Как жить с мужчиной шизоидного типа. Почему шизоиду плохо в одиночестве? Расщепление шизоида

Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

У шизоидов отношения с людьми складываются непросто. Им трудно так выражать мысли, чтобы их легко поняли. Еще труднее быть понятыми в их психологических переживаниях, прежде всего потому, что они косноязычны, говорят с паузами, невыразительно или даже с неадекватными интонациями; сопровождая неадекватной же мимикой.

Поэтому общаются они избирательно - с теми, кто понимает их духовные запросы, кто может поддержать интеллектуальный разговор. Шизоид рад общаться и с человеком более , чем он сам, и с людьми менее эрудированными. Обычно он не высокомерен, склонен принять чужую точку зрения и спокойно разъясняет свою. Ему интересно содержание поднятой темы. Но он может быть и высокомерен, если это касается его творчества и профессиональной состоятельности.

Шизоиды предпочитают одиночество и не хотят никого пускать в свой внутренний мир . Шизоидка ведет себя по принципу: пусть на меня не обращают внимания, и я не обращаю внимания. Шизоид ходит в одиночку в туристские походы, чтобы уйти от общения с обыденным окружением. В одиночестве часто онанирует, переживая само одиночество и устрашаясь тем «вредом», который врачи прошлого приписывали онанизму. Впрочем, в результате чтения разных книг, в том числе на сексуальные темы, переживания относительно приписанного вреда сейчас все реже. Но онанизм заставляет как бы обращать лишний раз внимание на сексуальное одиночество и страдать от него сильнее.

Когда я написал «предпочитают одиночество», я не имел в виду «любят одиночество». Шизоид стремится к уединению, если ему трудно с определенными людьми, а не вообще стремится быть один. Шизоиды рады бы , но не доверяют многим, боятся ударов по психике. Поэтому сближаются они далеко не сразу. А значит, и не набирают большого круга общения.

Все же как-то они общаются. Больше с такими, как они сами, одиночками и больше по интеллектуальным интересам. Делятся своими идеями, ходят друг к другу в гости, засиживаясь допоздна, обсуждая отвлеченные проблемы, прокуривая воздух, квартиру, дом. Сигаретный дым в их доме - это своего рода психологическое сопровождение их дружбы .

Для шизоида старый друг лучше новых двух, не то что для и . Дружат они годами, расширяя круг общения по воле судьбы.

Шизоиды при определенных обстоятельствах могут быть даже откровенны, «подставлять живот». Но тому, кто проявил уже известную надежность, интеллектуальное сродство.

В школе шизоиды иногда дружат с хулиганьем, которому дают списывать, точнее, хулиганье «дружит» с ними.

Шизоид в своей жизни редко прибегает к вранью. Это не истероид и не паранойяльный, которые используют ложь в манипулятивных целях, и не , который врет просто потому, что надо о чем-то болтать, а настоящей темы для разговора нет. А шизоиду зачем врать? Он ничего не выгадывает. Удовольствие его - в размышлениях, поэтому, чтобы получить удовольствие, ему юлить не надо.

Шизоиды не как и , но достаточно надежны. Вовремя отдают долги, выполняют обещанное, слов на ветер не бросают. Они договариваются, а не манипулируют. Договоры выполняют. Запишут - выполнят. Шизоид более или менее дисциплинирован, редко опаздывает. Он формалист. Доверять ему в целом можно, он не вероломен. Но он может забыть об обещании, не совсем как гипертим, но уж и не как эпилептоид. Шизоид может просто заработаться и забыть. Спохватывается: неудобно, но обещание не выполнено.

Шизоиду небезразлично его доброе имя, но и благодарности особой от него не стоит ждать, он суховат.

Шизоид не будет жертвовать собой ради , но и жертвоприношений тоже не потребует, так как не ставит перед собой особых целей, для него нет сверхценностей.

Шизоидная - тоже некая безэмоциональная формальная абстракция.

Этакая справедливость судьи из романа Агаты Кристи «Десять негритят».

Там, правда, он и суд творит, и приговор приводит в исполнение. Я имею в виду ту безэмоциональность, с которой он творит этот суд.

И добро шизоид творит абстрактное (подчас хаотично), это некое служение какому-то абстрактному идеалу. Шизоид не чувствует благодеяний и по отношению к себе. Если он не просил, а ему что-то сделали хорошее, он может и не понять, что это благодеяние. Или напротив: незначительная деталь, услуга, может сильно его тронуть; в этом случае он способен испытывать горячую благодарность, которую, опять же, не знает как выразить, а потому и не выражает.

В отношениях с людьми шизоид в целом, можно сказать, формалистичен, схож в этом с эпилептоидом. Но для эпилептоида важно, что он блюдет общественный интерес, а для шизоида важна именно форма, формула.

В последнее время стала очень популярна прикладная психология. Люди пытаются объяснить свои привычки, поступки и характер видом темперамента, типом личности и даже цветом волос и глаз. Многие из этих методов не выдерживают никакой логики, хотя даже с научной точки зрения, психология – дисциплина весьма относительная. К тому же, в Беларуси эта отрасль медицины развита плохо. Многие психические расстройства сложно заметить, и еще сложнее диагностировать, однако все они без исключения наносят здоровью огромный вред. Некоторые из них вовсе приписываются к «сложному» характеру и игнорируются – как окружающими, так и самим человеком.

Взять, к примеру, депрессию – пожалуй, самую популярную из списка психологических расстройств. Чего только не выдумывают о ней! За нее принимают случайный порыв грусти, ее выставляют как нечто романтичное. Многие люди бросаются этим словом, не думая, что на самом деле за ним стоит. Между тем, депрессия – это опасное расстройство психики, которое может привести к проблемам как со здоровьем, так и в социальной жизни. Люди, заканчивающие жизнь самоубийством из-за депрессии, не книжная глупость, а вполне жестокая реальность. Примеров может быть много: анорексия, шизофрения, раздвоение личности и прочие расстройства стали весьма частыми гостями в литературе и социальных сетях.

Однако я хочу рассказать об одном из самых незаметных и малоизвестных расстройств психики. Шизоидное расстройство личности часто путают с шизофренией и иногда считают их одним и тем же понятием. Тем не менее, сразу же разделите эти два заболевания – они никак друг с другом не связаны, а шизоид и шизофреник – совершенно разные люди.

Итак, что же это за болезнь? Шизоидное расстройство – это расстройство личности, характеризующееся склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путем замыкания в себе и ухода в фантазии. Проще говоря, шизоид – это человек, который сторонится общения, для которого сам процесс взаимодействия с обществом почти что мучителен, и он находит укрытие в собственных мыслях. Однако интроверсия не является расстройством психики, так что не спешите называть всех интровертов шизоидами, хотя у них есть общие черты.

Как же отличить интроверта от шизоида и как общаться с людьми, сознательно избегающими общения? Будучи «владельцем» такого неприятного расстройства, я давно уже научилась жить и справляться с этим. Поэтому было бы очень здорово, если бы люди поняли нас и наши особенности.

Как у любого психического расстройства, шизоидное также имеет свои диагностические критерии. Самые главные из них: эмоциональная холодность, неспособность получить удовольствие от какого-либо вида деятельности (или получение удовольствия только от одного), склонность к фантазиям и одиночеству, а также нечуткость к социальным нормам и устоям.

Описывая шизоида как человека, можно сказать, что он почти не проявляет никаких эмоций, равнодушен, предпочитает уединение и зачастую имеет только одного-двух друзей, а то и вовсе их не имеет. Также эти люди очень часто выступают против социальных установок, но делают это тихо, незаметно и упрямо. Мы не поддерживаемся общественных норм, если считаем их ненужными, несправедливыми, бессмысленными и т.д. Мы – люди «вне потока», одиночки поневоле.

Конечно, это не значит, что шизоиды вообще не испытывают чувств или совсем не хотят ни с кем общаться. Сейчас, в эпоху интернета, жить на расстоянии стало куда проще. Можно даже работать, не выходя из дома и не общаясь с чужими людьми. Да и переписка для нас гораздо более простой вид общения, чем устный разговор.

Сначала рассмотрим главные различия. В интернете мне доводилось видеть комикс про интровертов, где личное пространство оных сравнивалось с прогулочным шаром для хомяков. Следуя этому примеру, личное пространство шизоида – это хорошо укреплённый бункер. Слабое проявление чувств и привычка не обращать на многие вещи внимание делает нас практически непробиваемыми. То есть, если в «шар хомяка» можно пробраться, то в «бункер» вам уже не пройти.

Шизоид предпочитает находится на расстоянии от всех и от всего, и редко поделится с вами своими настоящими мыслями. Близость ассоциируется прежде всего с нарушением личных границ и поглощением обществом – то есть, проникновением в «бункер». Это навязчивое ощущение заставляет нас держать дистанцию для нашей же сохранности. Замкнутость – это защитный механизм, потому что сознание говорит шизоиду: близость=опасность. Отсюда же идет и нечуткость к социальным нормам. В нашем понимании похожесть на других – еще один способ «поглощения», проникновения в личное пространство. Поэтому многие шизоиды пытаются не вписываться ни в какие рамки общества.

Поэтому первое правило общение с шизоидом – не нарушать границ. Мы будем говорить только то, что посчитаем нужным. Мы не пытаемся задеть вас, переманить на свою сторону или загипнотизировать. Мы не считаем нужным лезть в чужой огород и узнавать ваши секреты и тайны – нам хватает своего «бункера». Однако и вам придется поступать также. Если шизоид почувствует угрозу для своих «границ», он еще больше отдалится, а то и прекратит общение совсем.

Одна из самых главных черт шизоидности – безэмоциональность. Это не значит, что мы не испытываем чувств совсем, просто они очень слабые по сравнению с эмоциями остальных. Даже наши движения и мимика со стороны могут показаться угловатыми. «Каменное лицо» и холодный, уравновешенный тон во время разговора – это нормальное дело.

Не нужно обижаться, если на вашу шутку или историю шизоид никак не отреагировал. Нас вообще мало что может рассмешить или расстроить, и эти чувства в большинстве своем затухают очень быстро. Шизоид не может пересилить свою вынужденную холодность, поэтому не стоит упрекать нас в этом. Зато вы всегда можете понять, что зацепило нас по-настоящему.

Также у шизоидов слабо развита интуиция и мы не способны угадывать переживания других, не чувствуем тот момент, когда нужно посочувствовать, выслушать или, наоборот, не навязывать свое присутствие. Также мы не умеем выражать свои эмоции, делится ними с окружающими. Это нередко может стать причиной конфликта, который шизоид не может до конца понять. Некоторые вещи просто не являются для нас обидными или зазорными.

С замкнутостью тесно связан еще один диагностический критерий шизоидности – склонность к фантазиям. Шизоид обречен на одиночество, хочет он того или нет. Механизм близость=опасность просто не дает нам общаться с кем-то по-настоящему искренне, мы просто не можем этого сделать. У нас, как и у всех, есть потребность в общении, но у шизоидов она очень мала. Наши фантазии – порой единственное, что у нас есть. Фантазии сохраняют нас, если мы не хотим взаимодействовать с обществом на данные момент, также они могут являться одним из столбов нашего хобби (например, художества, писательства).

Одна из самых необычных черт шизоида – это защитное фантазирование. Чувствуя давление негативных эмоций, шизоид просто «уходит в себя», окунается в свой выдуманный мир, где может спрятаться ото всех и привести свое психическое состояние в порядок. Это может выглядеть странно для тех, кто смотрит со стороны. Например, чтобы уйти в себя мне требуется послушать музыку, и во время этого я имею привычку ходить, бегать и даже подтанцовывать в ритм песни. При этом я не буду обращать на внешний мир практически никакого внимания, словно нахожусь за защитным куполом. Способность мысленно отделиться от реальности также является для шизоида видом отдыха и способом избавиться от напряжения.

Похожим защитным механизмом является интеллектуализация , которая помогает снижать эмоциональность происходящего, при этом не теряя связь с реальностью. Проще говоря, во время стрессовой ситуации, чтобы перестать волноваться шизоид просто «выключает» все свои эмоции, ведь они у него слабее. Это помогает ему остаться в твердом уме и ясной памяти, чтобы иметь возможность преодолеть трудную ситуацию. Когда я сдавала свой экзамен по истории, то не беспокоилась ни о билете, ни об ответе – разум был кристально чист, и я прекрасно ответила, при это ощущая, как дрожат мои ноги. После экзамена стресс от пережитого долго не давал мне успокоится – что-то вроде компенсации за двадцать минут хладнокровия. Эмоции все-таки никуда не делись.

Также следует помнить, что шизоиды в большинстве своем упрямо придерживаются своих взглядов и, скорее всего, вам не удастся переубедить их в чем-то – если только вы не бог красноречия с армией фактов на своей стороне. Боязнь поглощенности обществом (проникновение в «бункер») заставляет нас тщательно фильтровать любую поступающую информацию. Шизоид придерживается только тех взглядов, которые считает верными сам, редко последует за модой (из-за той же боязни). Поэтому на попытку навязать свои взгляды вам, скорее всего, скажут, чтобы вы держали это при себе. Если его взгляды будут неприятны вам, шизоид не будет упоминать о них в общении – нам нет нужды в чем-то убеждать людей. А вот с настойчивым и навязчивым человеком шизоду в большинстве случаев не сойтись.

Еще одна особенность этих людей – их хобби. Оно может быть любым, обычным или странным, но общее во всех нас одно: имеется только одно или пара увлечений, которыми мы занимаются. Нет шизоидов, которые с утра до вечера бегали то в драмкружок, то в клуб фотографов, потом сразу же на художественную выставку, потом в музыкальную школу… Все потому, что шизоида как малоэмоционального человека мало что может заинтересовать. Если он зацепится за какое-то хобби, от которого действительно получает удовольствие, то будет им заниматься, несмотря ни на что. И хорошо, если это заветное увлечение удается найти – некоторые шизоиды вовсе не имеют его, и нет такой деятельности, которая приносила бы им удовлетворение. Так что глупо просить нас о том, чтобы бросить наше любимое занятие – вам просто откажут. У нас и так почти нет любимых, дел, так еще и бросит единственное? Ни за что.

Еще одна, связанная с этим деталь – предпочтение уединённой деятельности. Как человек, часто уходящий в фантазии, шизоид предпочитает хорошенько подумать, чтобы выполнить свою работу тщательно и хорошо. Поэтому шум, людское скопление, отвлечение на разговор мы крайне не любим. Но больше всего шизоиды ненавидят, когда их не просто отвлекают, а пытаются заглянуть в работу, чем бы она не была, без их ведома. Шизоид как человек закрытый, не любит, когда кто-то лезет в его дела, неважно как. Даже если вы хотите дать совет, то мы попросим повременить и не отвлекать нас. Нам сначала нужно закончить работу и довести ее до ума. Только тогда, если вам достаточно доверяют, шизоид продемонстрирует результаты своей деятельности и может попросить вашего совета или мнения.

Итак, если подытожить все, то вот несколько простых советов по общению с шизоидами:

  • Не стоит лезть в личное пространство шизоида, по крайней мере сразу. Долгое и теплое общение в уютной атмосфере поможет вам обоим раскрыться.
  • Старайтесь привыкнуть к холодности своего собеседника, к его отстраненному внешнему виду и некоторых необычных привычках, связанных с уходом в фантазии.
  • Не пытайтесь навязать шизоиду что-то, что ему совершенно не нравится.
  • Если поведение шизоида стало причиной конфликта, вам, возможно, придется объяснить, что пошло не так.
  • Не отвлекайте шизоида от его любимого занятия, не вырывайте из моментов ухода в фантазии, не начинайте разговор, если на данный момент он не расположен к общению.

Конечно, это лишь список советов. Невозможно подобрать правила общения с определенной группой людей, ведь все мы разные. Шизоиды тоже не являются копиями друг друга, более того, шизоидное расстройство имеет несколько типов. Гораздо проще будет сойтись с таким человеком, если у вас есть одинаковые увлечения или предпочтения. О том, что ему
действительно интересно, шизоид может говорить долго, и это может стать началом хорошей дружбы. Возможно, среди ваших друзей имеются шизоиды, но пугаться этого не нужно. Психическое заболевание не делает кого-либо плохим человеком.

Напоследок, хочу сказать: если вы обнаружили у себя признаки и симптомы шизоидного расстройства личности, будет не лишним обратиться к психологу за консультацией. Ни в коем случае не нужно расстраиваться или бояться. Психическое расстройство не сделает вас хуже или лучше, но совет врача поможет разобраться в себе.

Если вы наблюдаете у себя черты шизоидного типа и хотите скорретировать свои особенности, то ваши главные направления работы:

  1. Развитие эмоциональности . Малоподвижное , невыразительный , всегда ровные однообразные , малое использование жестов , словарь без эмоциональных слов-стимулов - вас тормозит. Что делать? Обогащать эмоциональную палитру, развить мимику лица, выучить основные (восхищение, недовольство, кокетство...) и просто чаще общаться, как бы ни было вам это затруднительно. Смотри Развитие эмоциональности
  2. Развитие эмпатии . Пока вы не очень хорошо чувствуете людей, вам трудно правильно ориентироваться. Однако эмпатию ​​​​​​​ можно развивать.
  3. Знание и соблюдение техники общения . Пока вы не очень хорошо чувствуете людей, вы часто их задеваете, сами того не замечая. Чтобы это происходило реже, учитесь грамотно, технично общаться, и обратите особенное внимание на корректность своего общения. Убирайте юмор на партнера, знаки превосходства, категоричность и другие конфликтогены . Чаще просите на себя обратную связь .
  4. Развитие пластики движений . Займитесь видом спорта, развивающим пластику и координацию движений, - например, танцами или восточными единоборствами, причем выразительное у-шу предпочтительнее резкого карате. И будьте готовы к тому, что вначале вам это может даваться нелегко. Научитесь готовить - и особенно то, что нужно делать руками: пельмени, пироги.

Все установки и упражнения для Анти-истероида.

  • Старайтесь понять каждого шизоида и вникните в его теорию, хотя бы его рассказ начался с того, что: "В голове у каждого из нас двадцать четыре процессора, и работают они на следующих когерентных частотах..."
  • Займитесь йогой или методологией. (Юмор здесь поймут только те, кто занимался методологией. И йогой.)
  • Посмотрите упражнения для Человека настроения .
  • Вырабатывайте в себе созерцательность, умение смотреть на мир "как бы через стеклянную стену", гасить импульсивную эмоциональность, вырабатывайте и отрешенность мудреца.
  • Научитесь отделять себя от своих желаний, постарайтесь выйти из-под их власти. Ваша цель - как уничтожение всех желаний.

Коррекция

А.П. Егидес . Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

Советы шизоиду. Займитесь простой гимнастикой, а потом элементами художественной, в спортивных секциях или самостоятельно. Это даст основу для пластики.

И учитесь танцевать. Идите в танцевальные кружки, в художественную самодеятельность, общайтесь с танцующими, заимствуйте у них понравившиеся движения.

Посмотрите на кассетах голливудский фильм «Шоу-герлз», где героиня по имени Ноэми, попав в фешенебельный ансамбль (будучи, правда, истероидкой), перенимает у танцовщиц их движения. А вы возьмите кассеты по аэробике и делайте, как там. Не стесняйтесь неудач. В конце концов получится, и в других микрогруппах вы будете выглядеть не так уж плохо.

Совет психологу. Шизоида тоже можно научить танцевать, но работать с ним придется больше, чем с истероидом, у шизоида нет той пластичности. Так научите, поработайте с ним. Для этого, правда, надо самому тоже научиться. Но если вы действительно психолог-коррекционист, а не теоретизатор, то овладеете и этим.

Советы шизоиду. Стул поднимайте не одной рукой, а двумя: за спинку и за сиденье, тогда он не будет танцевать в ваших руках и не обобьет стены, не попадет в зеркало, вы никого им не заденете. Не пытайтесь переносить столы в одиночку - только насмешите публику, вдвоем это делать всегда сподручнее. Поднимая с блюдца чашку, убедитесь сначала, что она не прилипла к нему, иначе поднимете чашку вместе с блюдечком, а оно - раз и упадет, разобьется, вы обрызгаете людей, а они над вами посмеются. Заварочный чайник берите двумя руками: одной за ручку, другой за донышко или салфеткой за носик чайника - будет негорячо и удобно. Проверьте перед этим крышку чайника, фиксатор крышки поверните назад, чтобы она не слетела. Не прольете и не опростоволоситесь. Если надо налить в маленькие чашечки жидкость, находящуюся в трехлитровой банке, вылейте ее сначала в чайник или кувшин с носиком и уже оттуда лейте в чашечки. Хотите вскипятить воду - убедитесь, что в чайнике ее достаточно. Ставя что-то на газ, заведите будильник или таймер на нужное время. Убедитесь, что при кипении не будет залита конфорка с горящим газом. Если другие конфорки будут продолжать гореть, получится взрыв.

Потренируйтесь носить воду в сосуде, не расплескивая ее. Это лучше делать, держа сосуд двумя руками, и в дополнение надо зафиксировать руки по отношению к туловищу. Вспомните, как держат двумя руками пистолет, прицеливаясь в убегающего гангстера. Усложните задачу: пусть чашка будет налита до краев. Потом усложните и это: пусть будут две чашки, по одной в каждой руке, а чтобы было устойчивее, Можно прислонить их друг к другу. Научитесь не расплескивать жидкость из наполненной ложки, когда вы переливаете ее ложкой из одного сосуда в другой. А если все-таки она прольется, то, чтобы не попало на пол или на скатерть, под ложкой держите другой рукой тарелку, блюдце или хлеб... Пробуйте переливать жидкость из чашки в чашку так, чтобы ничего не пролилось. Для этого надо начинать и прекращать переливание резче, чтобы жидкость не потекла по наружной стенке чашки. Но и в этой резкости стоит соблюсти меру, иначе жидкость расплескается уже из-за резкого движения. Научитесь переливать воду из бутылки в бутылку, не пролив ни капли. Для этого, держа одной рукой одну бутылку, другой - другую, соедините вместе горлышки бутылок под нужным углом.

Потренируйтесь сливать воду из кастрюли, придерживая в ней крышкой картошку. Сделайте это несколько раз, пока не будете уверены, что это всегда будет получаться. Как вы проверяете, кипит ли вода в самоваре? Обычно люди допускают ошибку, из-за которой обжигаются паром: они берутся двумя руками за ручки крышки самовара, и пар вырывается из-под нее и обжигает. Нет, приподнимите крышку за одну ручку, сдвиньте крышку в сторону, откроется щель, и вы увидите, кипит ли вода. Потом сдвиньте крышку назад, чтобы закрыть щель.

Наловчитесь безопасно зажигать спички, так, как это делают все: от себя и серной головкой вперед, а не назад.

Очистите лук, чеснок. Натрите на терке морковь, не поранив себе кожу пальцев.

Вденьте много раз нитку в иголку, чтобы получалось все сразу. Для этого конец нитки срежьте острыми ножницами наискосок, закрутите его пальцами потуже, чтобы он стал несколько плотнее. Левую руку с иголкой и правую руку с ниткой соедините так, чтобы каждая рука фиксировала положение другой. Научитесь, даже если вы мужчина, вязать крючком, вышивать на пяльцах. Это разовьет ловкость при мелких движениях. Усложните условия: научитесь это делать на ходу или при езде в машине (конечно, если вы не за рулем).

Научитесь поднимать с пола уроненные предметы, не сгибаясь в три погибели, а присев на корточки. Научитесь дотягиваться до далекого предмета, уравновешивая себя ногой, как это делают истероиды.

Научитесь правильно садиться в автомобиль. Сначала надо встать спиной к сиденью и сесть на него как можно глубже, а потом поднять ноги и переместить их в кабину. Научитесь снимать пиджак, сидя в кабине машины. Усложните задачу: снимите пиджак за рулем (не пробуйте это делать во время движения!). Сначала попробуйте это сделать сидя на стуле. Самый легкий способ - снять пиджак через голову, как рубашку. Но можно сзади за рукав стянуть его с плеча, а потом за другой рукав стянуть с другого плеча. Это понадобится, если вы оказались в тесноте, а жара не позволяет сидеть дольше в пиджаке. Теперь научитесь снимать свое длинное пальто так, чтобы не подметать им пол.

Догадайтесь, как это можно делать. Научитесь подавать даме и короткое, и длинное пальто. Короткое пальто подать легче. Надо опустить его пониже, так чтобы даме не пришлось задирать руки, чтобы попасть руками в рукава. С длинным пальто труднее, но все-таки надо тоже уметь не подмести пол этим пальто.

Вы сутулитесь. Сколько из-за этого пролито слез! А все просто: девочке-казалось, что ее бюст слишком велик или что рост слишком большой, и она старалась скрыть мнимый недостаток, что и привело к реальному и серьезному недостатку - к сутулости. Бороться с этим можно, но надо решиться. Наденьте на плечи как бы вожжи из тонкой, но прочной веревки (бельевая сгодится). Завяжите вожжи потуже сзади, на спине. Соедините на спине эту «сбрую» с ремнем на талии. И можете надеть любую непросвечивающую одежду. Пять дней такой экзекуции - и вашей сутулости нет и в помине. Если все же торс «вспомнит», как он сутулился, «подстегните» его еще раз этими «вожжами». И незачем тратить тысячи рублей на приспособление, продаваемое через магазин на диване.

Вы хотите, чтобы не случилось непредвиденно чего-нибудь опасного? Давайте обеспечим двойной и даже тройной запас безопасности. Ладно, пусть одинарный, но надежный. Вот вы выключили кипятильник и бросили его тут же, рядом со штепселями от других электроприборов. Вы включаете кофемолку, а штепсель у нее такой же, как и у кипятильника. Можете представить себе, что будет, если вместо кофемолки вы включили кипятильник? Хорошо можете себе представить? Я однажды имел «счастье» видеть, как на моих глазах задымилась скатерть, на которую был так вот брошен кипятильник. Это сделали мои - нет, не клиенты - сотрудники-психологи. Так что вскипятили воду - уберите кипятильник подальше от розеток, в шкаф, так же как и провод от электросамовара или электрочайника старого образца.

Кто-то из коллег-психологов, которые собирались у меня в «Маленьком принце» (шизоиды), поставил включенный электрочайник на включенную электроплитку. Ну ладно, случай из ряда вон выходящий. А обратите внимание, как путешествует чайник с кипятком около обеденного стола. Нередко он оказывается над коленями, а то и над головами людей. Кто-то толкнул, или вы поскользнулись сами, или просто дрогнула рука - и вместо вечеринки - травмпункт. А вот человек пилит или рубит дрова. Если левая рука близко к пиле, к топору - опять травма. Так что, если пилите дрова, обеспечьте двойной запас безопасности: рука должна быть за рогулькой козел. Рубите полено - прежде чем опустить топор, убирайте другую руку. Лезвие ножа всегда направляйте от пальцев, а не в сторону пальцев - не обрежетесь. Держите пальцы подальше от щелей, в которых пальцы могут защемиться. Кастрюли, сковороды и прочую посуду с пищей носите двумя руками, а не одной, даже если кажется, что под силу одной, - меньше вероятности, что перевернется.

Не стоит и портить вещи, которыми вы пользуетесь. Тем более если они не ваши.

Например, вынимать штепсель из розетки надо, придерживая ее, а то расшатается. Не качайтесь на стуле - это не кресло-качалка. Не берите стул одной рукой - заденете людей, мебель, стенки.

Все эти неудачи случаются, конечно, не только с шизоидами, так что прислушаться к советам стоит всем. Но у шизоидов таких оплошностей, в том числе чреватых пожаром и взрывом, все же больше. Именно поэтому в этой главе я уделил им особое внимание.

Но у шизоидов многое другое в их «общении» с предметами требует дополнительного внимания. Ведь неуспех в жизни может зависеть и от того, что человек поправляет очки тычком в переносицу, и от того, что он плохо владеет столярными и слесарными инструментами, и от того, что он неумело пилит дрова, неуклюже вдевает нитку в иголку, неловко садится в автомобиль, а набитые разным хламом карманы пиджака у него неряшливо оттопыриваются.

Впрочем, и здесь не отменяется наше соотношение 66:33. Есть шизоиды и более ловкие. Кроме того, если человек занимается чем-то профессионально (слесарь, столяр), то он совершенствуется в обращении с инструментами и может даже превзойти, скажем, эпилептоида.

Совет начинающему психологу. Организуйте тренинг для преодоления всего этого. Сначала дискредитируйте пациента в собственных глазах. Пусть он поймет, что неловкость мешает ему жить успешно, пусть захочет побороть ее. А потом покажите наглядно это все непосредственно на деле. Если опекаемому вами шизоиду это не удается сразу, то разложите деятельность на действия, действия на движения, движения - на отдельные мышечные сокращения. Проработайте, отрепетируйте каждый элемент. А потом соедините в нужном сочетании мышечные сокращения в движения, движения - в действия, действия - в деятельность. Вот это и будет практическая психология, которая действительно поможет людям, не так, как только рассуждения о теории деятельности.

Я работаю над брошюрой, которая поможет даже шизоидам-акцентуантам овладеть вождением автомобиля. Пришлось разложить сложные действия на малые их составляющие, составляющие - на отдельные действия.

Например, деятельность «завести машину» разлагается на следующие действия: «вставить ключ в гнездо зажигания», «нажать на педаль сцепления до отказа», «повернуть ключ до отказа вправо», «одновременно мягко нажать на газ» и т. д. Каждое действие разлагаем на движения. Например, нажатие на газ можно производить мышцами стопы, или мышцами бедра-голени, или и теми и другими одновременно.

И так вот мы тренируем отдельные движения. Потом соединяем их в слаженное действие.

Научить шизоидов правильно действовать слитно, слаженно - этот подход может иметь всеобщий характер по отношению к предметной деятельности в целом. И не только к предметной, но и к выразительной (жесты, мимика, в целом самовыражение), а главное - к коммуникативной деятельности: прежде всего речи и даже к познавательной сфере, к учению и самообучению.

Итак, мы должны создать условия для того, чтобы шизоид заново научился (или переучился) танцевать, варить суп, пилить дрова. Научите его не толкать пилу от себя, а тянуть на себя, не давить ею на бревно, а подпереть его снизу, чтобы пила не зажималась в распиле, - и вот обретается радость творчества вместо бессмысленных мук от неумелости, вместо чувства дискомфорта, вместо имиджа «неумехи». Но важны не только суп и танцы. Надо научить его говорить, декламировать, осмыслять научный материал, то есть дать практические навыки познавательной деятельности. И более того - преподавания. Научили шизоида гладко говорить - вот он уже и преподает, а так он не преподаватель.

В принципе процесс этот бесконечен, но в разумных пределах мы можем работать с человеком в той области, где ему плохо, где он явно неуспешен и где этот неуспех он переживает.

Если человек может схватить образ деятельности по подражав ему, то есть если он пластичен, то и пожалуйста. Но когда возникают затруднения - тогда надо именно так, расчленять процесс на элементы, на блоки и складывать затем эти блоки в слитную деятельность.

Конечно, для того чтобы проводить такие тренинги, психолог должен сам всему этому научиться. Если он усвоил это с детства от деда-бабки, матери-отца, то далеко еще не факт, что он будет здесь хорошим психокоррекционистом. Надо понять затруднения человека, понять, почему у вас самого это лучше получается. А если у вас самого все не сразу получалось и вы у кого-то научились и поняли разницу, то вы сможете быстрее и эффективнее разработать тактику переучивания.

Однако некоторые наши психологи найдут мои рассуждения недостойными «их психологического величества». Скажут, что это слишком заземленные вещи - учить людей пилить дрова, что это уже не психология, а уроки труда в школе. Ну так вот, на мой взгляд, это и есть самая что ни на есть гуманистическая психология. Потому что из всех этих мелочей складывается имидж человека, а следовательно, и его успех или неуспех в жизни. Но если у человека везде неуспех, то ведь это крах. Так что это психология, а не «уроки труда».

Важную роль сыграет в жизни шизоида коррекция . Можно просто пойти в кружок художественной самодеятельности (как говорилось выше). Там руководитель так или иначе будет ставить сценическую речь, а благодаря этому улучшится и бытовая. Но поработать над собой можно и без кружка.

В фильме «Карнавал» героиня Ирины Муравьевой, подметая мостовую, отрабатывала скороговорки с орехами во рту. Но вы можете тренироваться и без них. Выпишите все известные скороговорки и поработайте с ними. Поработайте со стихами, лучше сразу с талантливыми.

Но главное, подберите стихи с аллитерациями и прочими фонетическими изысками, которые помогут сформировать хорошую дикцию. Таких стихов много у Маяковского, Кирсанова, у Вознесенского. «Мимо ярмарок, где ярки яйца, кружки, караси, по соборной, по собольей, по оборванной Руси!» (А. Вознесенский поэма «Мастера»). Выучите стихи наизусть. Послушайте на пластинках или кассетах чтение выдающихся артистов, декламируйте вместе с ними. Неплохо поработать с пафосными стихами. Пусть это будет «Илиада» Гомера, написанная гекзаметром: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, грозный который ахеянам тысячи бедствий содеял: многие души могучие славных героев низринул в мрачный Аид...» Или стихи Максимилиана Волошина... «Кто раз испил хмельной отравы гнева, тот станет палачом иль жертвой палача».

Я разработал такое упражнение. Берете любую фразу и читаете ее с разными ударениями: «Я иду в школу. Я иду в школу. Я иду в школу». Это сделает вашу речь более свободной. Вы не будете зависеть от языковой структуры фразы. Обычно ударение ставится на последнем слове: «Я иду в школу» - это привычно. Если же вы хотите подчеркнуть, что в школу идете именно вы, то надо бы сказать так: «В школу иду я». Но, владея перемещением ударения, можно и не менять порядок слов: «Я иду в школу».

Попробуйте прочитать стихи или прозаический фрагмент с совершенно иными интонациями, чем это получилось изначально. А потом подготовьте третий, совершенно другой вариант, затем четвертый и пятый, с абсолютно новыми, интонациями! В результате не останется и в помине нудной, монотонной речи. Это значит, что и бытовая речь будет расцвечена разными логическими ударениями и звуковыми модуляциями.

А теперь попробуйте подурачиться. Прочитайте пафосные стихи так, чтобы рассмешить людей. Нет, ерничать в жизни не надо. Но на воображаемой сцене - отчего же нет? Это тренинг! Пусть Самозванец из «Бориса Годунова» станет жалким фигляром со своими претенциозными упреками: «Не будешь ты подругою моею, моей судьбы не разделишь со мною, но - может быть, ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою!» Юрий Любимов в своем спектакле «Борис Годунов» показал такое прочтение. Но это его собственный режиссерский подход. А мы будем делать это только для тренинга.

Это составляющая общения. Важная, но не единственная. А как же тренировать прочие коммуникативные умения? Как быть с вступлением в контакт с незнакомыми людьми? Как не задевать их самолюбие? Как реагировать на конфликтогены? Как преодолеть шизоидную замкнутость? Ведь замкнутость часто рождается от неумения защитить себя в сложных коммуникативных ситуациях. И шизоид защищается, говоря себе: «Лучше не связываться». Вот он и не связывается вовсе ни с кем. Множество этих и других вопросов обсуждается в моей книге «Лабиринты общения». Она рассчитана далеко не только на шизоида, но и ему в ней многое предназначается.

Обратим внимание и на внешний вид шизоида. Некоторые шизоиды говорят, что - это мещанство, бездуховность. Не надо так всерьез. Все-таки даже отсутствие имиджа - это тоже своего рода имидж, только неудачный. Хоть немного последить за собой - это уже неплохо. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - здравая мысль. А если у человека уж совсем неопрятный вид, то людям это отнюдь не безразлично, а даже неприятно.

Совет простой. Не постесняйтесь обратиться к знакомым . Они охотно дадут в свою очередь дельные советы: и какие нужны шампуни, и что носят, и что кому идет. Можно и книги по имиджу почитать. Есть сестры Сорины с их серией, есть современные журналы мод. Не отвергайте полезных советов. И помните, что вам не обязательно быть в авангарде, но и нельзя выглядеть неаккуратным.

Мы писали, что у шизоидов «каша» во рту, на голове и в голове. Кстати, понять ошибки - это мы уже на полпути к их исправлению. Многое у шизоидов можно исправить, и не надо излишне печалиться. Кстати, многое ведь надо исправлять не только шизоидам, но и истероидам, а тем более «его величеству» паранойяльному и его адептам . Так что продолжим. Кажется, с первыми двумя «кашами» мы разобрались, а вот с «кашей» в голове...

Повторимся, что шизоид - человек творчески мыслящий. И произведения шизоидов обычно намного глубже, чем произведения других людей. Вот если бы только не эта «каша» в голове, которая затрудняет понимание.

Ну что ж, и здесь есть несколько соображений. Для начала поучимся у эпилептоида организации мысли. У них всегда: первое, второе, третье... Пусть будет хотя бы так. Но у эпилептоидов обычно мыслительный материал не так богат и сложен, поэтому шизоиду надо научиться чему-то еще.

Для прояснения мысли, оформленной в речи (произносимой, написанной или читаемой), первым делом надо четко выделить все важные понятия, в скольких бы словах каждое понятие ни выражалось. Понятие может быть представлено одним словом: «ночь», «улица», «фонарь», «аптека»... Но часто одно понятие представлено несколькими словами: «блочный дом», «Государственная инспекция безопасности дорожного движения». Понятий у человечества существенно больше, чем слов.

Мы написали «выделить», потому что в текстах понятия часто переплетены, спутаны. А мы каждое понятие заключаем в замкнутую фигуру. Форма фигуры каждого выделенного понятия должна быть удобной для восприятия и своеобразной. Фигуры эти целесообразно так организовать на рабочем поле страницы, чтобы были выявлены логические соотношения понятий. Этого можно добиться с помощью разнообразных соотношений замкнутых фигур, обрамляющих понятия, то есть соотношений рамок понятий. Можно для отображения логических связей применять также различные связующие линии и другие дополнительные обозначения.

Соотношения понятий между собой очень многообразны. Причинно-следственное соотношение, превращение одного в другое, части и целое. Эти соотношения понятий широко распространены в научных текстах. Одним из наиболее значимых в науке является родовидовое соотношение понятий. Шизоиды часто многое понимают, но у них все смешано в голове. А чтобы мысль была понятна другим, а часто и стала яснее и для самого себя, надо суметь каждое отношение понятий нарисовать. Составить логико-графическую структуру на бумаге. Возьмем геометрию. Можно словами описать соотношение различных треугольников. Треугольник может быть равнобедренным и неравнобедренным. Тот и другой может быть прямоугольным, тупоугольным и остроугольным. Прямоугольный неравнобедренный треугольник может быть с отношением сторон 3:4:5 (египетский), а может иметь иное соотношение сторон (тогда египетским его не назовешь). Остроугольный равнобедренный треугольник может быть равносторонним и неравносторонним. Есть неравнобедренный остроугольный треугольник, неравнобедренный тупоугольный треугольник и т. д. и т. п. Все это можно представить в уме, но лучше нарисовать. При этом, чтобы ничего не перепутать, слова пишем в выноске, указатель от которой ведем к рамке фигуры-понятия. Не всегда: если фигура-понятие дана сама по себе, изолированно, не перекрещивается с другими, то можно слова написать просто в ее рамке.

На логико-графической схеме, представляющей соотношение треугольников, подробно показано, какие понятия с какими понятиями как соотносятся. Так и имеет смысл поступить шизоиду, когда он теряется сам и запутывает своих слушателей. Геометрия хороша для примера точностью определений. Но, конечно, это только пример.

Организация работы и быта - это еще одна серьезная проблема для психолога в деле коррекции шизоидной личности. Чаще всего ведь нет никакой организации. Спасает цепкая , но не всегда. Если дел всего семь, то можно положиться и на память. А если этих дел, мелких и крупных, семьдесят семь, то тут уже требуется умение организовать их.

Постоянные дела выписываем на обложку ежедневника (крупным шрифтом). Единичные, привязанные к дате и часу, записываем в ежедневник. А единичные, но не привязанные к дате и часу, выписываем на отдельные листки с клейким краем и наклеиваем их в конце ежедневника. Дело сделано - листок изымается. Вот и все. Но это очень организовывает и упорядочивает личную работу.

Что же делать шизоиду? Вопрос, который мне задал один из моих подписчиков, на одну из публикаций о шизоидах. В этой статье, я хотела бы ответить на него. Насколько, я понимаю в основе вопроса: что же делать шизоиду? - лежит вопрос: как разрешить основной внутренний конфликт шизоида? Выбрать отношения или изоляцию, отстраненность и одиночество?

В первую очередь, хотела-бы заметить, что наверное ни на одну подобную тему, нельзя ответить определенным, конкретным советом, по типу: делайте так и будет вам счастье. И в данном вопросе, я придерживаюсь подобного мнения. Но, конечно некоторые советы и направления, могут стать весьма полезными для того, чтобы лучше понять себя и определить, что же делать дальше.

Итак: первое, что необходимо сделать с конфликтом, это привести его в баланс. Конфликт – это, по большому счету, два полюса одного мира, например: изоляция-отношения. Как правило, шизоидам свойственно либо полностью уходить в изоляцию и оставаться в полном одиночестве, либо полностью уйти в отношения, слиться и никогда не расставаться.

И здесь задача состоит в том, чтобы прийти к какому-то балансу, какой-то середине. Первое время, у вас скорее всего, будут постигать время от времени неудачи, будет сложно держаться этой середины - и это нормально. Это как езда на велосипеде. Ведь по сути, умение держаться на велосипеде - это и есть умение держать баланс, чтобы не упасть влево или вправо. Или например, как ходьба с тростью по канату. Кстати подобной тростью для вас может служить психотерапия.

Вообще для шизоидов психотерапия очень рекомендована. Потому что, это как искусственно созданные отношения, единственные отношения, в которых шизоид может приобрести безопасную привязанность. Это место, где вас не будут использовать, манипулировать вами, делать что-то не в вашу пользу. Где психотерапевт - это сопровождение, это вот, та самая трость, которая поможет найти баланс и увидеть, если начинаешь клониться в какую-то сторону. Отношения в которых могут подсказать, что происходит, но решение принимаешь только самостоятельно.

И хотя вроде бы, это искусственно созданная среда, но чувства и отношения при этом, внутри нее настоящие. Это как раз, является тем, что может помочь шизоиду понять: как строить отношения, как приближаться, отдаляться, как выбирать дистанцию. Потому что, по большому счету, для шизоида основной сложностью, является выбор дистанции. Для него проще: либо оставаться в одиночестве и распрощаться с отношениями, либо полностью слиться с другим человеком.

В психотерапии прохождение этого момента, является длительным, вам скорее всего понадобится год-два, чтобы изучить, пройти на собственном опыте и получить опыт безопасных отношений. После которого, вы вполне сможете вступать в отношения с другими людьми в реальной жизни.

Если же у вас в данный момент, нет возможности обратиться к психотерапии: я бы рекомендовала шизоидам, которые действительно очень отстраненные и изолированные, все таки взять себя в руки и идти в общество. Идти на какие-то мероприятия, лекции, учебу, танцы, найти новое хобби в которым вы что-то будете делаеть совместно. Возможно, вы найдете какую-то группу по интересам, обычно туда прийти легче. Идти и искать себе компанию, учиться дружить, общаться. Да, возможно иногда и обжигаться. Да, в такие моменты будет больно. Да, я знаю, есть много злых людей, негодных, недостойных. Да, вы будете с такими сталкиваться. Да, вам будет больно. Да, вы скорее всего вновь, в какой-то момент опять уйдете в себя.

Но, это нормальный процесс, это нормально: иногда возвращаться в люди, в жизнь, иногда уходить опять в себя, пережить эту ранку, переболеть, переплакать, и опять идти в люди.

Основная проблема шизоидной динамики, тот момент, когда она становится именно проблемной - это, когда человек решает, что вот, мне попался один, второй, третий “нехороший” человек – значит все такие, значит вокруг только такие. Ведь это, по большому счету, травма, это травмированный шизоид. Это, как навешать одно лекало на всех. Вот попались такие люди, все, значит вокруг только такие, значит мне будут попадаться только вот такие “нехорошие”. Лучше я буду оставаться дома, в изоляции.

Здесь важно помнить, что да, в мире есть много плохих, нехороших людей, но помимо них, есть и другие, нормальные, хорошие люди. Я думаю, вы считаете себя хорошим человеком. А это значит, что ваша задача - найти такого же хорошего человека. Хотя бы, 3-4 хороших человека для дружбы, и один - для личных отношений. Все, этого вам хватит с головой! Но для этого нужно искать, обжигаться, искать еще, открываться, рассказывать про себя. Не бояться просить помощи, просить какой-то внутренней поддержки. Конечно, открывайтесь по чуть-чуть, не нужно сразу же, выливать всю душу, открывайтесь и открывайте то, какой человек перед вами. Ваш или нет, попробуйте почувствовать: задавайте себе вопросы, присматривайтесь.

Другое дело, если вы бессознательно направлены на то, чтобы все-таки находиться в изоляции. Или если у вас бессознательно есть убеждение о том, что все вас ранят, обидят, травмируют, тогда вы будете: либо находить людей, травмирующих вас, либо в каждом человеке видеть, только плохих, нехороших людей. Вот в этом, тоже может быть опасность.

Но других способов, кроме как идти, пробовать, обжигаться, раниться, залечивать ранки, и опять идти в отношения, нет. За то в конце концов, вы сможете найти своих людей и окружить себя ими. Это долгий процесс, который может занять года, но других вариантов нет. Исключением может стать только терапия, где вы за год-два, сможете найти этот баланс и обретете возможность вступать в отношения, прерывать их и так далее. Желаю вам успехов в этом нелегком, но очень важном деле! И если остались еще вопросы, обязательно спрашивайте!

С уважением Лариса Бандура!

Для шизоидов особенно затруднительны проблемы, которые связаны с развитием межчеловеческих контактов: поступление в детский сад, знакомство со школьным коллективом, пубертат и встреча с противоположным полом, партнерские взаимоотношения и вообще всякие взаимосвязи. В связи с тем, что каждая близость провоцирует у них возникновение страха, они вынуждены в значительной степени сокращать близкие контакты или отказываться от них. Это приводит к тому, что они рассматривают любовь и любовные отношения как угрозу их независимости и утрату собственной значимости.

Встречающиеся в детстве трудности контактов в межчеловеческих отношениях, которые свидетельствуют о шизоидной проблематике и о которых становится известно со слов родителей или воспитателей, могут быть по субъективным причинам усилены или смягчены и вьывляются до того, как эти нарушения становятся очевидными. Сюда относятся случаи, когда у ребенка возникают трудности в контактах в детском саду или в школьном классе, когда он не находит себе товарищей, когда он держится особняком, предпочитает одиночество и испытывает неприязнь к другим; когда молодой человек в пубертатном периоде уклоняется от контактов с противоположным полом, когда он зарывается в книгу, уклоняясь и отгораживаясь от контактов, или предпринимает другие действия для того, чтобы остаться одному; когда он переносит тяжелый мировоззренческий криз в период пубертата с раздумьями о смысле жизни без попытки разделить свои переживания с другими. Все это является сигналами тревоги, которые заставляют родителей обращаться за советом к психиатру или психотерапевту.

Дополнительная проблематика беспокоит шизоидных личностей в период наступления партнерских отношений, возникающих под давлением пубертата. Это связано с тем, что любовь подразумевает взаимную душевную и телесную близость. В каждой любовной встрече нашей самости и нашей независимости в равной степени угрожает опасность излишне открыться партнеру, и это в той или иной степени требует защиты. В связи с этим в каждой встрече таится препятствие в виде внутренней, интимной проблемы, которая, будучи до сих пор подсознательной и скрытой, может, будучи осознана, причинять боль.

Как должен поступать человек, испытывающий томительное желание близости и слияния, любви и нежности, что должен он сделать, чтобы предложить другому разделить с ним нарастающее сексуальное возбуждение? В основе описанного нарушения контактов, недостатка тактичности в межчеловеческих отношениях лежит нарастающая до достижения данного возрастного периода неопытность в межличностных контактах, из которой проистекает особая тяжесть интеграции сексуальности. Им не хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным, чтобы решиться на совращение и самоотдачу. Нежность, вербальное или сентиментальное выражение склонности чуждо шизоиду, ему недостает чуткости и сопереживания, способности отождествить себя с другим.

Попытка разрешить конфликт между усиливающимся стремлением к обладанию и страхом перед близостью в межличностных контактах принимает различные формы. Чаще всего это проявляется в освобождении от любовного чувства и отщеплении от него сексуального влечения в чистом виде, т.е. в стремлении к сексуальной связи без любовного антуража. Партнер для него является лишь "сексуальным объектом", лишь средством для достижения полового удовлетворения, во всем остальном он его не интересует.

Однако вследствие такой эмоциональной безучастности партнерские взаимоотношения легко заменяются. Это защищает шизоидов от глубокого проникновения в их жизнь посторонних, свидетельствуя как об их полной беспомощности и неопытности в общеизвестных эмоциональных связях и отношениях, так и о том, что они предполагают, что партнер представляет угрозу для их жизни.

Все сказанное является основанием для развития механизмов защиты от чрезмерной близости и интимности со стороны партнера - шизоид не знает, как отвечать на его домогательства, так как они скорее неприятны ему, чем доставляют удовольствие.

Один мужчина обратился в бюро по брачному посредничеству и выбрал там фотографию дамы, которая меньше других понравилась ему: она, с его точки зрения, представляет для него меньшую угрозу и вряд ли вызовет у него любовные чувства.

Одна дама намерена вступать с мужчиной только в половую связь, игнорируя связь духовную, так как знает, что, вероятнее всего, больше не увидит его.

Женатый мужчина имел в том городе, где он жил вместе с семьей, еще одну, "тайную", квартиру, предпочитая быть недостижимым и сокрытым от семьи до тех пор, пока не испытывал склонность к возвращению домой. Он нуждался в том, чтобы защититься от эмоциональных претензий жены и других членов семьи (с другой стороны, эта личностная потребность в связи с семьей усиливалась, когда появлялась угроза его потребности в семейном убежище и приюте).

Из этих примеров видно, какой большой страх испытывают шизоидные личности перед связью, обязанностями, зависимостью и ограничением их личности. Этот страх оставляет их очень редко и объясняет их непредсказуемость и странные реакции.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, - это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции. Он нуждается лишь в собственной поддержке, которая не оставляет его. Естественно, любые отношения, связанные с атмосферой доверия и интимности, не свойственны ему и не возникают в его связях с партнерами. Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую он должен прекратить, тогда как его партнер в такой связи ищет близости и теплоты. Его робость и нерешительность здесь может исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака.

Один молодой человек под давлением своей подруги, которая хотела этого в течение нескольких лет, наконец обручился с ней. Он пришел к ней с кольцом, и они вместе отпраздновали обручение. Как только он вышел из дома, он опустил в ее почтовый ящик письмо, в котором отменил только что совершенное обручение.

Подобное поведение не так уж редко встречается у шизоидов. Часто они предпочитают знакомство на расстоянии и высказывают свое предпочтение в письмах, но непосредственная персональная близость отталкивает их, и они отказываются от прежних намерений.

В связи с упомянутым выше отделением сексуальности от чувства любви инстинктивные потребности шизоидов также носят изолированный характер; партнер рассматривается лишь как сексуальный объект, и любовная жизнь исчерпывается лишь функциональным процессом. Они не знают никаких любовных нежностей в виде пролога, им не свойственна эротика, для удовлетворения своих потребностей они идут напролом. Нежность легко преобразуется в причинение боли партнеру, жестокое нападение или даже нанесение телесных повреждений. За этим стоит подсознательное желание вызвать у партнера чувствительную реакцию из-за стремления после достижения полового удовлетворения как можно скорее отделаться от партнера. "После этого" - имеется в виду половой акт - "я предпочитаю вышвырнуть ее" - вот характерное для мужчины-шизоида выражение, которое отражает его страх перед любовными требованиями партнерши.

Большие трудности проявляются тогда, когда у шизоида возникает резкая амбивалентность между любовью и ненавистью, когда его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. В таких случаях он предпринимает новые попытки, требуя от партнера других способов любви, чтобы устранить свои сомнения. Эти попытки могут дойти в буквальном смысле до садизма. Его поведение может носить исключительно деструктивный характер; любовные привычки и склонности партнера отклоняются, пренебрегаются, анализируются, подвергаются сомнению или дьявольским образом извращаются. Они воспринимают спонтанную склонность партнера как проявление нечистой совести и расценивают ее как проявление чувства вины или "подкуп" ("чего ты хочешь этим достигнуть?", "ты, пожалуй, хочешь как-то загладить свою вину").

При хороших абстрактно-теоретических психологических комбинаторных данных шизоиду представляются бесконечные возможности для такого рода тенденциозных истолкований. В романе Кристины Рошефор "Отдых воина" с особой убедительностью изображается такая связь, при которой любящая шизоидного партнера женщина со временем доходит до границы своей терпимости.

Нередко шизоидные личности своим цинизмом разрушают все нежные порывы партнера, не отказываясь, однако, от связи с ним. С их точки зрения, влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую - их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам: "не строй такие собачьи преданные глаза", "если б ты знал, как ты смешно выглядишь" или "оставь эти дурацкие любовные нежности и давай, наконец, перейдем к существу дела".

Естественно, что если у партнера систематически разрушаются стереотипы любовного поведения, то сохранение такой связи может свидетельствовать о необычных любовных склонностях, исходящих либо из садомазохистского генотипа, либо из чувства вины, страха утраты или других мотивов. В противном случае либо эта связь покупается, либо наслаждение достигается лишь через страдание. Обычно такого рода связь должна в конце концов прекратиться и привести к ненависти, поскольку после любовного триумфа шизоид "обретает свое истинное лицо". Однако эта ненависть не реализуется, так как к другим шизоид относится точно так же.

Автобиографические романы Стриндберга содержат много примеров подобных шизоидных трагедий, приводя выразительные описания жизненной основы такого развития личности (например, "Сын Магды"). Дксель Борг в главном действующем лице своего романа "В открытом море" блестяще изобразил шизоидную личность, в которой отчетливо видны автобиографические черты.

Эмоциональная холодность при дальнейшем развитии может достичь экстремальных и болезненных размеров, приводя к изнасилованию и наслаждению от убийства; это происходит, прежде всего, если на партнера подсознательно проецируются непереработанные чувства ненависти и мести (происходит, как это называется в психоанализе, "перенос" на партнера отношений к объектам зависимости, с которыми он был связан в детстве). Такая не интегрированная в личностную структуру отщепленная сторона инстинкта всегда очень опасна и проявляется при нарастающей неспособности понимать партнера и сочувствовать ему, что приводит к преступлениям, связанным с нарушениями влечений.

В связи с трудностями, которые проистекают из чувственной связи с партнером и вообще из поиска партнера, шизоиды часто остаются одинокими и в конце концов находят партнера в себе самом, получая при этом самоудовлетворение. В некоторых случаях они избирают для себя эрзац-объект, как это бывает в случаях фетишизма.

Естественно, что в каждом таком эрзац-объекте отражается неразвитая сексуальность, несмотря на то что эти формы нарушений способности к любви носят в себе элементы любовного желания и являются выражением ищущего любовного томления.

Нередко у шизоидов сексуальное развитие остается инфантильным при высокодифференцированной личностной структуре. Иногда случаи выбора в качестве сексуального партнера детей или подростков свидетельствуют о том, что тяжелое нарушение способности к контактам в таких случаях сопровождается меньшей вероятностью развития страха. Порой подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности и даже в бреде ревности. Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, и подозревает, что партнер вряд ли сможет остаться с ним. В связи с этим он подозревает наличие соперника (иногда с достаточным основанием), который и сильнее любит, и больше него способен к любви. Лишенный теплоты и сочувствия, он расценивает естественное поведение партнера как проявление хитрости или насмешки над ним, которые отражают его демонизм и коварную преднамеренность. Эти истолкования могут дойти до бреда, до состояния, когда партнерские отношения становятся непереносимыми и в конце концов разрушаются с чувством наслаждения от разрыва и одновременно страдания, которого никто не может разделить и оценить. Мотивировка действий здесь выглядит так: если мне представляется невозможным любить и удержать любимого, то я предпочитаю разрушить эту связь, чтобы, по крайней мере, не потерпеть ущерба и не дать другому воспользоваться любовью моего партнера. Манеру поведения шизоида можно истолковать таким образом, что для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать оценку любви и любовным отношениям. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание, и поэтому он предпочитает уход. Такая "профилактика разочарования" отнюдь не редка: она содержит в себе, в большинстве случаев, подсознательный аспект проверки партнера: если он, несмотря на мое поведение, еще любит меня, значит, он действительно любит меня. Прежде всего, это свидетельствует о том, как тяжело этому человеку понять, любят его или нет, испытывают ли к нему влечение. В экстремальных случаях подозрительность и ревность могут привести к убийству: если партнер меня не любит, он не должен любить и никого другого.

Осознанно страх самоотдачи переживается ши-зоидами как страх связи. Любовное влечение относится к самоотдаче и к самоотвержению; накапливаясь путем подавления и преодоления страха, такое самоотвержение представляется шизоиду как полная самоотдача, как попытка поглощения его партнером.

В связи с этим происходит так называемая "демонизация" партнера, что вызывает перенос преодоленного страха и делает объяснимым непонятное поведение шизоида, и прежде всего - внезапно возникающую у него ненависть, которая исходит из чувства угрозы от могущественного "Ты" (партнера) без понимания того, что этим могуществом его награждает собственная проекция шизоида.

Особенно тяжело шизоиду решиться на длительную эмоциональную связь. Он склонен большей частью к кратковременным, бурным, но изменчивым связям. Брак для него представляется, прежде всего, несовершенным человеческим устройством, которое само собой распадается, а потому не может принести радости и удовлетворения. Шизоиды склонны к расчетам и планированию человеческих потребностей и приспосабливаются к такого рода потребностям. Изменчивость их мнений в отношении длительных связей носит постоянный характер: требуя для себя свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров как нечто само собой разумеющееся, в реальности же далеко не всегда позволяют это. Часто шизоид теоретически является сторонником брака и брачных отношений, на самом же деле он согласен лишь на те традиции и обычаи, которые позволяют ему сохранять свой стиль жизни, и любит лишь свои убеждения. Поэтому он часто расценивает честность и гражданское мужество как нечто отличающееся одно от другого. Нередко легализация даже длительной связи пугает их; для них обычны напоминающие супружество связи без их регистрации. При ранней утрате матери или разочаровании в матери они вступают в связь с пожилыми женщинами, полагаясь на их материнский инстинкт, тем самым наверстывая то, чего им не хватало в детстве. Такие женщины могут дать тепло и чувство защищенности без больших собственных претензий; это доверчивые женщины, которые понимают ситуацию непосредственно, не требуют от партнера того, чего он не может им дать, и не ожидают от этой связи ничего иного, нежели то, чем она обычно заканчивается. Лишь при глубоком нарушении соответствующих ранних фаз развития может возникнуть ненависть и желание отомстить по отношению к таким женщинам.

В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квазимужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные. Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем связи, связанные с эротической привлекательностью противоположного пола.

Во всех случаях длительные связи тяжелы для ши-зоидов; раздельные спальни являются как бы само собой разумеющейся потребностью; партнеры должны понимать это и соблюдать требуемую дистанцию как для своей защиты, так и для сохранения отношений.

Из всего сказанного следует, что, исходя из тех оснований, которые теперь стали для нас более понятными, шизоиды испытывают большие трудности в развитии и проявлении своих любовных склонностей. Они необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости или ограничивает их; они скупы на сентиментальные высказывания и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то не будет показывать свою самую глубокую привязанность, а предоставит шизоиду без лишнего проявления чувств все, что может ему дать.