светильник Церкви Сербской с его места (Откр. 2, 5), дабы народ не стал одичавшей маслиной и безплодной смоковницей. Так и в эти последние времена, когда начали охладевать любовь и боголюбие во многих, когда посетил праведный Господь народ свой из-за грехов его человеколюбивым Своим наказанием, предав тело народа, как Иова, в руки вражьи, - тогда послал Бог народу еще одного чудесного апостола и пророка, мученика и подвижника - Петра I, Цетинского чудотворца, истинного духовного столпа, Своего нового просветителя.

Не известен точный год рождения сего крестоносного святителя Цетинского, сего нового Моисея, законодателя и миротворца. Вероятнее всего, он родился в сентябре 1748 года (некоторые говорят, что святой Петр родился в апреле 1747 года, другие - что это было позже на год или два). Родился он в месте, называемом Ньегуши, у благочестивых родителей - Марка Дамианова (Петровича) и Ангелии-Анчуши (Ангелины-Анфисы. - Пер.), урожденной Мартинович. Его дед по отцу, Дамиан, был родным братом знаменитого Черногорского митрополита Даниила (начиная с владыки Даниила престол митрополии Черногорско-Приморской становится наследным в роду Петровичей, переходя главным образом, к племянникам; Даниилу наследовали Савва и Василий, а их наследниками стали Петр I и Петр II, которые теократически управляли Черногорией). Прозрев в десятилетнем мальчике богомудрого пастыря Христова стада и народного вождя, митрополит Скендерийский и Черногорской Савва избрал его из четырех сыновей своего племянника Марка себе в наследники. Подозвав его, он сказал: «Приди, чадо, ко мне, и да почиет на тебе благодать Всевышнего, чтобы ты смог принести пользу своему народу. Вместе со мной отныне народ наш возлагает свою надежду на тебя. Преблагой Господь пусть тебе поможет быть прекрасным цветком, украшающим Черногорию, и солнцем для твоего народа». Так сей избранный, будущий чудотворец, пришел в монастырь Цетинский на учение книжное.

Будучи одарен свыше Богом особыми дарованиями и трудолюбием, Петр весьма преуспевал в учении с помощью владыки Саввы и монаха Даниила, которого ему определили в учителя. В двенадцать лет он был пострижен в лик ангельский, став монахом с именем Петр (о его мирском имени не осталось письменных источников, но в народе существует предание, что при крещении ему было дано имя Лука). В семнадцать лет он был рукоположен в иеродиакона.

В то время владыка Савва имел своим помощником митрополита Василия, весьма даровитого и способного мужа, который в третий раз (в 1765 году) поехал в единоверную и единокровную Россию по делам церковным и народным, взяв с собой и иеродиакона Петра для его образования. Но учение Петра в России не было долгим. 10 марта в Петербурге митрополит Василий упокоился, и Петр вынужден был возвратиться в Черногорию.

Митрополит Савва рукоположил его в иеромонаха, а затем и в сан архимандрита. Он жил в монастыре Станьевичи и в Цетинском монастыре с тихим владыкой Саввой, возрастая духовно, непрестанно трудясь над своим образованием. Прежде сильная и энергичная личность митрополита Василия вдохнула в него смелость и целеустремленность, а теперь, неопытный в мирских делах, митрополит Савва вместе с жительством в монастыре освежал его юную душу небесной росой молит-венности, смирения и поста. Его ум с детства был утвержден в целомудрии, которое послужило основанием для его последующего дерзновения пред Богом и людьми и для его божественного благоразумия. Однажды пробудившееся в нем стремление к Богу, к познанию тайн сотворенной Им природы все больше развивалось в душе молодого монаха. Все занимало эту девственную душу, от младых ногтей принесенную в дар девственнику - Богочеловеку Христу. Интересовался он и богословием, и естественными науками, историей и географией, учил языки и собирал любимые книги. Он привык с детства к суровым условиям времени, в котором жил.

Очень рано ему стало известно существование демонических сил, которые и снаружи, и изнутри вредят человеку и разъедают организм его народа. Он понял, наученный Богом, что это несчастье можно победить лишь огненной ревностью пророка и беззлобием голубя. Он видел, как над головой православного народа в этих горах висит острый агарянский меч, как некогда меч фараонов над главой богоизбранного народа израильского. От его богомудрого ока не мог укрыться еще один опаснейший враг - внутренний: междоусобная кровавая борьба между племенами, кровная месть, разные пороки, искажающие народную душу, нищета, разбой, убийства. Народ скорбел в своих бедах, как некогда пророк Иеремия: Мы сделались сиротами, без отца; матери наши, как вдовы... Нас погоняют в шею, мы работаем - и не имеем отдыха... Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их (Плач. 5, 2, 4-5). Советы смиренного Саввы, с которыми жил Петр, и примирительные суды племенных глав были безсильны остановить раздоры и кровопролития, которые все больше умножались после смерти митрополита Василия, поддерживаемые агарянами.

В это смутное время объявился в Черногории некий странный самозваный царь Шчепан Малый, который представлялся измученному и разъединенному народу как русский царь Петр III. Простодушный народ, устав от зла и несогласия, принял эту таинственную личность как избавителя. Он же уверял, что его привело в Черногорию Божие наитие. «Слушайте, черногорцы, глас Господа Бога и славу святого Иерусалима. Я не отсюда пришел к вам, но послан от Бога, Чей голос услышал: встань, пойди, потрудись, и Я помогу тебе». Турки же, видя, что его появление вдохновляет балканскую райю, и опасаясь всеобщего восстания, старались его убить, а он, получив доверие народа, требовал от него жить в мире со всеми, примирясь и между собою, и прогнать разбойников и убийц. Этот ложный царь любил Православие и, несмотря на свое самозванство, все же принес пользу народу. Но чтобы осуществлять свою светскую власть, он заменил ученого митрополита Савву его суетным племянником Арсением Пламенацом, которого народ не любил. Когда этот удивительный властитель был убит (1773) своим слугой, подкупленным турками, то снова в народе забушевали жестокость и страсть, а семя раздоров принесло свои страшные плоды.

В то тяжелое время молодой архимандрит Петр был еще неизвестен и непризнан, а другого человека, который был бы в силах установить мир в крае, мир между племенными главами и в народе, тогда не было. Шчепан Малый усилил светскую власть гувернадуров из рода Радоньичей и уменьшил влияние митрополитов из рода Петровичей, объединявшего продолжительное время черногорские племена. Видя столь тяжелые беды и напасти, которым подвергался народ, благородный Петр, полный любви к братьям своим, старался с Божией помощью погасить разбушевавшийся пожар внутреннего зла, который грозил уничтожением словесному стаду Христову. С благословения старого митрополита Саввы он с несколькими спутниками второй раз направился в Россию (1777), ища помощи от единоверного братского народа Руси и покровительства в русском царе для своего маленького и нищего народа. Но его долгое путешествие было напрасным. Русская императрица Екатерина II не захотела его принять, и он со своими спутниками вынужден был покинуть Петербург и возвратиться домой без всякого результата. Также и могучая австрийская империя, у которой он на обратном пути искал помощи и защиты, осталась глуха к его мольбам.

Когда в 1781 году упокоился столетний митрополит Савва, то встал вопрос о выборе его преемника. Хотя большая часть народа указывала на молодого архимандрита Петра, однако был избран племянник митрополита Саввы и его прежний помощник Арсений Пламенац, которого народ не любил. Так было необходимо, чтобы по Божественному Промыслу душа молодого Петра была испытана, как золото в огне, чтобы в подходящее для этого время еще ярче засиять для правды и мира Божиего.

В конце концов, против своей воли, принужденный доверием и любовью народа, снабженный рекомендациями племенных глав и гувернадура Радоньича, отправился будущий святитель в Вену, чтобы у австрийского императора испросить позволения рукоположить его в архиерея некоторыми сербскими православными епископами, которые жили в австрийской державе. В это время умер и митрополит Арсений (1784), поэтому очи всего народа были устремлены на архимандрита Петра. Рекомендуемый вождями племен, гувернадуром и всем народом как боголюбивый и добронравный, он получил дозволение от австрийского двора, чтобы его рукоположил в архиереи Карловацский митрополит Моисей Путник.

Но на пути из Вены в Сремские Карловцы приключилось со святым еще одно искушение, или «Божие посещение», как он сам это назвал. Он выпал из экипажа и сломал правую руку. Лукавый хотел помешать тому, чтобы десница святого приносила мир, согласие и благословение, но Господь через шесть месяцев возвратил здоровье Своему избраннику, и 13 октября 1784 года он был поставлен в Сремских Карловцах, в соборном храме, тремя епископами в архиерея Черногорского, Скендерийского и Приморского.

В своем первом архипастырском поучении новый архиерей называл себя «недостойным слугой и рабом Иисуса Христа», выражал свою радость от принятия архиерейского сана, а через него и вся его паства, которая против воли заставила его, полного смирения, быть избранным ее архипастырем. Святой дал уверение, что не погубит надежд своей паствы. Он говорил, что приехал сюда печальным, а уезжает радостным, приняв рукоположение и видя устройство здешних церквей Божиих. Он говорил, что все это останется глубоко запечатленным в душе и что он будет проповедовать народу «вместе с самим собою», для того чтобы свершилось все благое, на что его благословил здесь Бог. В конце он просил митрополита Моисея и других архиереев, чтобы к его пастве продолжали относиться милостиво, с любовью и молились о ней. В свою очередь, новый архиерей Христов дал обещание: «А я, вместе с моей паствой, которая находится далеко отсюда и подвергается различным бедам отовсюду, постараюсь до конца своей жизни остаться с вами в истинном союзе веры, надежды и любви».

Новый Черногорский митрополит был, как записал один их присутствующих на его рукоположении, человеком высоким и стройным, с правильными и красивыми чертами лица, большими прекрасными глазами. Его длинные; волосы и борода свидетельствовали о достоинстве его сана, «а его обхождение с людьми выдавало в нем истинного дворянина».

Получив от митрополита Моисея (Путника) грамоту о своем рукоположении, в которой говорилось, что он посвящен по желанию черногорского народа и его представителей, святой Петр решил снова, «ради нужд народных», через Вену отправиться в Россию. Сначала он поехал на призыв своего знакомого генерала Зорича в Шклов, но не найдя его там, отправился прямо в Петербург. Еще из Вены он писал князю Потемкину, прося его устроить аудиенцию у императрицы Екатерины II , выражая готовность пролить и последнюю каплю крови в служении интересам единоверного братского русского народа.

Князь Потемкин уже способствовал однажды тому, что святой был вынужден уехать из России с пустыми руками без всякой помощи. И теперь вновь Потемкин - по своему личному предубеждению или по клевете злых людей - устроил так, что блаженный был выслан из Петербурга через три дня после своего прибытия. Несмотря на протест, он был насильственно посажен полицией в экипаж, который гнали без отдыха день и ночь, через Полоцк и Полочин, пока не достигли государственной границы и не выдворили за пределы России. При этом говорилось, что святой - не архиерей, а самозванец, так как получил архиерейство без дозволения русского Синода.

«Воистину, - писал впоследствии об этом немилосердном поступке сам митрополит Петр, - мне кажется странным и беззаконным сначала наказывать человека, а затем проверять его дело». И думал святой, удивляясь, - неужели они не знают, что власть русского Синода не распространяется за пределы Российской державы? Он считал: пусть о нем судит Бог и совесть всякого человека, который не омрачен неправдами. «Как Христа от Ирода к Пилату, так и меня зверь зверю передавал на еще большее оскорбление и поругание», - сетовал незлобивый архиерей, огорченный несправедливостью, которая была совершена не только с ним, но и с его паствой, никем не защищаемой, кроме Бога.

Узнав о происшедшей ошибке, Екатерина II призывала его возвратиться, но он уже больше не пожелал ехать в Россию. При этом насколько он был незлобив и незлопамятен, показывает любовь, которую он воспитывал в своей пастве к единоверному русскому народу, называя постоянно русского царя своим защитником и защитником своего народа. В своем завещании народу он проклинал всякого, который бы «помыслил и решил отступить от надежды на единоверную и единокровную нашу Россию, от ее покровительства». Если же кто покусится это сделать, то «да Бог Сильный пусть сотворит так, чтобы от него живого мясо его отпало и чтобы отступило от него все добро - и временное, и вечное».

Пока владыка еще был в России и стучался в наглухо закрытые двери, чтобы помочь своему народу, скадарский везир Махмуд-паша Бушатлия, воплощение духа злобы, опустошил его землю, а пастве причинил поистине крестные страдания. Безбожный паша еще раньше начал заковывать народ в железо и наполнил Скадарскую тюрьму осужденными для устрашения христиан. Наущаемый темной силой, он ссорил между собою одних христиан, других подкупал, чтобы легче покорить, готовясь с огнем и мечом пройти по Черногории. В конце концов он ударил с восемнадцатитысячным войском, которое большей частью состояло из албанцев-католиков, чтобы покорить или уничтожить тех, кто поклялся в Цетинье защитить «очаги, веру и слабых». Силе этого войска черногорцы не смогли успешно противостоять. Одних он убил, других обратил в рабство; разрушил город, святыню Цетинского монастыря спалил огнем. На монастырских воротах он для устрашения повесил монаха, который здесь оставался беречь святыню. Уцелевший народ рассеялся по горам. Осквернив цетинскую святыню, паша с войском спустился через Ньегушей и, коварно их обманув, разорил их удел, а затем опустошил землю племени Паштровичей. Кто тогда не погиб от меча и не попал в рабство, тот умирал от голода, раздоров и болезней, а когда наступила зима, то многие умерли и от холода. Тогда лишь от голода умерло около 700 человек, включая женщин и детей. Многие жили в срубах, сложенных на скорую руку, или в пещерах; ели кору с деревьев и варили траву с кореньями.

Все это и встретил вместо утешения и приветствия владыка, когда возвратился в свою родину на пепелище и сам принес из России вместо помощи - одно унижение от сильных мира сего. Видя бедствия своего народа, святой горько плакал и вздыхал, как пророк Иеремия на развалинах Иерусалима. Сотни отчаявшихся людей вышли из пещер, чтобы его встретить на развалинах Цетинского монастыря. Все вперяли в него свои очи и ждали спасения, а он мог надеяться теперь только лишь на Бога. Поцеловав обгоревший порог монастырский, митрополит благословил народ и вынул из дорожных сумок все, что в них было съедобного, и дал детям. Глав же племен позвал на совещание. Единственное, что он принес своему разоренному войной народу из Европы, был картофель, который он приобрел в Триесте и распространил в Черногории. Эта культура еще не была повсеместной в этих краях, и, благодаря картофелю, как свидетельствуют записи Вука Караджича, многие тогда спаслись от голодной смерти.

Но самой тяжелой раной в душе паствы святого был обычай кровной мести. Предлоги для убийств и междоусобных кровопролитий часто были ничтожны. Мелкие убытки, вред скоту, обидное слово часто служили поводом к кровопролитию, по закону Ламеха, который говорил: Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт. 4, 23). Этого было достаточно, чтобы закрутился круг кровавой кровной мести и пошел страшный отсчет головы за голову между родами, селами, семьями, племенами. В каждом ударе грома людям чудился выстрел жаждущего отплатить за неоплаченную рану и неотомщенную голову. Матери укрывали детей, которые только начинали ходить, потому что ценой расплаты была каждая мужская голова какой-либо семьи или рода - так что и пахарь всегда пахал с ружьем на плече. Были и те, кто бежал от кровной мести в земли, подвластные туркам, или даже потурчивался - принимал ислам, губя свою душу.

Святой, зная, что кровная месть есть корень и многих других зол, начал свое архипастырское служение с призыва ко взаимному прощению, согласию и пониманию друг друга. Поскольку он обновлял Цетинский монастырь средствами всего народа, то приходил в каждое племя, заходил в каждый дом и умолял, кланялся, советовал, грозил проклятием, лишь бы только люди забыли свои старые обиды.

Святитель желал, чтобы сплотился силою любви Христовой разделенный ненавистью народ, чтобы исцелились отравленные демонским противлением души. Посещая одни за другими племена и роды, охваченные кровной местью, он назначал день общего собрания и примирения. Если он не добивался результата с первого раза, то снова возвращался и оставался здесь до тех пор, пока всех ни примирял. Особенно часто он пользовался святыми и драгоценными дарами милости Божией: обычаем кумства именем Божием и святым Иоанном*. К некоторым он приходил сам, другим слал свой крест как знак Божиего и своего присутствия, третьим писал письма и послания. Нередко он вставал между враждующими родами и племенами с крестом, простирая руки, чтобы остановить грозящее кровопролитие, которое могло прямо сейчас начаться или уже было в разгаре. Он тогда заклинал страшным именем Бога Вседержителя и святым Иоанном, со слезами и поклонами, а если это не помогало, то тогда угрожал проклятием.

Кто бы мог исчислить чудные дела и добровольные распятия за ближних своих этого нового пророка и апостола, мученика и подвижника! Он воистину клал душу за ближнего своего пОслову Господа (Иоан. 15, 13). Вместе с апостолом он говорил каждый день: Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 29) и еще: Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Особенно святой заботился о бедных. Это видно из его посланий, где он защищал одного бедняка, Петра Попадича, чтобы его не разорили ускоки*, ибо он кормил не только свою семью, но и детей своего брата, оставшихся сиротами. Еще он писал, что всегда защищал бедных, старых и немощных, и ничуть не меньше за пределами Черногории, чем в ее пределах. Когда же нужно было примирить людей, то он не жалел ни сил, ни времени.

Приведем лишь один пример: он четырнадцать раз в течение одного года шел в Речскую нахию, чтобы помирить Цеклян и Добрнян. По свидетельству самого святого, он посещал обе стороны и молил только, чтобы ему пришлось отныне приходить по более веселому поводу. Он писал: «Когда подумаю о той любви, которая у меня была с ранних лет с Речской нахией, то забыл бы все свои прежние труды и снова бы начал стараться в мучениях предотвратить зло - лишь бы только оно ушло навсегда! Ничего больше не желаю - лишь бы Речская нахия поклялась уничтожить основу этого зла, чтобы готова была нести ответственность перед Богом за свое клятвопреступление и тот дурной пример, что она дала остальному народу». По поводу посещения Цеклян и Люботинян он писал: «Вспомните, о Цекляне, что Люботиняне вам братья, а вы - братья Люботинянам. Их зло не может вам никакого добра принести, а ваше зло - им».

То же самое он говорил и тому же учил и другие роды и племена и всех людей, уча даже туркам лишнего вреда не делать, так как наши общие прародители Адам и Ева и все мы - дети Единого Отца. Всем он советовал жить в мире и согласии между собой, чего бы это ни стоило. Ложную святость он обличал, а клевету истреблял как богопротивное зло. Так, когда кто-то оклеветал девушку из рода Обрадовича из места Каменного, чтобы погубить ее честь и сделать несчастной, то святой писал в это место, что богомерзкое дело - осуждать ближнего своего и убивать его честное имя, и заклинал их: всякие подобные богопротивные попытки да прекратятся. Еще он стремился искоренить в народе воровство, ослушание и всякое самовольство, не щадя, как говорил сам святой, ни живота своего, ни имущества, в неописуемых непрестанных трудах жертвуя всем ради общего согласия и всеобщего блага народного.